Top.Mail.Ru
политика

Белорусский узел

Фото: ТАСС Фото: ТАСС
Павел Салин — директор Центра политологических исследований Финансового университета

Для более полного понимания процессов, происходящих сейчас в Белоруссии и вокруг нее, следует четко понимать два момента. Во-первых, официальное окончание выборов не является автоматическим окончанием борьбы за власть в стране вплоть до следующего электорального цикла. Оно не является даже окончанием ее решающего этапа, как это было, например, в 2010 году, когда также имели место протесты.

Официальные президентские выборы в Белоруссии в 2020 году — лишь промежуточная точка, время подведения промежуточных итогов борьбы за власть и уточнения позиций, перегруппировки ресурсов, вступления в игру новых участников.

Это обусловлено тем, что все основные игроки, кроме самого Александра Лукашенко, заинтересованы не в сохранении статус-кво по итогам выборов (так было в предыдущие электоральные циклы, когда было лишь два основных игрока — РФ и белорусские власти), а в его кардинальной трансформации.

Во-вторых, ситуация постоянно усложняется и все больше напоминает запутанный клубок, где интересы каждого игрока носят разнонаправленный и противоречивый характер. Например, Россия в настоящий момент одновременно заинтересована и в эскалации, и в скорейшем урегулировании конфликта, о чем более подробно ниже.

Белорусская расстановка

Если рассматривать схематично и несколько упрощенно, в белорусской игре в настоящий момент принимают участие четыре основных игрока. Их можно отнести к двум «составам» — «основному», который играет с самого начала (Россия и команда Александра Лукашенко), и «запасному», который подключился к игре незадолго до официальной даты голосования и/или сразу после него (Запад и Китай).

Для более полного понимания сложившейся к 11 августа картины — немного истории. Начиная со второй половины 2018 года (назначение послом РФ в Белоруссии Михаила Бабича) Москва форсировала давление на Минск с целью добиться от него «настоящей» интеграции, под которой понимается переход под эгидой руководящих органов Союзного государства контроля над экономикой и политико-административной сферой республики к Москве. Эта борьба шла постоянно с короткими перерывами, ее внешними признаками служили периодические публичные выпады сторон в адрес друг друга, однако вплоть до лета 2020 года г-ну Лукашенко успешно удавалось сдерживать амбиции Москвы.

На старте официального этапа президентской кампании в июне белорусскому президенту, элитам и внешним наблюдателям стало понятно, что в белорусском обществе накопилась усталость, переросшая в активное отторжение действующего президента.

Александр Лукашенко, опасаясь, что Москва поддержит одного из реально альтернативных кандидатов (помимо Тихановской такими являлись Бабарико и Цепкало, оба имели четкий российский бэкграунд), в обмен на гарантии невмешательства Москвы дал обещание сразу после выборов 9 августа форсировать процесс «интеграции» (де-факто — поглощения Россией Белоруссии).

Москва, помня о неоднократных «откатах» белорусского президента с заявленных позиций, решила закрепить реальные гарантии выполнения им своих обещаний. Одним из элементов такой подготовки, скорее всего, стала переброска в страну представителей парамилитарных формирований, которые должны были стать весомым аргументом Москвы в условиях прогнозировавшейся схватки за улицу.

И уже на данном этапе наблюдалось усложнение игры. С одной стороны, проникновение в страну нескольких десятков представителей парамилитарных формирований было невозможно без помощи высокопоставленных представителей белорусских спецслужб. Таким образом, часть госаппарата Белоруссии работает на стороне Москвы. С другой стороны, г-н Лукашенко предпринял удачный политический маневр с задержанием «гостей», что было невозможно без «слива» из Москвы. Таким образом, и часть российской элиты не поддерживает реализацию разработанных руководством РФ внешнеполитических планов. Белорусский президент, придав конфликту публичность и пригрозив выдать часть «гостей» Киеву, в условиях крайне ограниченных ресурсов сумел тактически, «на повороте», переиграть Москву.

Он вынудил Россию отказаться от одного из наиболее эффективных инструментов «гибридного» участия в белорусской политике на этапе уличных протестов как инструмента давления на г-на Лукашенко («расследование» в российских СМИ про «украинскую провокацию» можно рассматривать в качестве публичной декларации такого отказа).

Однако на данном этапе белорусская игра вновь усложнилась, к ней подключился Запад в лице США. Вашингтон в целом признает Белоруссию как сферу исключительного влияния Москвы на постсоветском пространстве. Его интерес — вовлечь Россию в долгосрочное противостояние в республике и отсрочить реализацию активных внешнеполитических планов на других направлениях постсоветского пространства. Принято считать, что ресурс времени у российских властей ограничен, поэтому заморозка реализации таких планов на шесть-восемь месяцев равносильна отказу от них. В итоге за несколько дней до даты выборов на территорию сопредельных с Белоруссией государств прибыли американские специалисты по «цветным» технологиям, которые, судя по косвенным признакам, подключились к игре накануне выборов или сразу после окончания голосования.

Последним в игру вступил Китай, первым в понедельник, признавший итоги выборов, то есть таким образом легитимировавший новую легислатуру Александра Лукашенко. Официальные белорусские СМИ сразу начали педалировать этот факт, вытесняя не периферию сообщение о поздравлении, поступившем от российского президента. Пекин, имеющий обширные экономические интересы в Белоруссии и рассматривающий ее как торговый форпост на границе с Европой (один «индустриальный парк», а по факту — огромный склад китайских товаров «Великий камень» чего стоит), может помочь Минску экономически на длинной дистанции, но не способен решить проблему здесь и сейчас — оказать помощь в подавлении протестов силовым способом.

В итоге Запад в лице США заинтересован в эскалации внутрибелорусского конфликта с целью долгосрочного вовлечения в него России. Для этого может быть использован любой сценарий, включая венесуэльский с признанием «альтернативного» президента. Интерес Китая — в скорейшем его разрешении, после чего он сможет эффективно использовать имеющийся у него экономический ресурс для поддержки Минска с целью его дальнейшей переориентации на Поднебесную.

При этом Пекин в ситуации разгорающегося противостояния на улицах мало чем может быть полезен официальному Минску, в отличие от Москвы.

Москва и Минск на распутье

В наиболее сложной ситуации оказался «основной состав» игроков — Минск и Москва. Проблемы Александра Лукашенко очевидны, и про них много что сказано, но и Москва оказалась в достаточно сложной ситуации. С одной стороны, для нее целесообразна эскалация уличного протеста, чтобы г-н Лукашенко или другие представители белорусского истеблишмента обратились с просьбой о помощи и уже не смогли отказаться от данных в июне обещаний по интеграции. С другой — эскалация протеста с высокой степенью вероятности может повлечь за собой актуализацию двух рисков. Первый риск — пойти на поводу у Запада и завязнуть в Белоруссии. Второй — спровоцировать «эффект домино» и перенести протест на территорию самой России, где ситуация и так накалена, типологически похожа на белорусскую три-четыре месяца назад.

В то же время быстрое решение конфликта силовым путем позволит Александру Лукашенко проскочить наиболее опасную для него уличную фазу и вернуться на поляну геополитики, где он располагает гораздо большей свободой маневра и сможет заместить Запад в качестве противовеса России Китаем, а Пекин наверняка поддержит Минск в реализации этих планов.

«Белорусский узел» затягивается все туже. «Битва за Минск», несмотря на официальное окончание выборов, набирает обороты. Ближайшие дни или даже часы покажут, по какому из вышеописанных сценариев развиваются события — затянется ли этот узел еще туже или будет разрублен волевыми действиями игроков.

Еще по теме