Top.Mail.Ru
архив

Gillette его мечты

Основатель компании Gillette Кинг Кэмп Джиллет разбогател на продаже одной-единственной вещи - безопасной бритвы собственной конструкции. До конца своих дней он не считал свою бритву чем-то выдающимся и грезил о другом. Самой большой мечтой идеалиста Джиллета было создание совершенной системы управления обществом. Gillette сегодня Gillette - транснациональная корпорация, владеющая 62 предприятиями в 25 странах и продающая продукцию в 200 стран мира. Помимо производства полного спектра средств для бритья и ухода за кожей компания владеет марками Parker и Waterman (письменные принадлежности), Oral-B ( зубные щетки и пасты ), Duracel (батарейки). Крупнейшим акционером компании сейчас является знаменитый Уоррен Баффет. Продажи компании в 1998 году составили $10,1 млрд.

Однажды в Чикаго

Любовь к изобретательству американец Кинг Кэмп Джиллетт перенял от родителей. Отец Кинга владел скобяной лавкой в Чикаго (дело было в прошлом веке) и имел несколько патентов на мелкие хозяйственные приспособления. Мать была неистощимым на выдумки кулинаром и автором популярной книги рецептов.

После окончания школы в 1872 году 17-летний Кинг начал работать агентом по продаже отцовских скобяных товаров. И сразу стал пробовать изобрести что-нибудь "хорошо продаваемое". Ни одно свое изобретение он так и не смог выгодно пристроить, зато стал успешным сейлзменом и получил работу в бостонской компании Crown Cork & Seal.

Владелец Crown Cork & Seal Уильям Пэйнтер тоже обладал смекалкой. Компания продавала его главное и очень выгодное изобретение - металлическую "корончатую" пробку для бутылок, которая сейчас используется по всему миру. Вскоре Джиллет стал лучшим агентом компании во всей Новой Англии, и ему доверили работу с основными клиентами.

Джиллет и Уильям Пэйнтер спелись на почве общего хобби. "Кинг, ты все время что-то придумываешь и изобретаешь, - говорил босс своему сотруднику. - Почему бы тебе не попробовать изобрести что-нибудь вроде моей пробки? Такой товар, который покупатель будет выбрасывать после использования и приходить к тебе за новым. Твоя прибыль будет расти с каждой покупкой".

Джиллет загорелся этой идеей. В поисках поля для творчества он перелистал весь словарь английского языка, не упуская ни одного предмета человеческого быта. Но так ничего и не придумал.

Прожив несколько лет в бесплодных поисках "изобретения жизни", Джиллет охладел к бизнесу. Ближе к сорока его внимание захватили социально-политические идеи. В 1894 году он задумал усовершенствовать весь уклад американского общества. Случилось это так.

Город-сад

Однажды, будучи в деловой поездке по Пенсильвании, Кинг Кэмп Джиллет остановился в отеле города Скрантон.

Погода была отвратительная. Джиллетт грелся у камина и от нечего делать наблюдал в окно за уличной "пробкой". Он увидел фургон с колониальными товарами и задумался о круговороте товаров в природе - о том, что где закупается, обрабатывается и продается. Он представил весь мир как гигантский производственно-торговый механизм и пришел к выводу, что работает он неэффективно. Всему виной социальная и межнациональная разобщенность, подумал Джиллет. И решил придумать свою модель процветающего и справедливого общества.

В 1894 году Джиллет обобщил свои размышления на эту тему и опубликовал книгу "Будущее человечества". В книге он описал гигантский городской комплекс - Метрополис.

Свой супергород Джиллет поместил в районе Великих озер, неподалеку от реального Буффало. На расположенном там Ниагарском водопаде Джиллет планировал построить гигантскую электростанцию. (О Днепрогэсе человечество услышало только через тридцать с лишним лет).

Джиллет думал возвести в городе множество высотных домов - в несколько раз больше и выше, чем построил за все годы руководства Москвой Юрий Лужков. В этом городе можно было бы поселить все население Соединенных Штатов, которое к тому времени составляло 60 миллионов человек. Здесь же было бы сосредоточено все национальное производство. Одним словом, все под рукой и никаких вам Калифорний.

Более того, по замыслу Джиллета, производством и распределением в Метрополисе должна была руководить специально созданная United Company - объединенная компания, акционером которой будет каждый горожанин. До начала ваучерной кампании Чубайса оставалось сто лет.

Наивный Джиллет полагал, что в Метрополисе не будет социальных барьеров. Окончательно сплотят общество совместные обеды и культурные мероприятия в огромных залах. В городе не будет эгоизма и вражды, а труд станет лишь способом личного самосовершенствования. До создания партии коммунистов в России оставалось четыре года.

Джиллет продумал даже такие мелочи, как планировка отдельных квартир в супергороде.

Книга получила известность, и вскоре после ее выхода Джиллет объявил о создании "Корпорации XX века", которая должна была воплотить его замыслы. Читатели стали писать Джиллету и даже вкладывать в конверты деньги на покупку небольшой доли в корпорации.

Неизвестно, как пошло бы дело дальше. Возможно, Джиллет всерьез ударился бы в политику и стал видным американским левым деятелем.

Но уже в следующем, 1895 году случилось чудо. Джиллету наконец-то пришло в голову коммерческое изобретение, о котором он мечтал столько лет. Он придумал безопасную бритву.

В этот день еще не созданное мировое коммунистическое движение понесло невосполнимую утрату.

Острый момент

Впоследствии Джиллет вспоминал, что изобретение его было подобно озарению. Снизошло оно на Джиллета утром в уборной.

Решив побриться, наш герой обнаружил, что бритва затупилась и ее нужно нести к точильщику. Джиллет подумал, как было бы хорошо, если бы тупые лезвия просто выбрасывались и заменялись новыми.

Его натренированный каждодневными мечтаниями разум тут же придумал простую конструкцию: к ручке перпендикулярно прикреплены две металлические пластины, которые подобно створкам раковины зажимают тонкое лезвие с двумя острыми кромками. Просто, удобно, экономит время - и никаких порезов! А какой рынок сбыта - все бреющиеся мужчины мира.

На следующий день он телеграфировал жене, которая гостила у родственников в Огайо: "Я сделал ЭТО. Свершилась наша судьба".

Как и в случае с городом-садом, Джиллет рано радовался. Все лучшие инженеры Новой Англии, с которыми он переговорил, сказали, что технологии, которая позволяла бы делать тонкие, прочные и дешевые безопасные лезвия, не существует. А у самого Джиллета не было специальных знаний, чтобы заняться разработками самостоятельно.

Он стал искать себе ассистента-технолога. И только через шесть лет, в 1901-м, познакомился с молодым талантливым инженером Уильямом Никерсоном. Никерсон заинтересовался проектом Джиллета, сказал, что сконструирует нужный станок, и привлек к делу двух своих друзей.

Так в сентябре 1901 года в Бостоне появилась The American Safety Rasor Company, а через месяц был зарегистрирован патент на безопасную бритву.

Четверо основателей образовали совет директоров компании, в штат которой были приняты восемь работников. Денег у новоявленной компании не было вовсе. Тогда Джиллет и компаньоны объявили, что их компания стоит $500 тыс., и выпустили в свободную продажу 40% акций, оставив за собой долю в 60%. Акции удалось продать в 40 раз дешевле номинала. Так было выручено $5 тыс. на запуск производства.

Деньги кончились примерно через полгода, а дело практически не продвинулось. Джиллет был в отчаянии - компания оказалась на грани банкротства.

Все переменилось после одной неожиданной встречи. Джиллет случайно пересекся с клиентом по прошлой работе Джоном Джойсом, владельцем крупной пивоваренной компании. Когда-то Джиллет посоветовал ему вложить $20 тыс. в одно предприятие, которое в конечном счете разорилось. После подобных дел с советчиками как минимум перестают разговаривать. Но Джиллет снова убедил Джойса рискнуть - недаром же он четверть века проработал торговым агентом.

Джойс согласился стать акционером компании. В 1902 - 1903 годах он вложил в дело $60 тыс., фактически став крупнейшим пайщиком, и в 1903 году компания Джиллета начала наконец серийный выпуск безопасных бритв.

Продать в первый год удалось только 51 станок и 168 пачек лезвий. Джиллет хотел было снизить цены, но Джойс не разрешил ему этого.

В сентябре 1903 года бывший работодатель Джиллета - Уильям Пэйнтер из Crown Cork & Seal предложил изобретателю перестать заниматься ерундой и вернуться в прежнюю компанию. Обнищавший Джиллет с радостью согласился стать управляющим филиалом Crown Cork&Seal в Великобритании за годовой оклад в $6 тыс. Он сложил с себя полномочия президента Safety Rasor Company и вместе с семьей отбыл в Европу.

Дела его детища по-прежнему шли никак. Все это так надоело пайщику Джойсу, что в августе 1904 года он собрался выйти из дела. Узнав об этом, Джиллет пересек океан, объявился в Бостоне, в очередной раз применил свое красноречие и уговорил Джойса остаться, пообещав, что успех уже не за горами. И на сей раз оказался прав.

Апельсиновый финал

В конце 1904 года продажи бритв стали расти фантастическими темпами. Потребитель наконец-то "распробовал" необычную новинку. Раскрутка нового продукта, которую в наше время хорошее рекламное агентство провело бы за пару месяцев и несколько миллионов долларов, совершилась сама собой.

К концу года компания распродала 90 тыс. станков и более 120 тыс. упаковок лезвий.

Джиллет бросил работу в Англии и вернулся к управлению Safety Rasor Company. В 1905 году он продлил патент на безопасную бритву еще на 17 лет, что сделало его впоследствии монополистом на рынке.

В 1906 году Джиллет построил завод в Канаде и развернул дистрибуторскую сеть по всей Европе с центром в Германии. В 1908 году компания продала 300 тыс. станков по $5 за штуку и 14 млн упаковок лезвий по $1. Джиллет стал миллионером.

Как вы думаете, что он предпринял дальше? Вернулся к своей мечте усовершенствовать мир.

В 1908 году он написал вторую книгу - "Мировая корпорация", где развивал идею о единой для мира системе управления, которая может заменить собой все национальные правительства. Он был всерьез готов вложить свои миллионы в создание такой корпорации.

Президенту США Теодору Рузвельту он послал предложение возглавить корпорацию по окончании в 1909 году его президентского срока. Рузвельт отказался.

Тогда Джиллетт договорился обсудить судьбы мира и человечества с Генри Фордом. Форд, как известно, увлекался передовыми идеями в управлении. Неизвестно, о чем говорили два миллионера, однако напористость Джиллета не понравилась отцу американского автомобилестроения. Форд и Джиллет разругались и больше никогда не встречались.

В 1910 году 55-летний Джиллет все-таки решил, что время для осуществления мечты еще не пришло. А ему самому пора на покой.

Он выгодно продал Джойсу свои акции и купил поместье в Калифорнии - самом удаленном от вожделенного Ниагарского водопада штате.

Формально Джиллет сохранил за собой должности президента и члена совета директоров компании, но в управление практически не вмешивался.

Он просто выращивал апельсины в своем поместье и писал третью утопию. В 1924 году она вышла под названием "Народная корпорация". Его бывшая компания к тому времени продала уже 15 млн бритв, по-прежнему носивших его имя - Gillette. Позже это имя было присвоено и самой корпорации.

Еще по теме