Top.Mail.Ru
архив

Что не так с московским метро?

Сергей Парсегов, директор департамента управления инвестиционными проектами Алексей Вязовский, вице-президент
Сергей Парсегов, директор департамента управления инвестиционными проектами "Покровка Финанс".
Алексей Вязовский, вице-президент "Покровка Финанс".

Всего несколько дней прошло с момента аварии на перегоне между метро "Охотный ряд" и "Библиотека имени Ленина", случившейся 5 июня, и вот новое ЧП. 11 июня в самый час пик парализовало Серпуховско-Тимирязевскую ветку метрополитена.

По сообщениям СМИ, дело опять в электрике: то ли самопроизвольное отключение электроснабжения (проще говоря, "пробки выбило"), то ли замыкание контактного рельса. Специалистам еще предстоит выяснить подробности. Однако у пассажиров, вынужденных толкаться на станциях метро в давке и духоте, возникает закономерный вопрос: что не так с нашей главной подземной транспортной артерией?

Если посмотреть на цифры, то ситуация с финансами у ГУП "Московский метрополитен" выглядит вполне благополучно: годовая прибыль свыше 5,96 млрд руб., более полутора миллиардов пассажиров, оплативших поездку; общая выручка за 2011 г. (за 2012-й цифр еще нет) - 64,6 млрд руб. Может быть, ГУП экономит на ремонте? Вовсе нет. На 2013 г. на статью "Ремонт тяговых и понизительных подстанций, капремонт и замена оборудования кабельной и осветительной сети" заложено 354 млн руб. Кроме того, в бюджете подземки запланировано выделение еще 30 млн руб. на разработку проектно-сметной документации проекта реконструкции диспетчерской системы службы электроснабжения на Сокольнической линии.

А как обстоят дела с освоением выделенных средств? А вот в ответе на этот вопрос и таится корень проблемы. В 2012 г. по статье "Тяговые и понизительные подстанции, капремонт и замена оборудования кабельной и осветительной сети" план составил 329 млн руб., а по факту освоено всего 230,5 млн руб.! Не потрачены до конца деньги на выполнение работ по установке накопителей энергии на тяговых подстанциях Т-23 и Т-24 Филевской линии, есть трудности с оборудованием склада №10 "Красные ворота" пожарной сигнализацией и т.д. и т.п. Невыполнение бюджета ремонта почти на 100 млн руб. по всему ГУПу привело к тому, что в 2011 г. было 24 пробоя кабеля по всей линии, а в 2012 г. - уже 40! То есть рост почти в два раза. Как мы видим, в 2013 г. ситуация остается тяжелой, и пассажиры вынуждены платить своим временем и здоровьем за просчеты руководства ГУП "Московский метрополитен". Нельзя сказать, что в ГУПе ничего не делают. 7 июня по результатам расследования причин возгорания на "красной ветке" был уволен начальник службы электроснабжения метрополитена, главному инженеру объявили выговор. Однако странным выглядит тот факт, что масштабное невыполнение плана имело место в прошлом году, а "стрелочников" уволили только в июне нынешнего.

Впрочем, представляется, что проблема лежит глубже. Московское метро - огромная, трудноуправляемая структура с многочисленными департаментами и отделами. Кроме того, подземка очень сильно перегружена, ей как воздух нужны новые ветки, включая третий пересадочный контур и приспособление Малого кольца Московской железной дороги под пассажирские перевозки. Все это делает неизбежным привлечение в метро частного инвестора, который замотивирован на улучшение качества перевозок и не отягощен столь большой бюрократией.

И кстати, такой инвестор (или инвесторы) скоро появится. В мае 2013 г. московским правительством было объявлено о проведении конкурса на обслуживание вагонов Калининской линии ГУП "Московский метрополитен" в рамках пилотного проекта на базе электродепо "Новогиреево". По итогам "пилота" правительство столицы примет решение о заключении договора на обслуживание всех новых вагонов метро по контракту полного жизненного цикла, как это сделано для поездов "Сапсан". В случае успешной реализации проекта следующий логичный шаг - передача в управление частным компаниям электрического оборудования перегонов между станциями. При таком сценарии всегда будет с кого спросить рублем за поломки и аварии.


Еще по теме