Top.Mail.Ru
бизнес

Большие деньги большого тенниса

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Триумфаторами турнира Большого шлема US Open в одиночном разряде стали представительница Японии Наоми Осака и Доминик Тим из Австрии. Волевые победы в финале над Викторией Азаренко (Белоруссия) и Александром Зверевым (Германия) соответственно принесли им по 3 млн $. Однако призовые деньги — не единственный, а зачастую не основной источник доходов топовых теннисистов. Журнал «Компания» выяснил, что, кроме побед, приносит деньги спортсменам.

Призовые за поражения

Открытый чемпионат США — один из четырех турниров серии Большого шлема (ТБШ), в которую также входит мельбурнский Australian Open, парижский Roland Garros и лондонский Wimbledon. Это самые престижные соревнования в сезоне, за победы в которых начисляется больше всего рейтинговых очков и выплачиваются самые большие призовые.

Из-за пандемии в этом году на US Open общий призовой фонд уменьшился на 3,5 млн $ и составил 53,4 млн $. Больше всего на ТБШ получают победители самых популярных среди зрителей одиночных разрядов. В этом году российских болельщиков порадовала Вера Звонарёва, которая в паре с представительницей Германии Лаурой Зигемунд выиграла в финале турнира у Сю Йи-Фань (Китай) и Николь Меличар (США) — 6:4, 6:4. Эта победа стала для 36-летней россиянки особенной: спортсменка вернулась на корт после трехлетнего перерыва, связанного с рождением дочери, и череды травм. Она смогла выиграть свой пятый Шлем (три титула в паре и два в миксте). Трофей в Нью-Йорке принес Звонарёвой и Зигемунд 400 тыс. $. (по 200 тыс. $). Финалистки заработали по 120 тыс. $. Тогда как в одиночке соперница победительницы Наоми Осаки — Виктория Азаренко — стала богаче на 1,5 млн $. Столько же поступило и на банковский счет боровшегося за титул с Домиником Тимом — Александра Зверева.

Но престиж турниров Большого шлема определяется не только большими призовыми победителей и финалистов. Попасть в сетку этих соревнований — уже победа, что подтверждается размерами гонораров участников. В этом году, даже если игрок вылетал в US Openв первом круге, он все равно получал 61 тыс. $. С каждым раундом сумма призовых повышалась: второй круг — 100 тыс.; третий — 163 тыс.; ⅛ финала — 250 тыс.; четвертьфинала — 425 тыс.; ½ финала — 800 тыс.

Федерер заработал на корте 5 % своего дохода

В августовском рейтинге Forbes самых высокооплачиваемых теннисистов мира 5-я ракетка планеты россиянин Даниил Медведев оказался на восьмом месте. За год, с июня 2019 по июнь 2020 года, до вычета налогов он заработал 11,8 млн $ (7,3 млн $ — призовые, 4,5 млн $ — рекламные доходы). В прошлом сезоне Медведев показал фантастическую серию, выйдя в финал шести крупных турниров. Призовые на них могут в несколько раз различаться в зависимости от категории соревнований. Например, титул чемпиона St. Petersburg Open (АТР 500) принес Даниилу 203 тыс. $, а победа на «Мастерсе» в Шанхае — уже 1,3 млн $. Но больше всего россиянин заработал за битву в финале US Open — 2019 против Рафаэля Надаля, выигравшего турнир. Тогда Медведеву был выписан чек на 1,9 млн $. Лучший сезон в карьере позволил россиянину подписать или пересмотреть на более привлекательных для себя условиях контракты с мощными мировыми брендами: BMW, Tinkoff, Lacoste, Bovet.

Лидером же рейтинга стал Роджер Федерер. На банковский счет швейцарца поступило 106,3 млн $. Из них призовыми Роджер заработал только 6,3 млн, а 100 млн — рекламные контракты.

Однако два других величайших теннисиста современности, Новак Джокович и Рафаэль Надаль, получили от рекламы втрое меньше. Серб — 32 из 44,6 млн $, заработанных за год, испанец — 26 из 40 млн $.

В чем же причина такого отрыва 39-летнего Федерера от своих коллег? Ответ прост: Роджер Федерер идеально вписывается в образ классического теннисиста, и с ним хотят сотрудничать крупнейшие бренды, предоставляющие продукцию для деловых людей.

Кроме того, что Роджер побил много рекордов на корте, он правильно себя позиционирует и за его пределами. Это позволило спортсмену заключить контракты с такими известными компаниями, как Mercedes-Benz, Rolex, Credit Suisse, Gillette, Wilson, Uniqlo.

И даже сейчас, когда теннисист пропустил несколько месяцев из-за травмы и только приступил к тренировкам, его доходы только возросли.

«Спонсоры обращают большое внимание на имидж игрока. Федерер элегантен, обладает швейцарской сдержанностью и может хорошо выступить перед публикой. Он идеально вписывается в образ человека, который должен представлять элитные марки», — рассуждает Андрей Вейкуть, тренер сборных команд Краснодарского края по теннису.

Безупречный имидж Федерера позволил ему стать первым теннисистом в истории, которому удалось возглавить список богатейших спортсменов мира. Он оставил позади звезд футбола — Криштиану Роналду (заработок за год 105 млн $, из них реклама — 45) и Лионеля Месси (заработок за год 104 млн $, реклама — 32).

Несколько лет назад главной причиной конфликта между Сереной Уильямс и Марией Шараповой было то, что россиянка значительно превосходила американку по заработкам, но уступала ей на корте и находилась ниже в мировом рейтинге. Только в 2015 году Мария заработала на рекламе на 10 млн $ больше Серены — 23 млн $.

Однако отношения спортсмена и рекламодателя не являются константой. Стоит атлету оступиться — и это может существенно сказаться на его доходах: крупные компании дорожат своим именем. Так, Шарапова 11 лет возглавляла рейтинг самых богатых спортсменов мира. Но в 2016 году, после допингового скандала и последовавшей дисквалификации на два года, известные бренды прекратили сотрудничество с Марией.

Сразу после Федерера среди теннисистов по заработкам от спонсоров идет Наоми Осака — четвертое место рейтинга самый богатых теннисистов мира. Она обошла 23-кратную победительницу турниров Большого шлема Серену Уильямс (36 млн $: 4 млн — призовые, 32 — от спонсоров). Осака заработала за год 37,4 млн $ (3,4 млн — призовые, 34 — реклама). 3-я ракетка мира стала особенно популярной среди рекламодателей в преддверии Олимпиады-2020 в Токио, которая была перенесена на лето 2021 года. Теннисистка стала амбассадором спонсоров Игр — Procter & Gamble, All Nippon Airways и Nissin. По этой же причине высокие рекламные контракты и у ее соотечественника, 35-го номера рейтинга АТР, Кэя Нисикори (32,1 млн $: 1,1 млн — призовые, 31 — реклама).

Новоиспеченный победитель US Open Доминик Тим (3-я ракетка мира) в списке богатейших теннисистов планеты занимает скромную девятую позицию. За год австриец заработал на контрактах с Adidas, Babolat, Red Bull, Bank Austria, Rolex и Sky Sports4 млн $. Скорее всего, первый титул ТБШ позволит ему увеличить выплаты по контрактам, но пока на корте теннисист зарабатывает заметно больше — 7,1 млн $ (общая сумма за год — 11,1 млн $).

Высокий интерес мировых брендов к теннису объясняется составом аудитории: этот вид спорта любят обеспеченные люди, а за игрой наблюдают в равной степени как мужчины, так и женщины. Было подсчитано, что на US Open — 2019 средний доход семьи равнялся 216 тыс. $.

Топ компаний — рекламодателей звезд тенниса

  • производители экипировки: Head, Babolat, Lacoste, Wilson, Uniqlo, Nike, Adidas;
  • автоконцерны: BMW, Mercedes-Benz, KIA Motors, Peugeot, Nissan;
  • банки: Credit Suisse, BNP Paribas, Tinkoff, Bank Austria;
  • часовые бренды: Rolex, Hublot, Bovet;
  • производитель потребительских товаров Procter & Gamble;
  • производитель энергетических напитков Red Bull.
прочитать весь текст

Ставка на совесть

Впрочем, многомиллионные доходы в теннисе ограничены небольшим кругом топовых спортсменов. Тем, кому не удалось пробиться в спортивную элиту, приходится искать другие источники заработка. Иногда находятся не вполне законные варианты. Исследователи организации Tennis Integrity Unit (TIU) пришли к выводу, что теннис в спортивной семье — лидер по количеству договорных матчей. Проигрывая на корте, но выигрывая в букмекерской конторе, некоторые теннисисты получают в десятки раз больше денег.

Большая часть подозрительных игр фиксируется в «челленджерах» и «фьючерсах» (турниры низших категорий, проводимые под эгидой Международной федерации тенниса (ITF)). Но под подозрения попадали и теннисисты первой сотни.

Последним громким «сливом» считают поражение в первом круге Уимблдона-2019 австралийца Бернарда Томича (103-я ракетка мира), который проиграл французу Жо-Вилфриду Цонге (67-я позиция рейтинга ATP) за 58 минут со счетом 2:6, 1:6, 4:6. Действия Томича квалифицировали как «отказ ведения спортивной борьбы» и не выплатили причитающиеся за вылет в стартовом раунде 56 тыc. $ призовых. Теннисист подал апелляцию, но полностью оправдан не был. В итоге ему обещали выплатить 25 % заработанного только через два года в случае его примерного поведения — участия за этот период во всех турнирах Большого шлема без нарушения правил.

Андрей Вейкуть связывает большое количество «договорняков» с желанием теннисистов нижней части рейтинга заработать: «Многие об этом молчат, но такие вещи широко практикуются».

Кавалер ордена Мужества теннисист Андрей Чесноков, который отыграл у немца Михаэля Штиха в полуфинале Кубка Дэвиса 1995 года девять матчболов и вывел сборную России в финал турнира, уверен, что соблазну такого легкого заработка не поддаются настоящие спортсмены.

«Конечно, подобные ситуации можно контролировать. На этой почве многих губит жадность: они идут на ставку в 200 тысяч долларов, — и сразу начинается подозрение. Это всегда было, есть и будет (договорные матчи. — Ред. «Ко»). Но существуют настоящие чемпионы, которые останутся в нищете, но на такие вещи никогда не пойдут», — говорит Андрей Чесноков.

Ассоциация теннисистов-профессионалов (ATP) старается финансово поддерживать игроков, основу доходов которых составляют призовые. Несмотря на сокращение общего призового фонда по сравнению с прошлым годом и урезание гонорара победителя и финалиста, вылетевшие в первом круге US Open получили на 3 тыс. $ больше (61 тыс. $), чем в 2019-м.

Ранее ассоциация уравняла призовые — до этого в женском туре премиальные были ниже, чем в мужском. Все эти меры призваны стимулировать игроков к честной спортивной борьбе на корте.   

Еще по теме