Top.Mail.Ru
$ 62.00
 108.40
£ 75.25
¥ 47.09
 61.80
Нефть WTI 112.04
GOLD 1846.67
РТС 1239.83
DJIA 31261.90
NASDAQ 11354.62
BTC/USD 29235.60
мнения

Бизнес на прокачку

Фото: svetikd / E+ / Getty Images Фото: svetikd / E+ / Getty Images

Формат интенсивных программ для предпринимателей получил распространение в России и по всему миру. Директор по сервису и продукту технологической образовательной компании «Like Центр» Екатерина Попова в колонке для журнала «Компания» рассказывает, как разобраться во множестве кампусов для бизнесменов и выбрать оптимальную программу для развития своего бизнеса. 

Что такое буткемпы и когда они появились

Концепт буткемпов — интенсивных курсов для освоения новой профессии — впервые возник в США в 2011 году. Такие курсы помогают ускоренному обучению IT-специальностям: желающие могут освоиться в мире технологий, получить профессиональные навыки и найти работу. Первые буткемпы обучали веб-разработке, но со временем модель распространилась и на другие направления, включая анализ данных, кибербезопасность, дизайн, проектирование интерфейсов, digital-маркетинг и др. Буткемпы могут быть с полным погружением (иммерсивными), данный формат, как правило, длится 14 недель. Плюс ко всему они проходят в онлайне, длительность такого обучения — до 15 недель. На глобальном уровне известны такие буткемпы, как CodeSmith и TechElevator. Концепт набирает популярность и в России, в частности, существуют программы с гарантией трудоустройства после окончания учебы, как Turing и Elbrus. 

Рынок буткемпов активнее всего развивается в странах Северной Америки: рост курсов для обучения программированию в США и Канаде за 2020 год составил 39%, а объем рынка — 349 млн долларов. В среднем программы рассчитаны на 12 недель и стоят чуть больше 14 тысяч долларов. 

Бизнес-буткемпы сделаны по похожему принципу. Они помогают освоить техники управления организациями за короткий срок и найти единомышленников. Например, Global Business Bootcamp проводится для предпринимателей по всему миру и, помимо теоретических знаний и кейсов, помогает нетворкингу. Онлайн-буткемпы для предпринимателей вроде программы Udemy рассчитаны на людей, которые никогда не занимались предпринимательством и стремятся постигнуть азы. 

Каждые несколько месяцев мы проводим буткемпы для предпринимателей в Казани. Такой формат позволяет участникам знакомиться вживую и полностью погрузиться в образовательный процесс. Они проводят аудит компании с экспертами, создают дорожные карты проектов (roadmaps) и определяют направление, в котором необходимо двигаться для улучшения бизнеса. По возвращении из буткемпов мы видим, что предприниматели значительно улучшают свои результаты в бизнесе, начинают работать над новыми механиками. 

Успех в предпринимательстве во многом зависит не только от собственных способностей и навыков, но и от правильного окружения. Поэтому лучшие результаты получают люди, которые обретают группу единомышленников, могут обмениваться опытом и развивать сообщество предпринимателей. В России, как и по всему миру, создаются региональные коворкинги и кампусы для предпринимателей, которые способствуют развитию здоровой бизнес-среды.

Программы поддержки начинающих предпринимателей 

Бизнес-акселераторы 

Это ограниченная по времени интенсивная программа, которая предназначена для развития уже существующего бизнеса. Бизнес-акселераторы, как правило, предлагают поддержку и обучающие элементы: мастер-классы, тренинги, встречи с инвесторами. Они могут предоставлять стартапам гранты или займы иногда в обмен на долю в компании. Например, один из самых престижных мировых акселераторов, через который прошли такие компании, как Dropbox, AirBnB, Reddit, Y Combinator инвестирует 150 тысяч долларов в развитие компаний. Фонд работает с поступившими на программу в течение трех месяцев. Он помогает создавать продукт и найти инвесторов, при этом получает 7% акций стартапа.

Акселераторы предлагают и платные программы, как в случае с ФРИИ, который, помимо прочего, помогает компаниям выйти на международные рынки. А инвестиционный акселератор ВШЭ способствует привлечению средств на развитие бизнеса. 

Инкубаторы 

Инкубаторы — структуры для поддержки стартапов на начальном этапе развития — дают доступ к пространствам для коворкинга, тренинги, консультации на тему бухгалтерского учета и правовой защиты, помощь наставников, а в некоторых случаях — доступ к инвестициям. К примеру, из американского инкубатора IdeaLab вышли такие бизнесы, как Picasa, Tickets.com и Ubermedia.com.

В России функционируют 260 инкубаторов. Обычно они базируются при крупных вузах, в частности МГУ имени Ломоносова, ВШЭ и РЭУ имени Плеханова. 

Технопарки

Основная задача технопарков — акселерация инновационных компаний и создание для них максимально комфортных условий, в том числе финансовых. Они стремятся собрать в одном пространстве предпринимателей и организации, которые работают над прогрессивными технологиями и обычно имеют на своей территории технологические офисы, лаборатории и НИИ. Технопарки получили широкое распространение в США в 1960-х годах: профессор Стэндфордского университета Фредерик Терман предложил сдать землю в долгосрочную аренду в качестве офисного парка для высокотехнологичных компаний, благодаря чему университет стал получать дополнительные доходы. Эта идея положила начало Силиконовой долине.

В России, в свою очередь, к декабрю 2021 года насчитывается 379 индустриальных парков и технопарков. Причем правительство планирует увеличить объем материальной поддержки для развития таких структур почти в 4 раза. 

Коллаборация и нетворкинг как движущая сила для развития бизнеса

На смену жесткой конкуренции в бизнесе пришла коллаборация: пандемия показала, насколько важна взаимная поддержка между организациями для роста экономики в целом. По прогнозам McKinsey, к 2025 году компании будут получать более одной трети своих доходов благодаря партнерским экосистемам. Поэтому все программы для развития бизнеса подразумевают совместное пространство и поддержку между участниками предпринимательского сообщества, в том числе для заключения стратегических партнерств. 

Еще по теме