Top.Mail.Ru
бизнес

Добро пожаловать в Эмираты

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Рынок Дубая и Объединенных Арабских Эмиратов издалека похож на восточную бизнес-сказку: миллиарды нефтедолларов, огромные небоскребы и отсутствие налогов. Однако при всех плюсах на данном рынке немало и подводных камней. Об этих особенностях в колонке для журнала «Компания» рассказал руководитель CallGear (зарубежного бренда компании — разработчика сквозной аналитики и коллтрекинга CoMagic) Каспарс Кивриньш.

О рынке

По данным Всемирного банка ОАЭ, валовый внутренний продукт страны в 2020 году составил $386 млрд. Чиновники надеются, что меры поддержки национальной экономики позволят стране обеспечить в 2021 году рост ВВП на 2,5%, а в 2022-м — на 3,5%. Цель, которую декларируют ОАЭ в сфере экономики, — удвоить ВВП к 2031 году, чтобы его размер достиг около $817 млрд.

Дубай — эмират с диверсифицированной экономикой, нефтяная отрасль составляет лишь 1% ВВП. В Эмиратах живут 8 млн человек, в Дубае — 3,3 млн. Покупательская способность по сравнению с Россией — в разы выше. Средняя зарплата в Дубае в 2021 году составляет $4–5 тысяч в месяц.

Вот несколько причин, по которым стоит присмотреться к digital-рынку Эмиратов:

  • Относительная стабильность жизни и экономики по сравнению с Россией, твердая валюта (она привязана к доллару) и понятный, прозрачный рынок.

  • Отсутствие налогов во всех сферах, кроме нефтяной и банковской, в том числе и для иностранного бизнеса.

  • Здесь нет предубеждений против русских, с которыми, например, мы сталкивались, когда работали в США, да и в других странах.

  • Если вы работаете с рынком недвижимости — в Эмиратах он развитый и капиталоемкий.

  • Малоосвоенный рынок услуг для бизнеса. Нередко встречаются компании, у которых нет CRM, записи разговоров не ведется, анализ звонков, интернет-телефония, коллтрекинг — это что-то новое. Бывают и клиенты, которые знают об этих инструментах, но редко.

  • Бытовые digital-услуги также развиты слабо. Есть несколько приложений такси, но они работают плохо, быстрее поймать машину на улице. Если возникают проблемы с домашним интернетом — не факт, что специалист доедет до места назначения, и нельзя быть уверенным, что он знает, как починить то, что не работает.

  • Рекламный рынок также находится на уровне российского в 2010 году. Конкуренция там есть, но у большинства клиентов нет инструментов для отслеживания эффективности. Процветает такой подход: «Дай мне бюджет в $10 тысяч, и я тебе сделаю хорошо». В цифрах ничего не измеряют. Для рекламистов это очень удобный мир. Они берут большие деньги у заказчика, а результат дают без каких-либо метрик и объяснений. Но и большинство клиентов пока все устраивает.

  • Низкая конкуренция: компаний, которые предлагают digital-продукты, в Дубае немного.

Самая большая трудность на старте работы в Дубае — он закрыт с точки зрения подключения к телекоммуникационным узлам. Интернет монополизирован — его контролируют две госкомпании. Поэтому просто так взять и запустить, например, виртуальную АТС нельзя. Но найти способы сотрудничества с дубайскими телекоммуникационными компаниями можно. Образно говоря, дверь закрыта, но внизу есть маленькая стрелочка: «обходить в ту сторону». Это непростой и небыстрый путь поиска «вручную» нужных людей в бюрократической системе.

8 советов при выходе на рынок

  1. Проанализируйте рынок. Можно использовать те же данные, что и в России: базы юридических лиц — как общедоступные, так и платные. Эмираты — открытая страна в плане информации. На правительственных сайтах можно найти много полезного для бизнеса. Если нужны более специфичные данные, например по отдельным отраслям, придется собрать информацию о потенциальных клиентах самостоятельно.

  2. Будьте в стране физически. Если мы говорим о продуктах, для продажи которых необходим живой контакт с клиентом, в ОАЭ, более чем в какой-либо другой стране, нужно находиться физически. Это Восток, и популярная в сфере digital идея об удаленном доступе здесь не работает. Если клиент выше среднего уровня (чек на $1–1,5 тысячи), первый вопрос, который он задает, — когда смогу вас увидеть? Более мелкие компании, на $200–300 в месяц, можно подключить и удаленно. 

  3. Будьте готовы к задержкам платежей. Это еще одна особенность местной бизнес-культуры. Такого, чтобы совсем сбежали, не оплатив услуги, не бывает, так как последствия будут серьезными, вплоть до преследования полицией. Но в порядке вещей, когда оплата поступает через три недели после выставления счета. Через неделю в ответ на вопрос, почему не оплачено, клиент только удивляется: «Вы же только прислали!»

  4. В продвижении используйте соцсети (фейсбук и инстаграм). Контекстная реклама в Google также работает. Еще одна особенность — надо понимать особенности английского языка, на котором говорит дубаец, что он ищет в Google, как построить рекламное сообщение. Возможно, для этого понадобится местный маркетолог, который понимает рынок. Но по опыту — ведение рекламных кампаний можно поручить и российскому агентству.

  5. Берите на работу тех, кто вам понятен. Нужно ли брать местных на работу? Разница менталитетов — тонкое дело. Руководитель должен понимать, что делать с сотрудниками, когда они плохо или хорошо работают. Как правило, с русскоговорящими людьми найти общий язык легче. Основной язык общения — английский, так что наличие арабоговорящих сотрудников в компании некритично, но иногда может и пригодиться.

  6. Уважайте религиозные традиции. Нужно понимать, что, несмотря на прозападную ориентацию, Эмираты все-таки мусульманская страна. Во время священного месяца Рамадан мусульмане не едят и не пьют до заката, а в течение рабочего дня в определенное время делают перерыв на молитву. К этому надо относиться спокойно. Лучше всего проконсультироваться с людьми, которые знают местные традиции, чтобы не повести себя неподобающе.

  7. Не предлагайте взяток. Считается, что в Дубае низкий уровень коррупции, и по своему опыту не замечал, чтобы можно было что-то сделать с помощью взяток. Пытаться не советую.

  8. Помните о цене ошибки. Рекомендую тем предпринимателям, которые планируют выход на рынок Дубая, потратить больше времени на подготовку. Здесь цена ошибки в разы выше, чем в России. Рынок большой в денежном выражении, но в то же время все друг друга знают. Были случаи, когда мы приходили к клиенту на встречу, и он прямо при нас звонил другим нашим клиентам и узнавал их мнение о нас. Так что действуйте обстоятельно, не торопитесь.

Низкий уровень конкуренции в сфере digital и высокий уровень доходов в Дубае — отличные предпосылки для того, чтобы начать здесь свой бизнес. Стойко перенеся схватку с местными телеком-компаниями и другими бюрократическими структурами, предприниматели могут найти здесь широкий простор для деятельности.