Top.Mail.Ru
архив

Евро-вассал

ПРИЗРАК бродит по Европе - призрак евро. Общеевропейская валюта продолжает свое безостановочное падение, и сегодня призрак стоит уже меньше 83 центов. Когда все начиналось, евро торжествовал: ведь он стоил дороже доллара почти на 35%. Возвышаясь над долларом, евро претендовал на звание второй мировой валюты. За прошедшие пятьдесят лет нельзя припомнить ничего подобного. И вот совсем недавно мировая гегемония США впервые была поставлена под сомнение.

Сегодня, когда шансы стать конкурентом доллара у евро становятся все более призрачными, думаю, что причину его бед надо искать в мировом соотношении сил. Другими словами, нельзя стать мировой валютой при отстутствии авианосцев. Попытки разобраться в ситуации с евро, которые время от времени предпринимают различные эксперты и политики, приводят к малоутешительным результатам. Многие никак не могут смириться с тем, что падение евро, судя по внешним признакам, противоречит всем законам экономики. Чем объяснить систематическое обесценивание евро, когда европейская экономика прекрасно "тянет" по крайней мере лучше чем американская? Все так называемые основные показатели в полном порядке, даже цена на нефть стабилизировалась на отметке 33 доллара за баррель и больше не способствует росту инфляционных ожиданий. И тем не менее финансовый мир отказывает евро в доверии. Как же так?

Полагаю, главный ответ на этот вопрос довольно прост: причины падения евро не экономические, а политические. Я вижу здесь две основные причины. Первая заключается в том, что слабый евро - это детище политически слабой Европы, которая оказалась неспособна выработать единую внешнюю политику. (Совсем недавно в этом можно было убедиться, когда между европейцами возникли разногласия: признавать или нет Северную Корею или по поводу голосования в ООН за осуждение Израиля). Но, впрочем, как можно рассчитывать на внятную внешнюю политику Европы, если ее направляет бывший генсек НАТО - человек, который в прошлом году больше, чем кто бы то ни было, проводил в жизнь политику США?

Любому мало-мальски грамотному человеку ясно, что отсутствие общей политики вызвано отсутствием совместной политики со своей финансовой составляющей. Инвесторы прекрасно понимают, что не все в Европе готовы стоять насмерть на воображаемой "линии Мажино", защищая евро от нескончаемых атак. Все видят, что помимо объединившихся национальных государств континента существует и другая Европа - гораздо более сильная и влиятельная, представленная транснациональными корпорациями, которые мыслят глобальными (что на сегодняшний момент означает "американскими"), а не европейскими категориями.

Вторая причина также имеет политический характер и является оборотной стороной той же медали. Слабый евро "политически" удобен для Соединенных Штатов. При рождении евро США сделали хорошую мину при плохой игре, с деланным энтузиазмом приветствуя валюту, которая сможет "подставить плечо" под тяжкий груз ответственности за мировую финансовую систему. В действительности же первыми, кто понял, что новорожденная валюта всерьез может угрожать гегемонии США, были американские финансисты. Справедливости ради надо отметить, что слишком сильный доллар приводит - теперь уже постоянно - к нарушению американского торгового баланса, который увеличивает свой дефицит со скоростью один миллиард долларов в день. Но так же верно и то, что сильный доллар притягивает нескончаемые потоки инвестиций на рынки США со всех концов света.

Следовательно, счета на Wall Street остаются постоянно в активе, и таким же образом остаются в активе и политико-дипломатические счета Вашингтона.

Можно с легкостью предвидеть, что наш призрак продолжит свое угасание, если только европейцы внезапно не раскаяются. Это будет продолжаться до того момента, когда разразится настоящий политический кризис, когда станет ясно всем, что эта Европа никоим образом не является равным партнером США. После всеобщего признания соотношения сил евро вновь обретет твердость. Он будет стоять гораздо ниже, чем сейчас, но главное - он будет очищен от своих политических амбиций. Это будет евро-вассал.

Перевел: Сибирев Сергей

Еще по теме

архив
Системные завалы
НАЦИОНАЛЬНЫЙ инвестиционный совет (НИС) провел на минувшей неделе свое очередное заседание. Оно было посвящено обсуждению перспектив деятельности НИС. По мнению членов НИС, у них есть реальный шанс повлиять на инвестиционную ситуацию в России. Национальный инвестиционный совет был создан в декабре 1999 года в качестве организации, представляющей интересы российского делового сообщества. В состав НИС вошли представители ряда банков и промышленных компаний, а также ученые, региональные лидеры, руководители СМИ. К активной деятельности НИС приступил в мае 2000 года. За время своей работы НИС успел рассмотреть несколько проблем, в том числе вопросы стимулирования продаж российской авиатехники, формы и методы цивилизованного лоббизма (эту тему НИС изучал совместно с членами парламента Великобритании). В настоящее время НИС завершил формирование своей структуры и обсуждение концепции собственной деятельности. В ближайшем будущем НИС намерен расширить присутствие в российских регионах.
Системные завалы
архив
Второй заход Гермеса
Сегодня в России, по официальным данным, существуют порядка шестидесяти страховых компаний с иностранным участием. Большинство иностранцев ограничиваются владением менее 10% акций российских компаний, как, например, крупнейшая финская компания Pohyola, которая имеет долю в российской "Принципал", или французская AXA, которой принадлежит небольшая часть акций "Ингосстрах-России". Так эти компании декларируют свое присутствие на российском рынке, не вступая до поры до времени в игру и выжидая более благоприятных условий со стороны законодательной власти и твердых гарантий со стороны правительства. Однако три крупные западные страховые компании - немецкая Allianz AG, американская AIG и швейцарская Zurich -- все-таки воспользовались предоставленной им государством возможностью работать здесь. Все эти компании имеют максимально возможную по закону 49% долю в российских страховых компаниях, основанных ими (соответственно "Ост-Вест Альянс", "Rus-AIG" и "Цюрих-Русь"), и получили, таким образом, полный контроль над их деятельностью. Также в России присутствуют два перестраховочных общества Munich Re и Cologne Re, которые открыли здесь свои представительства. Пока что крупнейшие компании ограничиваются присутствием в столицах - Москве и Санкт-Петербурге, но здесь они свою долю рынка держат крепко. Так, например, компания "Ост-Вест Альянс" стабильно занимает 15-е место в рейтинге страховых компаний по размерам собранной премии уже в течение нескольких лет, а "Цюрих-Русь" - 51-е. Впрочем, можно ожидать, что позиции "Ост-Вест Альянса" сильно окрепнут на нашем рынке, если планы родственных Allianz AG компаний осуществятся.
Второй заход Гермеса