Top.Mail.Ru
архив

Дмитрий Каменщик, 31 год

21.12.199800:00

ОТРАСЛЬ: АВИАПЕРЕВОЗКИ

КОМПАНИЯ: ИСТЛАЙН

ГОД ОСНОВАНИЯ: 1990*

ОБОРОТ: $1,5 млрд**

ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ: 10 000 человек**

 

В этом году произошло беспрецедентное для России - да и, пожалуй, для всего мира - событие: один из крупнейших отечественных аэропортов «Домодедово» перешел в собственность исключительно частной группы компаний «Истлайн». Формально сделка была оформлена как аренда. Но срок ее - 95 лет. Еще летом государственные чиновники из федеральной авиационной службы хватались за головы и почти плакали: «Как же так получилось-то? Теперь все пиши пропало, забрали у нас аэропорт насовсем». Сразу вспомнили, что «Домодедово» и самый перспективный аэропорт, и очень эффективный. Но сделка уже успешно прошла все инстанции, и «Истлайн», ощутив себя в «Домодедове» полным хозяином, работает над развитием и переделкой аэропорта.

Уже мало кто помнит, что у истоков сильного и влиятельного «Истлайна» с оборотом $1,5 млрд стояло созданное в 1990 году небольшое туристическое агентство «Малахит», занимавшееся приемом и обслуживанием корейских туристов. Базировалась контора в одном из спальных районов Москвы на съемной ??? квартире у сегодняшнего главы «Истлайна» - недоступного широкой публике молодого бизнесмена Дмитрия Каменщика. В турагентстве - еще до его трансформации в «Истлайн» - успели поработать многие однокурсники Каменщика, однако подолгу никто не задерживался: уже тогда он был суров с подчиненными. Философский факультет МГУ так и остался незаконченным - в 1993 году Каменщик очень удачно попал «в струю», занявшись организацией шоп-туров в Китай, на которых и был заработан стартовый капитал компании, обслуживающей сейчас порядка 80% китайского импорта.

Именно тогда появился грузооператор «Истлайн», который начал сотрудничать с аэропортом «Домодедово» и Домодедовским районом Московской области. Пятилетие этой даты официальные представители всех трех сторон торжественно отпраздновали в конце ноября. Безусловно, именно хорошие отношения с областной администрацией обеспечили «Истлайну» зеленый свет в «Домодедове». Собственно авиакомпания «Истлайн» была зарегистрирована в 1995 году. (Увеличив за три года объем грузовых перевозок с 30 тыс. т до 135 тыс. т, компания в прошлом году стала крупнейшим грузооператором в России.) В том же 1995-м авиакомпания впервые замахнулась на аэропорт, построив сначала на паритетных началах грузовой терминал, а затем переоборудовав фабрику бортпитания и гостиницу.

Конечно, аэропорт в руках частной фирмы оказался не за просто так - ежемесячно группа компаний «Истлайн» платит в качестве платы за аренду и за имущество 3,4 млн руб. Первоначальные вложения в «Домодедово» были оценены в фантастическую сумму - миллиард долларов. Уже полным ходом шла подготовка к строительству нового международного терминала, но кризис несколько скорректировал наполеоновские замыслы Дмитрия Каменщика, и он принял решение, что сначала следует реконструировать старый аэровокзал - общая стоимость этого проекта составляет $36 млн. Эти деньги, по словам главы аэропорта Сергея Рудакова, можно найти без сторонней помощи. Реализация же проекта нового терминала отложена до весны.

«Истлайн» чувствует себя в «Домодедове» полновластным хозяином и потихоньку берет бразды правления в свои руки. Конфликты с базирующимися в «Домодедове» авиакомпаниями, которые не всегда довольны новыми порядками, Каменщик предпочитает разрешать полюбовно. Меняющееся «Домодедово» уже стало привлекать к себе внимание солидных «денежных» организаций - достаточно вспомнить, что сюда перебазировались «Внуковские авиалинии», здесь же строится центр деловой авиации. Политика «Истлайна» очень проста: все расценки в аэропорту держатся на самом низком в московском авиаузле уровне, а дополнительные удобства для авиакомпаний обеспечиваются тем, что с перевозчиками работает единая структура «Истлайн хэндлинг», а не десяток разных предприятий наземного обслуживания. Кроме того, руководство «Истлайна» активно работает над тем, чтобы сделать облик группы еще более респектабельным и официальным: «Про нас пишут, что мы опасны и что с нами лучше не связываться. Мы хотим этот имидж изменить».

* В 1990 году была основана туристическая фирма «Малахит». Впоследствии туристический бизнес и продажа авиабилетов вылились в отдельное направление деятельности «Истлайна».

** Приблизительно.