Top.Mail.Ru
архив

Чистый источник денег

У американцев в России существует верный способ разбогатеть. Нужно создать компанию, продающую питьевую воду, наладить дистрибуцию и – продать свое предприятие корпорации Nestle. Она готова платить большие деньги.

Компания NestleWaters, являющаяся подразделением Nestle, объявила о покупке компании «Чистая вода» – пионера российского рынка доставки воды на дом и в офисы. «Чистая вода» была создана в 1993 году преподавателем Аризонского университета Скоттом Николом. К 2001 году компания окрепла настолько, что обзавелась собственной разливочной фабрикой и дистибуционным центром в Домодедове. Сейчас «Чистая вода» занимает почти 40% рынка доставки воды на дом и в офисы, у нее 40 000 клиентов, а объем реализации по итогам прошлого года составил 15 млн евро. По оценкам аналитиков, сумма сделки с NestleWaters составила $27 млн – $30 млн.

Подобная история уже случалась. Чуть больше полугода назад NestleWaters приобрела 100% акций «Святого источника» (компании, также созданной американцем – Джоном Кингом). В отличие от своего соотечественника Кинг уделял больше внимания розничным продажам питьевой воды, в Москве его компания контролировала 17,2% рынка. Но со временем «Святой источник» вышел и на рынок доставки воды, где занял 25%. Приобретя поочередно «Святой источник» и «Чистую воду», Nestle автоматически захватила две трети российского рынка доставки воды на дом и в офисы. Компания также занимается дистрибуцией марок Perrier, Vittel и SanPelegrino.

Покупка «Чистой воды» соответствует стратегическим планам NestleWaters стать лидером рынка доставки питьевой воды в Европе. В начале февраля компания приобрела британскую фирму Powwow – ведущего западноевропейского поставщика бутилированной воды. Powwow работает в семи странах – Франции, Германии, Дании, Нидерландах, Великобритании, Италии и Португалии, оборот компании составляет $120 млн. «Европа и рынок доставки воды в офисы – вот две основные цели нашего развития. Мы стремимся лидировать на континенте», – сказал генеральный директор NestleWaters Фриц ван Дих, комментируя сделку с Powwow.

В России NestleWaters демонстрирует достаточно агрессивную стратегию, скупая лучшие активы. Отчасти это связано с желанием обойти конкурентов и застолбить место на растущем рынке – скупку производителей бутилированной воды ведет и Danone (марки Danone и Evian). В ноябре 2002 года, например, компания купила канадскую SparklingSpringWaterHoldingsLtd, специализирующуюся на доставке воды в офисы. Правда, в России у Danone до сих пор нет ни одного предприятия по производству воды.

NestleWaters, годовой объем продаж которой превышает 5 млрд евро, предполагает объединить потенциал двух российских компаний. «Хотя еще слишком рано говорить о каких-либо изменениях, очевидно, что целесообразно будет объединить деятельность «Святого источника» и «Чистой воды» на рынке поставки воды на дом и в офисы для консолидации задач в рамках одной организации», – говорит Юбер Женьи, директор по связям с общественностью Nestle Waters. Для осуществления сделки NestleWaters получила согласие от МАП. Пока о монополизме речи не идет: на рынке воды по России без деления на сегменты «Чистая вода» занимает лишь 1%.

Перспективы российского рынка доставки воды в офисы впечатляют. Если в США такими услугами пользуются 90 – 95% офисов, то в Москве этот показатель недотягивает до 30%. В 2001 году столичный рынок вырос по сравнению с 2000 годом на 55%, в 2002-м – на 40%. В регионах спрос на доставку воды в офисы только зарождается. Кстати, третьим крупным участником рынка – компанией «Королевская вода» иностранные инвесторы уже интересовались. Правда, эту фирму создали не американцы.

Еще по теме