Top.Mail.Ru
архив

Что Черное, что Красное

Российский туризм поднимает голову

Маркетинговое исследование, проведенное специалистами компании "Интурист", показало, что на внутренний туризм в 1998 году приходилось около 80% российских отдыхающих. Уже в первый месяц начавшегося курортного сезона 1999 года путевки на всю его оставшуюся часть в основном были проданы. В конце сезона аналитики и маркетологи подведут окончательные итоги. По предварительным данным, заполняемость сочинских курортов в этом сезоне составляет 130%. Все подсобные помещения часто переделываются под гостиничные номера. Кроме пансионатов и санаториев возрождается еще и частный сектор, про который в предыдущие годы совсем забыли. Туристам, приехавшим в Сочи и не забронировавшим заранее номер в гостинице, порой приходится либо проводить ночь на лавочке в сквере, либо снимать угол у местных жителей.".

Причину увеличения интереса россиян к отечественным курортам следует искать еще и в том, что люди стали стремиться к отдыху в неформальной обстановке. Менеджеры туристических фирм рассказывают, что, когда первые российские туристы отправлялись за рубеж, всем хотелось располагаться в высотных гостиничных комплексах на 800 - 1500 человек и питаться в огромных шикарных ресторанах. В нынешнем сезоне, напротив, больше востребованы уютные коттеджи и небольшие гостиницы. А некоторые опять начали ездить на юг "дикарем".

"У отдыха в России множество преимуществ, - говорит Борис Харинов, заведующий отделом внутреннего туризма туристической компании "Воентур". - Во-первых, это условия, в которых мы привыкли жить, родной климат, родной язык. Во-вторых, российский отдых дешевле. Инфраструктура российских курортов стала больше соответствовать западной, и многие люди, привыкшие отдыхать за рубежом, поняли, что короткие отпуска и выходные удобнее и выгоднее проводить в России".

Действительно, вследствие кризиса российские гостиницы стали гораздо дешевле. Эту тенденцию можно проиллюстрировать следующим примером. Удовольствие встретить Новый, 1998 год в подмосковном пансионате обошлось бы в среднем $300, а встреча 1999 года - уже в $100. По словам старшего инспектора отдела внутреннего туризма туристической компании "Интурист" Натальи Карасевой, отдых в России привлекателен еще и тем, что "большое количество баз отдыха - санатории, предлагающие помимо отдыха еще и лечение. За лечение в Карловых Варах придется заплатить $1000 - 1500, тогда как курс лечения в российских санаториях стоит в среднем $400".

Однако на дешевом рынке внутреннего туризма предостаточно проблем. Генеральный директор туристической фирмы "Роза ветров" Сергей Зенкин обеспокоен нехваткой качественных баз отдыха европейского уровня: "За тот промежуток времени, когда Россия по сути перестала быть перспективным направлением отдыха, в некоторых регионах были утрачены традиции и стандарты качественного обслуживания туристов. Беда российского туризма в невысокой квалификации персонала".

Невысока квалификация не только обслуги, но и топ-менеджеров пансионатов и гостиниц, плохо представляющих себе маркетинговую стратегию. По мнению Бориса Харинова, в России практически не принято оказывать сопутствующие услуги, за счет внедрения которых можно получить дополнительную прибыль. В стоимость путевки в Сочи или Крым закладывается, как правило, весь комплекс услуг: полноценное питание, экскурсионные программы, лечение. Путевка становится дорогой, а человек психологически устроен так, что ему проще заплатить вначале немного, а уже затем тратить деньги дополнительно. В странах Средиземноморья цена номера в отеле может составлять $35 в сутки. Даже по сочинским меркам это не очень дорого. Но за две недели отдыха турист дополнительно тратит в среднем $300 - 500 на разнообразные экскурсионные программы, сервис, покупки. Такая схема отдыха могла бы существенно повысить уровень заполняемости российских курортов и увеличить прибыли. Но в России она не работает из-за разрозненности действий туроператоров, гостиниц и других участников рынка. КУРДСКИЙ ДЕМПИНГ По дешевизне - а следовательно, и по посещаемости россиянами - первое место занимают Турция, Кипр, Египет и Болгария. По обобщенным данным, в июле стоимость недельного тура на побережье Малой Азии (то есть в Турцию) на одного человека, который будет жить в двухместном номере (плюс авиабилет, трансфер, завтрак и ужин), колеблется в зависимости от места и класса отеля (обычно это от 3 до 5 звезд) от $210 до $700, а самый шикарный отель типа All Inclusive (4 - 5 звезд) может обойтись от $600 до $1000. Таким образом, в Турции цены теперь те же, что и в украинском Крыму, - или даже ниже. А авиабилет в Крым этим летом стоит не менее $200. В то время как чартерный рейс в Турцию туда и обратно стоит $100. Конечно, если он включен в тур.Немного дешевле Турции египетские курорты Красного моря. За такой же пакет услуг можно заплатить от $190 до $600 в зависимости от класса отеля. Но в Египте сервис хуже. Кипр уже давно любим россиянами за свои низкие цены и безвизовый режим. Остров успешно соревнуется с Турцией по уровню сервиса и по дешевизне. Недельный тур с авиаперелетом, трансфером и полупансионом в зависимости от класса отеля (3 - 5 звезд), будет стоить от $250 до $750. Некоторые турфирмы, работающие по Кипру, пытаются завоевать дополнительное внимание своих небогатых клиентов, предлагая им некоторые услуги бесплатно. Так, туристическая корпорация "Академсервис" пытается заманить июльских отпускников бесплатными билетами в Аквапарк.

Начальник отдела отправки туристической компании KMP GROUP Наталья Гурова говорит, что российским базам отдыха очень сложно найти средства на реконструкцию и развитие инфраструктуры, хотя есть примеры и успешного гостиничного менеджмента. К примеру, менеджеры сочинского отеля "Жемчужина" постоянно организуют различные семинары и форумы, изыскивая таким образом средства для реставрации комплекса. Широко известный фестиваль "Кинотавр" уже второй год проводится в "Жемчужине", и в пакет услуг, предоставляемых отелем во время фестиваля, входит просмотр кинофильмов, участвующих в конкурсе

Заполняемость российских курортов была бы еще больше, если бы базы отдыха работали в тесной связи с туроператорами. Те менеджеры гостиниц, домов отдыха и пансионатов, которые не понимают этого, пытаются повысить заполняемость за счет уменьшения стоимости собственных услуг. По словам Александра Суровского, генерального директора туристической компании "Аврора интур", в странах Запада гостиницы рассчитывают цены на номера уже с учетом стоимости услуг туроператора. Цена на гостиничный номер и у отеля, и у туристических фирм должна быть одинаковой. Базам отдыха выгодно давать скидки туроператорам (обычно это 10 - 40% от стоимости путевки или номера в гостинице), так как туристическая фирма берет на себя заботы по оформлению документов, рекламе и бронированию билетов на все виды транспорта.

В России эта схема работает не всегда. По мнению Натальи Карасевой ("Интурист"), туристические базы и санатории, относящиеся к министерствам и ведомствам, например к министерству обороны, просто не имеют права предоставлять скидки. В результате у туристических фирм появляется масса проблем, поскольку именно на системе скидок строится прибыль туристического агентства. При отсутствии скидок туроператорам приходится закладывать в путевки полную стоимость гостиничных услуг, то есть завышать цены. .

Менеджеры московских турагентств хором утверждают, что к нынешнему сезону так называемый средний класс практически исчез. Вместе с ним провалился и средний ценовой диапазон на рынке. Поэтому разброс цен на путевки и гостиничные номера очень велик: в 1999 году наибольшим спросом пользуются либо дорогие путевки, либо дешевые, с размещением в номерах с минимально необходимым набором удобств (см. справку "Восставший из пепла").

В секторе low end наблюдаются интересные тенденции. Многие российские турагентства занимаются возрождением популярного прежде но ныне забытого "самодеятельного" туризма. Среди "самодеятельных" маршрутов особенно популярны поездки на озеро Селигер. За прошлый год там побывало около 15 тыс. туристов. Свою аудиторию имеют недорогие экзотические виды туризма - паломнические маршруты с посещением памятников русской церкви, приключенческие туры. Двухнедельный приключенческий маршрут "Под парусом в дельту Волги" с туристической компанией "Роза ветров" обойдется любителям дикого отдыха и водных походов в $120. Двадцатидневный пешеходный маршрут "По пещерным городам Крыма", включающий многочисленные экскурсии, будет стоить $96.

Нашлось место для экзотических предложений и в секторе high end. Совершенно необычную экскурсию по городам Золотого кольца организует "Воентур". Как ни странно, в России аэродромная сеть развита лучше автодорожной, и для этого тура в качестве транспортного средства выступают три самолета, каждый из которых рассчитан на трех туристов. Такое удовольствие оценивается в $800 и рассчитано на людей с высоким уровнем доходов. Есть еще один экзотический тур под названием "Слава русского оружия", включающий в себя посещение полигона, музеев военной техники, полет на самолетах и другие милитаристские развлечения.

"Самая большая сложность, вставшая на пути развития туристического бизнеса в России, - экономическая ситуация в стране. Наши клиенты теряют деньги на ровном месте, а мы, в свою очередь, теряем туристов", - говорит Наталья Гурова из KMP GRОUP. Введение с 1 июля 2-процентного налога с продаж тоже внесло смуту в деятельность туристических фирм. Когда люди покупают недорогие туры, лишние 100 - 200 руб. имеют для них значение.

Заграница нам поможет

Усилиями Курдской рабочей партии, ее лидера Оджалана и турецких властей на многих средиземноморских курортах произошло стремительное падение цен. Первой понизила цены, естественно, сама Турция. По словам генерального директора одной из крупнейших фирм-туроператоров TEZ TUR Ярослава Осколкова, "в этом году турки просто демпингуют. Из-за проблем с курдами немцы, которые всегда так любят отдыхать в Малой Азии, отказались ехать на турецкие курорты. Из потенциальных клиентов остались только русские, которые тоже большие любители турецких курортов. Но в России кризис. Поэтому туркам пришлось снижать цены".

Конечно, обещания курдов превратить турецкие курорты в поле битвы могут распугать даже самых отважных путешественников. Но только не россиян. Лидеры КРП еще в начале лета заверили, что россиян на турецких курортах трогать не будут. Традиционным заграничным летним курортом для советских людей всегда было черноморское побережье Болгарии. Болгария и сейчас пользуется у россиян традиционным спросом. Стоимость недельного тура не отличается от аналогичных цен на курортах Турции. Отдых в Греции, Испании, на Мальте и в Италии несколько дороже. Недельный тур с полупансионом на курорты этих стран стоит приблизительно одинаково - от $350 до $1200 в зависимости класса гостиницы. Курорты Израиля, Франции и Хорватии посещаются россиянами гораздо реже. Первые две страны по причине дороговизны: во Франции дороги услуги, а в Израиль накладно лететь самолетом. Хорватия по уровню цен сравнима с Мальтой, Испанией, Италией и Грецией (от $350 - 390), но с советских времен это направление изрядно подзабыто. И теперь российским туристам предстоит знакомиться с ним снова.

Если цены падают на курортах Турции, значит, они понизятся и в других местах - надо поддерживать конкурентоспособность. По словам менеджера по направлениям фирмы "Бегемот-сервис" Алексея Павлова, "Турция и Кипр, например, все время соперничают на рынке туристических услуг. То из-за Оджалана Турция начинает демпинговать, то из-за турецкого демпинга снижает цены Кипр". Для нашего обнищавшего отдыхающего это хорошо. Турецкие цены практически сравнялись с российскими (неделя в Сочи - $150, а неделя на турецком курорте - $200), и народ валит в Турцию валом. По словам Ярослава Осколкова, генерального директора TEZ TUR, начиная с июня они еженедельно отправляют на турецкие курорты по 2000 человек. Так что по количеству российских отдыхающих Турция приближается к отечественным черноморским курортам.

По мнению менеджеров туристических компаний "Спутник", "Академсервис", "Бегемот-сервис" и TEZ TUR, цены на основных направлениях (а основные направления - это Средиземное и примыкающие к нему Черное и Красное моря) уровень цен в нынешнем сезоне приблизительно одинаков.

Еще по теме