Top.Mail.Ru
архив

Эффект кризиса

IT
В первой половине 2011 г. продолжалось оживление рынка, начавшееся в прошлом году. По данным IDC, IT-сегмент в России в 2011 г. не остановился в своем росте - он увеличился на 19%. Что касается выхода на докризисный уровень, то многие эксперты отмечают, что уже в 2010 г. большинству компаний удалось его достигнуть и превзойти. Так, в 2010 г. рынок вырос на 10%, превысив показатели докризисного 2008-го. "В сегменте интегрированных систем управления предприятием, где работает SAP, рынок уже в 2010 г. вернулся к докризисным объемам ($649 млн в 2010-м против $606 млн в 2008-м)", - рассказывает генеральный директор "SAP СНГ" Игорь Богачев. "IT-рынок в целом вернулся на докризисный уровень. Но динамика роста у разных сегментов и разных компаний противоречивая, от нулевого до значительного, - подтверждает председатель совета директоров "Инлайн груп" Вадим Афанасьев. - У компаний, у которых доля услуг высока, этот рост составил порядка 40%. Это говорит о том, что рынок восстановился". Что касается непосредственно "Инлайн груп", то для нее год был стабильный, зафиксированы хорошие результаты. "Наша компания существенно выросла по сравнению с докризисным периодом. Можно ли это связывать с кризисом? Да. Наш прыжок был напрямую связан с отложенным на время кризиса спросом. Если бы не кризис, мы бы выросли на год раньше", - добавляет Вадим Афанасьев. "В 2011 г. российскому IT-рынку удалось выйти на докризисные обороты. При этом на рынке стало больше содержательной работы: довольно существенно увеличилась интеллектуальная составляющая, а доля поставок уменьшилась", - соглашается президент группы компаний "ЛАНИТ" Георгий Генс. Однако иного мнения придерживается президент группы "Астерос" Михаил Эренбург: "По нашей оценке, рост рынка по отношению к 2010 г. составит 19-20%, и его итоговые объемы будут меньше, чем до кризиса". При этом он отмечает, что новые направления IT в истекшем периоде развивались очень активно, но так как их доля в общем объеме IT-рынка невелика, рост обеспечили по преимуществу традиционные сегменты. Причина также кроется в консерватизме заказчиков, которые пока с осторожностью относятся к внедрению перспективных технологий, хотя и проявляют интерес к ним, даже пробуют провести пилотные проекты на отдельных участках.


Уроки кризиса

В кризис IT-рынок упал больше, чем все остальные. Компании абсолютно необдуманно стали сокращать затраты на информационные технологии. "Потом они довольно быстро поняли, что таким образом лишают себя возможности выйти из кризиса и, следовательно, могут остаться без будущего, - рассуждает Георгий Генс. - Именно поэтому IT-рынок восстановился быстрее, чем другие отрасли". Что касается уроков, которые участники рынка вынесли из кризиса, то, во-первых, IT-компании научились предлагать клиентам то, что может дать отдачу и эффективно решить их задачи в сжатые сроки, во-вторых, заказчики осознали, что во время кризиса нужно не сокращать расходы на информационные технологии, а наоборот, использовать их, чтобы можно было минимизировать другие издержки и повысить качество продукции и работы с клиентами. "Основным уроком кризиса для игроков рынка ДЦ-аутсорсинга стало подтверждение приоритета качества услуг в системе качество - время - деньги. Именно качество услуги и отлаженность внутренних бизнес-процессов аутсорсера являются определяющими для клиента как на этапе принятия решения о размещении IT-систем в своем или коммерческом дата-центре, так и впоследствии - в ходе потребления ИКТ-сервисов", - констатирует директор по региональному развитию сети Stack Data Network Сергей Зайцев. "Компании переоценили значение информационных технологий для развития бизнеса. В период кризиса практически все без исключения взяли курс на эффективность и продолжают ему следовать сегодня. Как следствие, акценты в IT-бюджетах многих компаний сместились с капитальных затрат на операционные", - подтверждает Михаил Эренбург. "Доля услуг у нашей компании возросла до 35-36%, тогда как до кризиса она составляла 20% от общего оборота. В доле поставок мы удержались на докризисном уровне", - говорит Вадим Афанасьев. В плане стратегического развития на протяжении последних двух лет "Инлайн груп" пыталась диверсифицировать бизнес за счет ухода от моновендорности в области аппаратного обеспечения. Группа расширила свой портфель высокоинтеллектуальными продуктами, требующими значительной доли сервиса. Если раньше она была сфокусирована только на продуктах SAP, то теперь значительно расширен портфель в области управления IT с добавлением ITSM-решений от HP, IBM и Microsoft.


Акцент на мобильность и "облака"

Как уже было сказано, после кризиса растет популярность направлений, позволяющих повысить отдачу от имеющейся инфраструктуры. Поэтому велик интерес к частным "облакам", аутсорсинговым услугам по размещению мощностей, к оптимизации использования оборудования. "Облачные" технологии остаются главным IT-трендом на ближайшие годы. Данный сегмент в России пока мал, но он очень динамично развивается. "Думаю, что, когда наши заказчики начнут доверять технологии не только частных, но и публичных "облаков", он станет главным драйвером роста рынка", - прогнозирует Михаил Эренбург. "SAP выделяет сегодня три приоритетных направления развития информационных технологий: это мобильные приложения, "облачные" вычисления и технологии in-memory, позволяющие рационально распределять задачи обработки и хранения данных между серверами и компьютерами пользователей, - развивает мысль коллеги Игорь Богачев. - Эти направления объединяет одно важное качество: они расширяют возможности сотрудничества людей, позволяя им работать более слаженно, оперативно и независимо от своего местонахождения - в офисе или вне его. То есть сегодня технологии дают возможность бизнесу выходить на новый уровень мобильности - это важно в условиях постоянно растущей конкуренции и это востребовано компаниями всех масштабов - малых, больших и средних. Видимые темпы роста отмечались в корпоративном сегменте, там были заметные инвестиции в модернизацию IT-инфраструктуры и автоматизацию бизнес-процессов. Мы увидели серьезное развитие IT в области ритейла. Причем сразу после кризиса был взрывной рост, который замедлился уже в этом году. Этот сегмент рынка переоснащался в области IT довольно интенсивно. В 2010-м ритейлеры успели сделать очень много, поэтому текущий год не был таким уж бурным, как сразу после кризиса". "Снова стал расти банковский сектор. По сравнению с ритейлом он начал переоснащаться с некоторым опозданием. Банки сильно ориентированы на физических лиц, соответственно, именно ритейловая часть банков интенсивнее других переоснащалась в области IT, - продолжает Вадим Афанасьев. - А вот в области государственных закупок большого спроса не наблюдалось. Мы прогнозируем, что в будущем году внимание к госзаказу будет интенсивным". "Важным трендом последних лет является развитие госуслуг. Успешное решение задачи по обеспечению взаимодействия между населением и госорганами напрямую связано с оперативным созданием в России развитой инфраструктуры энергоэффективных дата-центров с максимально низкими темпами морального устаревания", - подтверждает Сергей Зайцев.


Развитие и совершенствование

Опрошенные "Ко" эксперты рассказали о своих планах на будущий год. "Нашими стратегическими направлениями остаются решения в сфере IT-инфраструктуры, безопасности, особенно для "облачных" сред, IT-консалтинга, аутсорсинга, а также собственные разработки. Причем мы намерены активно развивать отраслевую направленность наших решений и делать больший упор на комплексные подходы и проекты, нацеленные на обеспечение развития и функционирования всего бизнеса, а не отдельных процессов", - отмечает Михаил Эренбург. Если говорить про отдельные технологии и услуги, то здесь для компании во главе угла - мобильные решения, в развитие которых она уже вложила много сил. "Мы первыми в России получили статус системного интегратора Apple, реализовали несколько проектов с использованием мобильных устройств для крупных российских компаний, создали BI-приложение для планшетов и смартфонов myDashboard. Другими словами, заложили основу для того, чтобы в следующем году предложить рынку широкий спектр качественных мобильных инструментов для управления бизнесом", - продолжает Михаил Эренбург. "Сеть Stack Data Network к 2011 г. достигла такого уровня зрелости, который позволил диверсифицировать бизнес Stack Group по двум ключевым направлениям. Первое связано с дальнейшим коммерческим развитием классических дата-центров, где на текущий момент отлажены все внутренние бизнес-процессы, обеспечивающие стабильную работу этих площадок и высокую востребованность предоставляемых ими базовых сервисов", - поясняет Сергей Зайцев. Стержневым элементом стратегии развития второго направления являются возможности недавно запатентованной технологии Stack.КУБ. В рамках этого направления будут разрабатываться инфраструктурные решения и программные продукты, соответствующие требованиям "облачных" сред и технологий. "Мы планируем развивать свою практику работы с образовательными учреждениями. В частности, мы работаем с Санкт-Петербургским государственным университетом и Северо-Восточным федеральным университетом, - делится планами Вадим Афанасьев. - Для вузов мы предлагаем суперкомпьютерные центры для высоких вычислений. Эти проекты мы ведем совместно с Институтом программирования РАН". "Инлайн груп" пытается кардинальным образом, за счет активного применения IT в учебном процессе, изменить сам характер учебного процесса и досуга обучаемых. "В июле 2011 г. впервые в истории SAP заседание совета директоров корпорации прошло в России. Это - показатель важности рынка России и СНГ для развития бизнеса SAP, - подчеркивает Игорь Богачев. - Встреча состоялась в Санкт-Петербурге и была посвящена стратегии развития бизнеса SAP в России. С учетом этих планов SAP СНГ будет реализовывать стратегические планы роста: развивать новые технологии, усиливать свои позиции в сегменте среднего и малого бизнеса, продолжать проекты с крупными компаниями. С учетом планов по росту клиентской базы до 2015 г. компании предстоит расширить штат с 700 до 1300 человек, чтобы обеспечивать качественные услуги в области консалтинга, разработки и внедрения наших решений".


С верой в лучшее

В последние несколько месяцев все живут в ожидании второй волны кризиса, или, как полагают некоторые эксперты, продолжения первой. Что бы там ни говорили, России не удастся остаться "тихой гаванью" в условиях шторма, бушующего на глобальных финансовых рынках. Все это, безусловно, скажется на IT-рынке. "При общей стагнации мирового рынка российские нефтяные и другие сырьевые компании постараются сократить свои издержки. И это может затронуть IT, так как эта сфера не является для подобных компаний основным инструментом ведения бизнеса", - констатирует Вадим Афанасьев. В каких-то сегментах будет замедление или остановка бизнеса, в других обязательно будет рост. В госсекторе он должен сохраниться. Эксперты ожидают позитивных сдвигов в области силовых министерств. Армия, флот, полиция должны будут оснащаться новыми технологиями. Также очень много говорится о внедрении инноваций в госслужбе, чиновники полагают, что это поможет борьбе с коррупцией.
Георгий Генс менее пессимистичен в своих прогнозах. "Я жду роста рынка. Наиболее значимым событием для меня стало бы то, если бы люди научились выходить из кризисов, которые по своей сути являются надуманными", - резюмирует эксперт. По его мнению, владение современными технологиями, высокий уровень образования, казалось бы, должны помочь избегать кризисов, но мир ухитрился быть втянутым в затяжные негативные процессы. "И американцы, и европейцы принимают какие-то странные, половинчатые решения и до сих пор не могут стабилизировать ситуацию, обеспечить своим рынкам рост, - удивляется Георгий Генс. - Рынок информационных технологий интегрирован в экономику, он не живет отдельно. Если все рынки падают, то и IT-отрасль тоже. Если будет активный рост экономики, на что хочется надеяться, то и IT-рынок будет расти".


Игорь Богачев, генеральный директор SAP СНГ:

В 2011 году мы продолжали расти с темпами выше, чем рынок IТ в целом. Общий объем IТ-рынка демонстрирует положительные темпы роста в 2010 и в 2011 гг. около 15-17%, но еще не достиг предкризисных объемов 2008 года. (По данным Руссофта.) IDC прогнозирует, что в прогнозируемый период с 2011 по 2015 гг. расходы на IТ в России будут расти ежегодно в среднем на 11,6% и в 2015 г. составят $41,1 млрд. Для SAP СНГ 2010 год стал одним из наиболее впечатляющих за все 20 лет работы в России. Так, по абсолютным показателям, SAP СНГ стал третьим подразделением компании SAP в регионе EMEA и Индия, и пятым в мире по выручке за 2010 год. В 2011 году мы планируем закрепить достигнутый успех. Точные итоги 2011 года мы подведем в начале 2012-го, но уже сейчас можно сказать, что тенденция быстрого и стабильного роста, заложенная в прошлые годы, продолжается.


Сергей Зайцев, директор по региональному развитию сети Stack Data Network:

В 2011 году были полностью завершены работы по апробации и патентованию комплексного решения нового поколения Stack.КУБ. Это позволило запустить во втором полугодии строительство двух новых узлов сети Stack Data Network, создаваемых на базе концепции Stack.КУБ. Масштаб этого проекта оценивается не столько в количественных показателях, сколько в его значимости для IТ-рынка в целом. Хотя само по себе наращивание мощностей сети на более чем 1800 стоек, способных принять нагрузку до 40 кВт без риска перегрева в серверном отсеке свидетельствует о серьёзных профессиональных амбициях нашей компании. Но куда более важным мы считаем открывающиеся перед клиентами SDN возможности по снятию IТ-ограничений в развитии любых бизнес-инициатив и существенному расширению спектра доступных им ДЦ-услуг. Запуск обеих площадок намечен на первое полугодие 2012 г.


Еще по теме