Top.Mail.Ru
архив

Продавцы успеха

Бытописатели московских нравов конца уходящего века не преминут в своих романах и воспоминаниях отметить, что являлось в эти нелегкие времена мерилом жизненного успеха для московского обывателя. Квартирный вопрос, как верно отмечал персонаж Булгакова, портит москвичей, причем особенную остроту порча приобрела в середине 90-х, когда квартиры в Зюзине и Митине стали доступны всем имеющим в кармане определенную сумму денег, а определенная сумма денег появлялась только в карманах преуспевающих людей.

Купивший себе на квартиру на улице Газгольдерной мог без всякой самокритики сказать вслух о том, что дела у него идут очень хорошо (квартира, купленная на Сретенке, незамедлительно вызывала желание заглянуть в карман пиджака ее владельца - на месте ли его верный "кольт"). Остальным представителям среднего класса лучшего города земли оставалось только, едучи в метро, в перерывах между зубрежкой английских идиом и чтением самоучителя по торговле ценными бумагами многократно повторять про себя: "Все у нас получится".

Между тем времена, как ни странно, поменялись, а вместе с ними парадоксальным образом изменились и нравы. Несмотря на продолжающиеся социальное расслоение, финансовый кризис и перманентное озверение налоговой инспекции, самая лучшая, энергичная и удачливая часть среднего класса приобрела-таки себе "двушку в Бибиреве" или "однокомнатную в Печатниках". Да и все остальные как-то сразу поняли: это мы можем. Странно, но сейчас словами о покупке квартиры нельзя удивить никого. Короче, мерило жизненного успеха потихоньку превращается в рутинную операцию - "все люди делают это".

Развенчание квартирного фетишизма совпало с окончательной стабилизацией цен на квартирном рынке и с увеличением роли крупных риэлтерских компаний в этом бизнесе. Мелкие риэлтеры разоряются как лоточники напротив "Рамстора". Однако голь, как известно, на выдумки хитра. В августе 1999 года одновременно несколько некрупных риэлтерских компаний взяли на вооружение достаточно сложный маркетинговый прием, который можно охарактеризовать как "продажу жизненного успеха". Риэлтеры предлагают покупателю квартиры автомобиль в придачу.

Казалось бы, это слишком просто. Подарки, включенные в стоимость покупки, - прием, старый как мир. Между тем в нашем случае он имеет особенность, выделяющую его из общего ряда.

"Понимаете, купить квартиру в Москве может каждый второй. И он ее обязательно купит - не сейчас, так потом, - заявил корреспонденту "Ко" один из менеджеров риэлтерской компании, использующей этот маркетинговый ход. - Однако фокус-то вот в чем. Нынешнее мерило благополучия - это когда ты можешь купить квартиру не напрягаясь. Занять денег, продать что-то могут все. А вот сказать: "Я купил в августе квартиру и машину" - это может далеко не каждый. Мы же даем возможность сделать это всем желающим. Накопил денег на квартиру, занял, украл - будь полноценным человеком. На колесах и при жилье, как все белые люди. Откуда у нас машины? По бартеру продали квартиру. А то, что у нас квартиры подороже... Понимаете, задача нашей рекламы вовсе не в том, чтобы убедить клиента купить квартиру именно у нас. А в том, чтобы он в первую очередь позвонил нам. Мы ничего не выигрываем и не теряем, равно как и он. Но сначала позвонят нам. Особенно те, кто победнее".

Любопытно, что еще несколько лет назад очень похожий прием применяли специалисты по обмену больших квартир на меньшие с доплатой. Тогда бедным людям, которые согласились обменять свою хорошую квартиру на деньги и плохую квартиру, предлагали в подарок видеомагнитофон и телевизор. Тогда именно этот комплект был мерилом успеха. Хорошо, что сейчас наступило время дарить машины. Через несколько лет, глядишь, эта уловка - дарить "Таврию" в комплекте с квартирой в Орехово-Борисове - тоже станет смешной и нелепой. А риэлтеры, придумавшие этот фокус, скорее всего, переедут-таки на Сретенку.

Еще по теме