Top.Mail.Ru
архив

Деревенская беднота

25.03.201300:00

сельское хозяйство
Вплоть до недавнего времени главным аргументом российских сельскохозяйственных лоббистов, добивающихся субсидий и мер таможенного протекционизма, служили европейские сельхозсубсидии. Как может наш фермер спокойно конкурировать с европейским коллегой, если последний работает наполовину за госсчет? Однако теперь приводить подобные аргументы будет гораздо труднее: Евросоюз сокращает помощь аграрному сектору. Об этом корреспонент "Ко" узнал на прошедшем недавно IV ежегодном форуме "Будущее сельского хозяйства", который Европейская ассоциация землевладельцев проводит совместно с компанией "Сингента" (швейцарский производитель семян и средств защиты растений).


Бюджет худеет

О том, зачем и как планируется сокращать бюджет на поддержку европейского сельского хозяйства, говорил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. "Мы прошли самую тяжелую фазу кризиса. Но кризис еще не миновал. Мы должны продолжать реформы, чтобы сделать нашу экономику лучше и сильнее", - подчеркнул он. ЕС борется за то, чтобы "мыльных пузырей" в экономике не возникало, но помощь банкам не способствовала росту кредитования в Европе, а экономика стран ЕС не растет. Страны - доноры ЕС хотят минимизировать свои взносы в общую кассу, а значит, бюджет объединенной Европы в любом случае будет сокращаться. Между тем сельское хозяйство в Европе - это не доходы, а, скорее, расходы. Оно дает ЕС всего 6% ВВП (обеспечивает 715 млрд евро добавленной стоимости, 46 млн рабочих мест), однако именно оно съедает 70% всего бюджета ЕС в виде субсидий и дотаций.

Поэтому единая сельскохозяйственная политика ЕС предполагает сокращение дотаций фермерам. Главы всех 27 стран еврозоны еще в феврале договорились об урезании доли расходов на сельское хозяйство в бюджете ЕС до 40% к 2020 г. В ближайшей перспективе аграрный бюджет должен быть снижен на 13%. Расходы на фермеров с 2014 г. по 2020 г. должны составлять 363 млрд евро в год.

Что интересно, около половины агродотаций Европы приходится на винодельческую отрасль. Как известно, винодельческие хозяйства Франции и Италии вынуждены выживать в сверхконкурентных условиях. Вполне возможно, что, после того, как дотации сократят, российским бизнесменам на пенсии будет проще осуществить свою мечту, то есть приобрести виноградник в Провансе или Тоскане.


Фермеры в шоке

Суммы, выделяемые на европейское сельское хозяйства, даже после урезания и не снились отечественным агарариям, получающим в год $5-6 млрд, причем не в виде прямых субсидий, а, например, в форме дотаций на погашение процентов по инвестиционным кредитам. ВТО здесь ни при чем: Россия даже не выбирает оговоренные по условиям вступления в ВТО $9 млрд. Однако для европейских фермеров новость о "похудении" бюджета - серьезный удар. В течение последних шестидесяти лет европейские страны дружно наращивали расходы на сельское хозяйство, заботясь о рабочих местах и продовольственной безопасности. Ранее государства Европы лишь поднимали объемы дотации своим сельхозпроизводителям.

В прошлом ноябре фермеры Прибалтики уже устраивали забастовку, обвиняя Брюссель в несправедливом распредении дотаций. Ведь фермеры в Германии получают на каждый гектар почти в три раза больше денег, чем, к примеру, их коллеги в Латвии.

Правда, пока решение глав государств ЕС по новому бюджету не одобрено Европарламентом. И члены парламента говорят о существенных разногласиях стран Евросоюза по вопросам взносов в бюджет каждой и дальнейшего перераспределения бюджетных средств. "Старые" члены Евросоюза хотят платить меньше, а получать больше, при этом больше хотят получать и новые члены.

О том, что в парламенте нет единства по вопросам нового бюджета стран Евросоюза, говорил глава комитета Европарламента по развитию сельского хозяйства Паоло де Кастро. Сам он также, вероятно, против. "Если бюджет ЕС будет принят в нынешнем виде, ситуация законсервируется", - утверждает он. Однако против сокращения дотаций фермерам руководитель агарарного комитета не высказывался.

Встретят ли наши аграрии весть о снижении европейского агробюджета бурным ликованием? "Тренд на снижение дотаций в Европе в принципе позитивный для России, - рассуждает президент Мясного союза Мушег Мамиконян. - То есть конкурентное преимущество западных сельхозпроизводителей станет не таким явным. 30% дотаций в ЕС - прямые субсидии, которые влияют на цену европейской сельхозпродукции. Однако в ближайшие пять лет каких-либо изменений мы на себе не ощутим. Пока получается так: в Европе в год на дотации тратится больше 300 млрд евро, господдержка российского сельского хозяйства - это $6 млрд в год. Впрочем, впоследствии, когда господдержка фермеров в Европе станет снижаться и дальше, можно будет говорить, что наши производители поставлены в схожие конкурентные условия".

Председатель правления "Союзмолоко" Андрей Даниленко отмечает, что фактически имеет значение не абсолютный объем дотаций, а их соотношение в Западной Европе и в РФ. "Снижение господдержки в Европе позитивно сказалось бы на России, и можно было бы говорить, что конкурентные условия уравниваются, только в том случае, если бы не снижался уровень господдержки у нас. Пока происходит наоборот. В России бюджеты, выделяемые на сельское хозяйство, из года в год остаются прежними (а в некоторых областях вообще урезаются), однако количество производителей, в частности, в птицеводстве и свиноводстве, растет, а значит, каждому из производителей достается меньшее количество субсидий", - поясняет эксперт.


Виновата торговля

Перед лицом снижения дотаций европейские аграрии хватаются за те же рычаги поддержки отрасли, которые уже были безуспешно опробованы в России. Речь Паоло де Кастро напомнила корреспонденту "Ко" дискуссии в нашей Госдуме накануне принятия закона "О розничной торговле". "Цены диктуются ритейлом. Диспропорции рынка отражаются на производителях больше, чем колебания цен на сельхозрынках", - сообщил Паоло де Кастро. Парламентарий ратовал за более справедливое перераспределение прибылей. По его словам, сейчас большую часть маржи от продажи сельхозпродукции получают ритейлеры и другие компании, участвующие в цепочке от поля до прилавка, а отнюдь не сельхозпроизводители. "Нужны общерыночные регуляторы", - заявил он. Впрочем, в отличие от российских депутатов, еврочиновник предложил не законотворческую деятельность, а создание объединения производителей еды, которое боролось бы за свои права.

Тем не менее вывод напрашивается. Когда у бюджета нет денег на поддержку аграрного сектора, средства стремятся изыскать у ритейлеров. В случае России - при помощи отмены бонусов магазинов, платы за полку, в случае Европы - посредством "более справедливого распределения прибыли". Чем опасна такая дискуссия для торговцев в Европе? Глава компании EuroCommerce Люси Невилл-Рольф руководителю аграрного комитета явно оппонировала. "Фермеры хотят более длительные контракты с сетями и больше денег, а кто принимает на себя экономические риски?" - спрашивает она. Ответа не последовало. Проблема, как перенаправить прибыль от ритейлеров к производителям, пока не решена ни у нас, ни в Западной Европе.


Еще по теме