Top.Mail.Ru
архив

Бесконечная распродажа

Распродажи одежды - явление, как правило, сезонное. К тому же в Москве объявления о скидках - чаще всего просто примитивный рекламныq ход. Бывают, конечно, распродажи по случаю закрытия магазина, но это акции разовые. "Берсо", возможно, первый в Москве магазин, основным принципом работы которого является распродажа одежды известных марок.

Остатки роскоши

"Берсо" появился в районе метро "Семеновская" в июле 1998 года. Как вспоминает Ирек Мустафин - один из директоров российского представительства французской марки Big Star, которая и владеет магазином, споры по поводу названия были бурными и долгими. Название "Берсо" (сокращение от "Бесконечной распродажи стильной одежды") в конце концов победило варианты "Большие скидки",

"-X%" и др.

В магазине продается одежда марок Lee, Mustang, Levi's, Wrangler, Big Star и других. Цены здесь гораздо ниже, чем в фирменных розничных точках, - так было задумано изначально. "Берсо" создавался не ради прибыли, а для решения совершенно другой задачи - оптимизации склада. Сюда свозят свой товар компании, имеющие проблемы со складскими остатками.

"Эта идея витала в воздухе, - говорит Ирек Мустафин. - Остатки образуются у всех торговцев одеждой независимо от популярности марки и ценовой политики. Заказывать очередную партию одежды приходится, как правило, за полгода и точно предугадать возможный спрос не всегда удается". Товар может надолго зависнуть на складе. И дело даже не в том, что неходовая одежда занимает место. Главное - деньги, потраченные на ее закупку, не участвуют в обороте.

Обсуждение этой темы началось в российском Big Star года два назад. У компании есть фирменный магазин на Рождественке, одежда этой марки продается и в десятке мультибрэндовых точек. Однако распродажа складских остатков в этих магазинах подорвала бы их ценовую политику. "Не может быть, чтобы на соседних полках лежали одинаковые джинсы, но одни по $25, а другие по $50, - объясняет Мустафин. - Вполне естественно, что, если человек хочет купить эту же вещь, но подешевле, ему надо будет предпринять какие-то усилия. Выехать из центра города, например". В компании решили, что под распродажу складских остатков надо создавать магазин с иной концепцией.

Скромный "старт"

В том или ином виде некие подобия таких магазинов уже существовали. Одни компании организуют розничную торговлю прямо со склада, другие под распродажу остатков снимают на несколько дней просторное помещение. Прототипом для "Берсо", однако, стали западные аналоги.

У каждого уважающего себя европейского производителя известных марок есть свой центр распродаж. Туда поступает одежда с браком, который подчас практически незаметен: торчит нитка, оторвана пуговица... Держа марку, в розницу такую одежду уже не пускают. "Существует несколько таких сетей по распродаже, - рассказывает Ирек Мустафин. - Например, сеть Dress for Less в Америке. У Big Star тоже есть такой центр - Factory Outlet. Мы ориентировались именно на опыт головной компании".

Поскольку размер складских остатков непредсказуем, в российском Big Star решили подстраховаться и, прежде чем вложиться в магазин, переговорили с оптовыми поставщиками других - схожих по стилю - марок. Lee, Mustang и Levi's предоставили Big Star данные о своих примерных остатках. Сложив полученные цифры со своими, Big Star приступил к поиску соответствующих площадей. Магазин должен был располагаться вдали от центра, в большом по площади помещении с относительно невысокой арендной платой. В итоге остановились на помещении площадью 700 кв. м в здании фабрики детской одежды "Старт". Ремонт сделали за месяц, без всяких излишеств. "Больше всего денег мы потратили на внешне неприметное оборудование, - вспоминает Мустафин. - Оно долговечное и функциональное, его сломать в принципе невозможно. С планировкой помог дизайнер французского Big Star".

Покупатель, пришедший в магазин бесконечной распродажи, должен сразу видеть, где тут обувь, где джинсы, где толстовки. Поэтому в зале нет никаких перегородок. Любой товар доступен покупателю. На каждые 100 кв. м в "Берсо" приходится лишь один сотрудник. Во-первых, так снижаются издержки. Во-вторых, человек иногда стесняется подбирать вещь подешевле и повышенное внимание ему ни к чему.

Камера самообслуживания

Главная задача магазина "Берсо" - распродавать товар. Выполнению этой задачи подчинен и режим работы магазина - с 10.00 до 20.30 без обеда и выходных.

На первом этапе развития магазина одной из самых острых проблем было воровство. Сейчас перед входом в торговый зал установлена камера хранения, которая работает в режиме самообслуживания. Посетитель сам закрывает ячейку на ключ (не надо нанимать гардеробщицу). При входе в примерочную покупателю выдается номерок с указанием количества взятых на примерку вещей. После примерки продавцы сами несут вещи к кассе или возвращают их в зал.

Вторая основная проблема магазина с большой оборачиваемостью товара - учет. В течение первых шести месяцев работы использовали стандартную систему посменной сдачи. Смены трудились каждая по неделе, и получалось, что один день в неделю смена тратит на сдачу магазина, а еще один - на приемку, поскольку центр по распродаже не бутик: здесь порядка 20 000 наименований товаров. Причем иногда определенная модель может присутствовать в единственном экземпляре. Посетитель подержал ее в руках и перевесил на другую стойку - поди найди.

Намучившись с этой схемой, в "Берсо" отказались от нее. Теперь учет идет каждый день по определенной группе товара. Это позволяет не напрягаясь переучесть весь магазин за месяц. По словам Мустафина, результат тот же, что и при первой системе, а хлопот гораздо меньше. Отказались в магазине и от недельного графика работы. Энтузиазм продавца сохраняется не больше трех дней, поэтому именно на такой график - три дня через три - компания и перешла. В каждой смене по восемь человек. Персонал в "Берсо" набирают из числа прошедших стажировку в других магазинах, где продается марка Big Star.

Вырывая мех

Еженедельно в магазин поступают две-три новые партии. Помимо складских остатков четырех марок сюда поступают иногда вещи из фирменных магазинов - когда на собственной распродаже скинуть цену больше нельзя, а по заявленной скидке товар не продается.

"У нас есть постоянные покупатели, которые прекрасно ориентируются и в "Берсо", и в фирменных магазинах, - рассказывает Мустафин. - Человек не решился совершить покупку в центре, потом звонит, а вещи уже нет. "Отдали в "Берсо"? И он едет к нам".

Расположение магазина отсекает случайных посетителей. По собственной статистике Big Star, из трех человек, входящих в "Берсо", двое выходят с покупками. Срабатывают два фактора - фирменность товара и его цена. Хотя нередко низкая цена становится для персонала источником проблем. Периодически покупатели жгут вырванный из ботинка мех, проверяя его натуральность. Не у всех укладывается в голове, что низкая цена возможна за счет минимизации издержек и наценки.

"Берсо" не нефтяная скважина, и он не должен приносить большой доход, - считает Ирек Мустафин. - Магазин помогает избавиться от складских остатков. И это уже эффективно. Мы теперь всегда знаем, куда можно деть товар. И другие компании тоже".

Сейчас, по мнению Мустафина, магазин загружен на 50%. Площади позволяют без ущерба для концепции и выкладки загрузить еще 10 - 20%. Возможно, к сотрудничеству будут привлечены и другие марки, соответствующие общему стилю.

Еще по теме