Top.Mail.Ru
архив

Бумажная война

12.12.201300:00


Конкуренция на рынке бумажной продукции в России ужесточается: сразу несколько игроков увеличивают мощности. Однако председатель совета директоров "SCA Россия и СНГ" Ингольф Браун утверждает, что к ситуации готов. Во-первых, фабрики компании оснащены самым современным производственным оборудованием, во-вторых, внедряются инновации. Например, растворимые в воде втулки от рулонов туалетной бумаги. Такая новинка от торговой марки Zewa должна появиться уже в следующем году. В интервью "Ко" Ингольф Браун рассказывает о том, как SCA намерена развиваться в условиях возросшей конкуренции на рынке.

SCA

SCA - одна из лидирующих международных компаний в сфере гигиенических товаров и продукции лесной промышленности, которая разрабатывает и производит предметы личной гигиены, бумажную продукцию и изделия из древесины.

Продажи осуществляются в 100 странах. У SCA много известных торговых марок, включая мировые торговые марки Tork и TENA, а также региональные торговые марки, такие как Zewа, Libresse и Libero.

Будучи крупнейшим частным владельцем лесов в Европе, SCA уделяет большое внимание ответственному природопользованию. Штат компании - 36 000 сотрудников. Продажи в 2012 году составили 9,8 миллиардов евро. Компания была основана в 1929 году. Штаб-квартира находится в Стокгольме (Швеция).


- Как давно компания SCA занимается производством в России? Выгодно ли оказалось развивать производство в нашей стране?

- В 1998 г. мы приобрели фабрику по производству санитарно-гигиенических бумаг в Светогорске (Ленинградская область). Светогорский ЦБК стал первым производством компании в России. Благодаря этой фабрике нам удалось завоевать лидирующие позиции в РФ. Светогорский ЦБК производит продукцию торговой марки Zewa - туалетную бумагу, кухонные полотенца, носовые платочки, а также широкий ассортимент бумажной продукции для внедомашнего использования торговой марки Tork. Учитывая объемы бумажной продукции, импортировать бумагу-основу нам невыгодно. И мы не пожалели о том, что купили фабрику в Светогорске, так как это приобретение было одной из лучших сделок компании. Фабрика позволила создать в России прибыльный бизнес. 15 лет назад она представляла собой советский комбинат, и перед нами стояла непростая задача - превратить ее в производство мирового уровня. Мы серьезно модернизировали фабрику, но главные наши инвестиции были сделаны в людей, в их обучение и развитие. Только в прошлом году мы вложили в Светогорск около 20 млн евро. Мощность фабрики сейчас составляет 50 000 тонн бумажной продукции в год.


- Были ли у вас сложности с сырьем на российском рынке? Ведь значительная часть бумажной гигиенической продукции производится из вторсырья, а в России плохо развит сбор макулатуры...

- В первые годы мы сталкивались с тем, что макулатуры не хватало, особенно во время новогодних праздников, когда редакции журналов и газет уходили на каникулы. Но сейчас ситуация наладилась. Нам удалось создать сеть постоянных поставщиков. Мы закупаем 60% от всей доступной в России макулатуры хорошего качества. Поставщики - это редакции журналов и полиграфические комбинаты, также мы закупаем бумажную упаковку, скапливающуюся в торговых сетях.


- Ингольф, каковы сейчас позиции SCA на российском рынке?

- В сегменте гигиенической бумаги Zewa - по-настоящему сильный бренд. Знание о марке среди потребителей достигает 90%. Несколько лет подряд мы удостаивались премии "Товар года" во всех трех категориях - туалетная бумага, кухонные полотенца и носовые платочки.

В целом по России доля рынка нашей компании в бумажном сегменте (продукция торговых марок Zewa и Tork) составляет 35%. Наши позиции особенно сильны в премиальном сегменте. Десять лет назад туалетная бумага, которую мы производили в России, представляла собой обычный, серенький, ничем не примечательный рулон однослойной бумаги. Теперь однослойную бумагу мы больше не выпускаем, а переключаем российских потребителей на продукцию более высокого качества, а конкретно на двух- и трехслойную туалетную бумагу. Именно благодаря торговой марке Zewa в российских туалетных комнатах появилась качественная гигиеническая продукция. Сейчас Zewa занимает 40% рынка в сегменте двухслойной туалетной бумаги и 60% - в сегменте трехслойной.


- Будете ли вы продолжать инвестиции в увеличение мощностей?

- В Светогорске мы продолжим работу по увеличению эффективности и оптимизации производства. Вторая наша фабрика находится в городе Советске (Тульская область). Здесь нам выгодно увеличивать мощности с точки зрения логистики, так как фабрика расположена ближе к рынкам сбыта и источникам сырья. К июню 2014 г. мощность фабрики в Советске возрастет в три раза. Сейчас в Советске работает бумагоделательная машина мощностью в 30 000 тонн. С июня начнет функционировать вторая машина мощностью в 60 000 тонн - самая крупная на сегодняшний день в РФ. Общая производительность завода будет 90 000 тонн. Фабрика в Советске - это первая фабрика в России в сегменте санитарно-гигиенических бумаг, построенная с нуля за последние 30 лет. Это самая модернизированная и современная фабрика от Польши до Китая.


- Не возникнет ли у компании сложностей со сбытом, после того, как фабрика в Советске начнет работать на полную мощность?

- Весь бумажно-гигиенический рынок составляет 500 000 тонн в год, а наше производство на двух фабриках - 140 000 тонн. Но надо отдать должное и нашим конкурентам: в ближайшие два года и они планируют увеличивать мощности. Если до сегодняшнего момента на рынке не было большой проблемы с переизбытком продукции, то в следующем году ситуация изменится, конкуренция станет намного жестче.


- Что вы планируете делать в этой ситуации?

- У нашей компании три слагаемых успеха: сильные, инновационные бренды, инвестиции в бизнес, а также сотрудники. А для того чтобы построить сильный бренд, нужно всегда предлагать рынку что-то новое. И компания SCA всегда старалась следовать этому правилу с помощью своих торговых марок. Раньше представлять новинки потребителям в России было проще. Сейчас удивлять уже европеизированных российских покупателей становится все сложнее.

Но мы придумали инновацию. Дома я часто нахожу на полу туалетной комнаты втулку от рулона туалетной бумаги, так как дети (а в некоторых семьях и мужья) не всегда бывают аккуратны и забывают ее выбросить. Торговая марка Zewa представляет втулку, которая изготавливается из того же волокна, что и туалетная бумага. Основа новой втулки - экологически чистый крахмал. Ее можно спускать в унитаз без всякого вреда для труб.

Кроме того, российские потребители получат премиальные кухонные полотенца из целлюлозы и с цветной печатью. Также мы планируем проводить рекламную кампанию нового продукта. На рынке разворачивается борьба, но мы готовы к этой ситуации, несмотря на то, что прибыльность в сегменте бумажной продукции снизится и некоторым конкурентам придется уйти.


- А где SCA производит подгузники для детей? И будет ли компания предлагать что-то новое потребителю в этой категории?

- Мы производим наши подгузники Libero на фабрике в Веневе (Тульская область). Также эта фабрика выпускает подгузники TENA для взрослых. И благодаря этой фабрике мы будем и дальше развивать рынок детской гигиены и рынок средств по уходу при недержании. Фабрика в Веневе тоже построена с нуля, это новое современное производство, запущенное нами в 2010 г. В ближайшей перспективе наши основные проекты на этой фабрике связаны с обновлением продукции. В следующем году мы планируем несколько перезапусков продукции с улучшенным качеством.


- А каковы цели компании? Планирует ли она тем самым увеличивать долю рынка в России?

- На рынке открытых подгузников для детей мы занимаем третье место, а наша цель - стать игроком номер два. И борьба за вторую позицию на российском рынке обещает быть очень серьезной. Но у нас есть преимущество перед конкурентами: ведь компания производит не только подгузники, но и бумагу, женские прокладки, продукцию для ухода при недержании. То есть компании помогает на рынке эффект масштаба, наши издержки в любом случае ниже, а значит, производство более рентабельно, чем у конкурентов.

Кроме того, Россия - огромная страна, поэтому здесь очень важно развивать дистрибуцию. Раньше рост продаж нашей продукции был связан с большими городами, но сейчас супермаркеты появляются в небольших населенных пунктах. Мы увеличиваем нашу структуру отдела продаж, чтобы иметь возможность достучаться до всех потребителей.


Еще по теме