Top.Mail.Ru
архив

Евразийский контур

Джон Клюге был первым американским магнатом, сделавшим крупную ставку на Россию, бывшие советские республики и страны социалистического лагеря. Он начал активные действия в этой части планеты десять лет назад.

Создание евразийской телекоммуникационной империи - от Восточной Европы до Китая - стало главной целью Metromedia International Group, основанной Клюге в 1990 году.

В России первое предприятие Metromedia появилось в конце 1991 года в Москве - телекомпания "Космос-ТВ", созданная совместно с Главным центром радиовещания и телевидения Российской Федерации (нынешний Телевизионно-технический центр "Останкино"). Доля Metromedia в этом предприятии - 50%.

Последующие несколько лет корпорация зондировала отдельные сегменты российского рынка телекоммуникаций. В 1992 году в Сочи Metromedia открыла радиостанцию "Радио Ника", через два года уже в Москве - "Радио 7". В 1994 году в Нижнем Новгороде корпорация создала первую в регионе пейджинговую компанию "Радуга-Поиск" (совместно с АО "Нижегородсвязьинформ").

Первые успехи Metromedia в странах Восточной Европы и бывшего СССР побудили Джона Клюге создать в 1995 году в структуре корпорации компанию Metromedia International Telecommunications и нацелить ее на интенсивное развитие бизнеса корпорации в этих государствах.

В России для начала масштабного инвестирования Metromedia облюбовала Северо-Западный регион: этому способствовал благоприятный экономический климат, созданный властями Санкт-Петербурга. В 1995 - 1997 годах Metromedia стала учредителем нескольких питерских компаний: радиостанции "Эльдорадио", кабельной телекомпании "Телеплюс", пейджинговой "ПТ-Пейдж" (ставшей, кстати, крупнейшим оператором Санкт-Петербурга).

На всем же постсоветском пространстве в 1995 - 1998 годах в центре внимания Metromedia был пейджинговый бизнес. Корпорация стала совладельцем двух пейджинговых компаний в Казахстане, двух - в Грузии и по одной - в Латвии, Узбекистане и на Украине.

Главной же сделкой стало приобретение в ноябре 1998 года 50-процентного пакета акций российской пейджинговой компании "Мобил ТелеКом". Стюарт Суботник, президент и СЕО Metromedia International Group, заявил тогда, что приобретение акций "Мобил ТелеКом" по значимости можно сравнить с достижениями корпорации на рынке США в начале 80-х. Для Metromedia участие в бизнесе крупнейшего оператора в России, имеющего роуминг с 75 городами страны, означало, что наконец-то начинает вырисовываться "евразийский контур" телекоммуникационной корпорации, задуманной Джоном Клюге.

В ноябре того же года Metromedia запустила в России свой первый сотовый проект. Совместно с компаниями "Тюмень Телеком" и "Рустел" корпорация учредила "Тюмень Руском" (Metromedia получила 46% акций).

Джон Клюге упорно продолжал "думать о России", даже когда после финансового кризиса августа 1998 года стала стремительно падать стоимость акций Metromedia, невысоко котировавшихся и прежде. Впрочем, 1998 год корпорация закончила с очень даже неплохими результатами. Доходы Metromedia International Group (включая Восточную Европу, Россию, страны СНГ и Китай) составили $240,3 млн, из них на долю чистой прибыли пришлось $123,7 млн.

В перспективности своих планов Клюге сумел убедить другого телекоммуникационного магната, такого же рискового и увлеченного идеями глобализации бизнеса человека - Руперта Мердока. В сентябре 1999 года в обмен на 10% акций Metromedia International Group Клюге получил от него контрольный пакет акций американской компании PLD Telecom, владеющей рядом телекоммуникационных предприятий в России, Белоруссии и Казахстане. PLD является вполне успешной компанией: при обороте в $145,4 млн она заработала в 1998 году $42,8 млн чистой прибыли.

Покупку PLD Джон Клюге считает лучшей из всех сделок, заключенных им в России. Стюарт Суботник, его компаньон и правая рука в управлении корпорацией, выступил с официальным заявлением в адрес акционеров, в котором назвал приобретение PLD Telecom "примером выполнения наших обязательств по созданию глобальной коммуникационной компании".

Сразу после завершения сделки акции Metromedia International Group начали подниматься в цене. Джеймс Хатт, президент и гендиректор PLD, после слияния с Metromedia получил посты президента и СЕО Metromedia International Telecommunications. Он планирует привлечь в корпорацию институциональных инвесторов из Европы и США.

Российскому телекоммуникационному рынку в этих планах будет отведена главная роль (на Россию приходится более 60% активов корпорации). В интервью журналу Forbes Хатт пояснил, что он рассчитывает на рост экономической активности после президентских выборов, в которых эксперты Metromedia предсказывают победу Владимиру Путину.

Еще по теме