Top.Mail.Ru
бизнес

Fix Price разместится дважды

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Сеть магазинов низких цен Fix Price готовит двойное публичное размещение (IPO) на Лондонской фондовой бирже и Мосбирже. После размещения акционеры-основатели ритейлера сохранят за собой «значительную долю» в компании. О том, насколько размещение будет удачным, разбирался журнал «Компания».

Согласно сообщению Fix Price, сделка будет предусматривать продажу глобальных депозитарных расписок (ГДР) действующими акционерами — Luncor Overseas S.A. Артема Хачатряна, LF Group DMCC Сергея Ломакина, Samonico Holdings Ltd (структура Marathon Group Александра Винокурова) и GLQ International Holdings Ltd (опосредованно принадлежит Goldman Sachs Group). В частности, Luncor продаст часть бумаг от лица представителей менеджеров и акционеров компании.

Кроме того, акционеры-основатели Fix Price сохранят за собой «значительную долю» в компании. Точных цифр в компании не привели. Организаторами размещения назначены BofA Securities, Citigroup, JPMorgan, Morgan Stanley и «ВТБ Капитал».

В ходе IPO на Лондонской бирже компания может привлечь не менее $1 млрд, считают источники Financial Times. Собеседники Bloomberg не исключают, что ритейлер может быть оценен в $6 млрд.

Согласно данным самой компании, у Fix Price сейчас 4,2 тыс. точек в России, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Грузии, Латвии и Киргизии. В прошлом году выручка компании по МСФО составила 190 млрд руб., а скорректированная EBITDA – 36,8 млрд руб.

Дела минувших дней

Головная компания Fix Price – ООО «Бэст прайс». Ее создали в 2007 году основатели ритейлера «Копейка» Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. Основанная в 1998 году «Копейка» стала одной из первых в России сетей продовольственных дискаунтеров. Ломакин в 1998–2007 году был гендиректором сети.

Ломакин с партнерами в 2007 году продали акции «Копейки» вместе с другими активами. В этом же году он совместно с иностранными инвесторами, возглавив направление по организации в России новых стартапов в ритейле и инвестированию в существующие проекты. Ими стали Fix Price, Modis и торговая сеть по продаже одежды и обуви «ЦентрОбувь».

Миноритарным акционером сети Ломакин стал в 2009 году. Уже в начале 2011 года обувной ритейлер собрался провести IPO на Лондонской бирже, а уже через год получить листинг в Гонконге. Однако размещение сначала было отложено на год, а после компания совсем отказалась его проводить, сославшись на нестабильность на мировых финансовых рынках. Тогда же начала расти задолженность перед банками — она выросла с $198 млн в 2010 году до $561 млн в 2013 году.

В 2013–2014 годах «Газпромбанк» выдал ООО «ЦентрО» и АО «ТД “ЦентрОбувь” кредиты почти на 9 млрд рублей, писали СМИ. Однако компании, выступившие поручителями друг за друга, не смогли обслуживать займ. Это привело к тому, что уже в 2016 году компания объявила о банкротстве, а Ломакин вышел из проекта.

В этом же году в отношении него было возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ («Мошенничество»). Следствие считало, что обвиняемый похитил крупную сумму денежных средств у одного из банков. «Следствие подозревает, что средства, выданные в качестве кредитов на обеспечение работы торговой сети, были мошенническим путем направлены на другие цели», — рассказывал источник РИА «Новости». Ломакина объявили в федеральный розыск в середине сентября 2016 года.

Однако позже Ломакин все же согласился реструктурировать свою компанию и погасить долг перед кредиторами. В 2018 году уголовное дело против него закрыли, а все обвинения были сняты. По словам на тот момент представлявшей бизнесмена Нателы Пономаревой, состав преступления в деле не зафиксирован, а Ломакин никаким образом не причастен к преступлению.

Ждет ли размещение успех

Эксперт ИГ «УНИВЕР Капитал» Сергей Дроздов считает, что сейчас мировые финансовые рынки растут, а это — хорошие условия для размещения. «Если они не попадут в ситуацию, когда мировые финансовые рынки будут стагнировать, то размещение будет удачным», — объяснил он в разговоре с журналом «Компания».

По словам эксперта, сейчас, в частности, на американском рынке «залетают» размещения тех компаний, «которые даже стартапом назвать нельзя». При этом IPO на российских площадках в большинстве случаев заканчивались всплеском, а потом стагнацией, заключил Дроздов.