Бюджет банановой республики
МИНИСТЕРСТВО финансов согласовало расходные статьи бюджета-2001 с профильными ведомствами, и дальнейшая борьба вокруг доходов и расходов будет вестись уже силами депутатов обеих палат.
Основным достоинством бюджета является его бездефицитность - следствие позапрошлогодней девальвации и дефолта, хорошей сырьевой конъюнктуры и некоторого ужесточения расходной политики Минфина. Нет сомнений, что бюджетный проект реалистичен и никакие секвестры ему не грозят. Наоборот, как и в 1999 - 2000 годах, уровень доходов занижен, что придает проекту вполне респектабельную "консервативность" и надежность. Метод проектного занижения доходов остался тот же: приуменьшаются базовые показатели: ВВП, средняя цена нефти, инфляция, а в результате правительство может располагать солидными дополнительными доходами, не расписанными - в отличие от плановых - по расходным статьям.
В то же время, по мнению бывшего замминистра финансов Олега Вьюгина, занижение доходов - отчасти оправданная страховка. Ведь в проекте явно завышена величина получаемых внешних кредитов ($4,8 млрд). Между тем, по искреннему признанию главы Минфина Алексея Кудрина, уверенно можно рассчитывать на $2 млрд. Так что часть дополнительных доходов пойдет, как и в этом году, для внешнедолговых выплат. Упасть до проектного уровня доходы бюджета могут только в случае очень резкого ухудшения ценовой конъюнктуры на экспортное сырье.
Налоговая нагрузка на экономику сильно не возрастет, но и не уменьшится. Доля доходов федерального бюджета в ВВП (по проекту - 15,4%, но в реальности будет больше) останется на уровне реального исполнения бюджета в этом году (за январь - июль доходы составили 17,04% ВВП). Доходы Пенсионного фонда, соцстраха и медстраха (без учета федеральных компенсаций всего в 2,3 раза меньше федерального бюджета) - это еще примерно 6,7% ВВП. Региональные бюджеты - порядка 12% ВВП. Итого: нагрузка на экономику 35 - 36% ВВП.
Возможно, государство подходит к определенному экономическому пределу - в смысле уровня налоговых изъятий. В январе - июле 1998-го и за тот же период 1999 года доля доходов федерального бюджета в ВВП была значительно меньше (10,8% и 12,4% соответственно). В этом году, несмотря на всю либеральность правительства, рост очень значительный. Дальнейший рост возможен либо за счет региональных бюджетов, либо за счет изменения таможенной политики.
Ситуация с расходами куда печальнее. Таким может быть бюджет вполне классической банановой республики - правда, с хорошим ядерным потенциалом. Во-первых, бюджет очень мал - примерно $40 млрд. Это сопоставимо с бюджетом не столь обширной страны - Бельгии. Во-вторых, направления расходов: 29,4% - на погашение и обслуживание долга. А может, и больше, если не договориться с Парижским клубом, который пока категорически не принимает российских инициатив. Кстати, к 2003 году внешнедолговые расходы сильно вырастут (привет славному переговорщику Михаилу Михайловичу Касьянову*); еще 28,15% расходов - на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность; плюс пенсии (только формально не включенные пока в федеральный бюджет) - расходы на них в 1,3 раза выше, чем на силовые статьи бюджета.
На все прочее остались крохи, которые и достаются доброй сотне министерств и ведомств. Образование, госуправление, промышленность - по 3 - 4% расходов; транспорт, связь и информатика - по 2,5%; исследования и технический прогресс, село и рыболовы - еще по 1 - 2%; культура - 0,5%. И так далее.
Выходит, что расходы бюджета абсолютно индифферентны и нейтральны к реальному хозяйству. Если экономический рост и случится, то правительство тут ни при чем. Собрать что можно, а дальше - будь что будет. До тех пор, пока собирать будет нечего. Ведь угроза падения доходов от внешней торговли вполне реальна. Не менее реально сокращение внутренних доходов - ведь рентабельность обрабатывающей промышленности падает (см. предыдущий номер "Ко"). Инвестиций в бюджете практически нет. (Если не считать 5 млрд руб. Российскому банку развития на "уставные цели". По меткому замечанию одного из заместителей министра финансов, отпущенному в приватной беседе в адрес коллег, лоббирующих эту статью, "на $180 млн развиваться можно очень долго и продуктивно".) Ситуация просто пассивно фиксируется на нынешнем уровне, и государство не делает попыток предоставить гражданам и компаниям более качественные услуги.
В то же время для госинвестиций момент сейчас более чем удачный. Поскольку бюджет бездефицитен, можно не бояться, что инвестиции вызовут инфляционный всплеск. Все расходы можно будет оплатить за счет текущих доходов, не прибегая к кредитно-денежной эмиссии. Однако единственным источником госинвестиций может быть перераспределение средств. В основном сокращение военных расходов. У других взять либо нечего, либо нельзя (кредиторы). Пока реальная конверсия оборонной промышленности не произведена, армия не реформирована, а "силовые" расходы неэффективны, государству просто не из чего финансировать капитальные вложения в инфраструктуру. Второй ресурс - увеличение налогообложения сырьевых производств (изъятие большей части ренты, получаемой ими за счет мировых цен) и развитие за этот счет обрабатывающих производств или по крайней мере снижение налогового пресса на них.
Понятно, что сейчас госинвестиции едва ли будут эффективными: государство не умеет тратить деньги. Однако возможен, например, вариант досрочного выкупа облигации федерального займа. В результате у банков окажутся средства для кредитования, ЦБ сможет снизить ставки. А при отказе от ненужного накопления валютных резервов ЦБ и отпускания рубля в свободную девальвацию эти средства пойдут не на валютный рынок и не на депозиты ЦБ, а именно в кредитование реального сектора, в том числе импорта технологий и оборудования, при отсутствии которых банановые республики навсегда остаются банановыми.
** признан в России иноагентом