Top.Mail.Ru
архив

Главный по посылкам

500 000 тонн международных отправлений скопилось в начале апреля в столичных аэропортах. Таможенники перестали принимать к оформлению почту, поскольку ее некуда было складывать, а это происходило из-за того, что ФГУП "Почта России" не вывозило из аэропортов уже досмотренные отправления. В Интернете - тысячи комментариев с возмущением и критикой в адрес почтовиков. 15 апреля в дело вмешался вице-премьер Аркадий Дворкович. Он потребовал от гендиректора "Почты России" Александра Киселева в течение трех дней наладить бесперебойный международный почтовый обмен в соответствии с нормативами. Но выполнить поручение господин Киселев не успел. Новым руководителем ФГУП благодаря почтовому коллапсу назначили Дмитрия Страшнова, ранее возглавлявшего сотового оператора "Tele2 Россия".

Дмитрий Страшнов

Дмитрий Страшнов

Год рождения: 1967

Место рождения: Москва

Образование:

1985-1991 - Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана;

в 1999 г. закончил бизнес-школу INSEAD

Опыт работы:

1992-1994 - учредитель и руководитель компании "Дистрайд", специализирующейся в области графического дизайна

1994-2000 - руководил российским подразделением Electrolux Home Appliances

2000-2009 - вице-президент "Philips Россия"

2009-2012 - президент и CEO "Tele2 Россия"

с апреля 2013 г. - гендиректор ФГУП "Почта России"

Забил "гвоздь"

В конце 1980-х у Дмитрия Страшнова имелся шанс сделать карьеру в профессиональном спорте. Он занимался волейболом и даже выступал в высшей лиге за команду МГТУ им. Н.Э. Баумана. Но с развалом Советского Союза финансирование профессионального спорта практически прекратилось, и выпускнику пришлось искать применение своим способностям в бизнесе. В 1992 г. он создал и в течение двух лет возглавлял собственную небольшую фирму "Дистрайд", работавшую в сфере графического дизайна.

Кардинальный поворот в его карьере случился в 1994 г.: в то время на отечественный рынок вышла компания Electrolux, которой необходимо было отвоевывать позиции у более дешевых китайских марок. Дмитрий Страшнов перешел в российское подразделение Electrolux Home Appliances, где отвечал за продвижение и развитие брендов Electrolux, Zanussi, AEG в РФ и Белоруссии.

Следующий резкий, но достаточно логичный карьерный взлет состоялся в 2000 г., когда Страшнов занял кресло вице-президента "Philips Россия". "Учитывая, что к тому времени Дмитрий уже шесть лет проработал в этом направлении, его переход в Philips был абсолютно логичным, - вспоминает один из коллег Страшнова по работе на рынке бытовой техники. - Очень энергичный молодой менеджер, с сильной бизнес-хваткой быстро пошел вверх, к 2008 г. став генеральным директором подразделения Consumer LifeStyle в "Philips Россия".

Это направление в компании появилось за счет слияния подразделений "Бытовая электроника" и "Бытовая техника". Consumer LifeStyle занимается продвижением различной бытовой техники - от телевизоров до очистителей воздуха. Но проработал он там недолго. "Решение об уходе Дмитрия Страшнова в отрасль связи для нас было неожиданным. Начать фактически с нуля развиваться в новом направлении - не каждый способен на такой шаг", - вспоминает один из бывших коллег. За восемь с половиной лет работы в Philips Страшнову удалось увеличить долю на российском рынке с 4 до 15%. Впрочем, одним из главных достижений менеджера эксперты называют решение организовать в РФ сборку телевизоров (в свободной экономической зоне Калининградской области). Кроме того, в 2007 г. Royal Philips Electronics первым из крупных производителей электроники перешел на прямой импорт, до этого прямые поставки осуществляли только производители мелкой бытовой техники.


Заметили и оценили

"С точки зрения управленца, Страшнов - специалист высокого класса. Прирост к абонентской базе, который показывала "Tele2 Россия" за годы его руководства, был одним из самых больших среди игроков российского рынка, а маркетинговая активность компании была отмечена многими профессиональными ассоциациями", - подтверждает независимый эксперт телекоммуникационного рынка Ярослав Гаврилов. Это притом что в отрасли связи Дмитрий Страшнов проработал недолго: он руководил Tele2 всего три с половиной года. За это время годовая выручка "Tele2 Россия" выросла с 25 до 52 млрд руб., а ее доля в выручке всего холдинга - с 16,6 до 29,9%. Число абонентов Tele2 в РФ увеличилось с 10 до 22,5 млн, количество регионов почти удвоилось. Но компания под его руководством не сумела решить две главные проблемы: она так и осталась за пределами столичного региона и не смогла получить частоты для оказания услуг по широкополосной мобильной передаче данных (3G и LTE). Разрешение от государства у Страшнова пролоббировать не получилось.

Заметили Дмитрия Страшнова в 2011 г., когда он, будучи главой Tele2, выступил с революционными для рынка инициативами, которые не решались озвучивать другие игроки. В частности, на конференции "Телеком-2011" он заявил, что распределение частот нужно проводить на аукционах, а не на конкурсах, что обеспечит государству внушительный доход - от 10 млрд руб. ежегодно. Мировая практика показывает, что аукционный порядок действительно работает. Так, в 2010 г. он принес в бюджет Индии $11,7 млрд, Германия заработала на этом 4,4 млрд евро. Еще одно предложение предполагало возможность продажи частот одного оператора другому. По мнению Страшнова, это позволит создать вторичный рынок частот и будет способствовать более эффективному их использованию. "Последнее предложение спорное. Частоты превращаются не в ресурс для развития связи, а в актив спекулятивного типа", - отмечает глава совета директоров "Ростелекома" Иван Родионов.

Объясняя свой уход в декабре прошлого года из Tele2, Дмитрий Страшнов говорил, что пришло время для поиска новых возможностей: "Это был очень интересный период в моей жизни, и я горд тем, чего нам удалось достигнуть. "Tele2 Россия" как никогда сильна как в финансовом плане, так и c точки зрения корпоративной культуры. Компания готова к успешному будущему, открывающемуся перед ней". Тогда он лукавил. Дело в том, что на сотового дискаунтера, как представители "большой тройки" между собой называют Tele2, уже тогда претендовали многие. Говорили о том, что его может купить холдинг Garsdale Алишера Усманова. Также интересовался развитием своего сотового направления за счет приобретения Tele2 и "Ростелеком". В итоге российский бизнес шведского сотового оператора Tele2 купил ВТБ - то ли в интересах Усманова, то ли для перепродажи "Ростелекому".


Неестественный отбор

Между тем сам Страшнов к тому времени получил предложение, от которого энергичные управленцы не отказываются. Новое руководство Минсвязи предложило ему возглавить "Ростелеком". Когда-то в интервью "Ведомостям" Дмитрий Страшнов оценивал вероятность своего перехода в "Ростелеком" как очень низкую. "Я всего лишь менеджер, и за мной, кроме моей профессиональной репутации, никто не стоит", - объяснял он. Ярослав Гаврилов подтверждает, что у Страшнова за спиной нет "серого кардинала", способного лоббировать его интересы. "За все годы существования Tele2 так и не удалось оказывать услуги в Московском регионе, а также получить частоты для развития перспективной технологии LTE", - напоминает Ярослав Гаврилов. "Ростелеком" - жемчужина отрасли, но именно поэтому попасть туда не так-то просто. "Эта публичная компания исторически является активом, за который борются "группы инвесторов", и пост гендиректора предполагает определенную к ним ангажированность, на это место всегда назначались люди, так или иначе связанные с определенными группами влияния", - рассуждает аналитик БКС Анна Курбатова.

Дмитрий Страшнов ожидал назначения, но дело затягивалось. Несогласованность кандидатуры с администрацией президента в итоге не позволила Страшнову сесть в кресло руководителя "Ростелекома". В конце марта было принято решение - поставить во главе ключевого телеком-актива Сергея Калугина, которого связывают с совладельцем банка "Россия" Юрием Ковальчуком.

На первый взгляд господин Страшнов остался не у дел. Но, проиграв битву за "Ростелеком", он автоматически стал основным претендентом на пост гендиректора "Почты России". С точки зрения перспектив компания не менее интересная. Понятно, Страшнов опасался, что излишняя шумиха в СМИ может сорвать его назначение. Однако все сложилось. И сегодня Страшнов приступил к разбору не только почтовых, но и внутренних "завалов" ФГУПа, экс-руководство коего постоянно отбивалось от шквала критики, но справиться с ситуацией не могло. Ключевой вопрос, на который Страшнов пока не дал ответ: "Есть ли у него команда, готовая превратить неэффективный почтовый бизнес в коммерческое предприятие?" Очевидно, что пока такой команды нет. Есть пара-тройка коллег еще со времен Philips, не более того.


Проблемный актив

От прежнего менеджмента Страшнов получил непростое "наследство". Александр Киселев, будучи у руля, велосипед не изобретал, сделав ставку на госвливания. Новая стратегия развития почты, которая начала разрабатываться еще в 2009 г., была подготовлена лишь в середине прошлого года. Более 200 млрд руб., по замыслу Киселева, предполагалось направить на техническую модернизацию. С 2009 г. по 2012 г. (при Киселеве) "Почта России" инвестировала в модернизацию инфраструктуры более 33 млрд руб., в то время, как ежегодная потребность в инвестициях, по собственным оценкам ФГУПа, составляет 19 млрд руб. Из 41 900 почтовых отделений половина нуждается в срочном ремонте, кстати, 28 000 отделений - убыточные. Из-за более чем двадцатилетнего недофинансирования износ производственных мощностей превышает 60%, что, несмотря на уже сделанные вложения, мешает обеспечивать качество.

На протяжении нескольких лет обсуждалась идея создания на базе "Почты России" почтового банка. Нашли финансовых партнеров, и в 2010 г. вопрос казался уже решенным. Но почта и банки, потенциальные участники проекта, не договорились. В итоге реализация идеи заглохла, а сейчас от нее и вовсе отказались, посчитав, что для почты это риски в виде дополнительных капиталовложений, а для государства - опасность в плане появления серьезного конкурента крупнейшим госбанкам.

Судя по задумкам Минсвязи, у которого имеется свой вариант развития "Почты России", ФГУП расформируют, а наиболее ценные активы передадут в акционерное общество. Результатом же должна стать приватизация почты. Подобных примеров в мире пока не так много, но это, по мнению экспертов, один из способов минимизировать убыточность предприятий. Например, доходы Почтовой службы США (USPS), на долю которой приходится 40% почтовых отправлений в мире, за последние пять лет сократились с $75 до $65 млрд в год. За тот же период количество писем и посылок уменьшилось с 212 до 160 млрд в год. Чистый убыток в 2012 г. составил рекордные $15,9 млрд. Компании пришлось урезать штаты на 23%, уволив 156 000 сотрудников. Поэтому, чтобы спасти госкомпании от вымирания, власти проводят их оптимизацию. В Германии в 1995 г. почтовую службу поделили на части и продали в частные руки. Приватизация в скором времени ожидает даже Королевскую почту Великобритании. Все это - задачи Страшнова на ближайшее время. Получится ли?

Для аналогии можно привести пример экс-министра экономики Германа Грефа, который, когда возглавил Сбербанк, обещал "растанцевать слона" и даже сбрил усы. Но на это ему потребовалось более пяти лет. Он переформатировал сеть отделений банка, провел ребрендинг, заново сформировал продуктовую линейку, создал инвестбанк, систему управления рисками. Были приобретены активы в Турции и Восточной Европе. Кстати, прибыль "Сбера" по итогам 2012 г. составила более трети прибыли всей российской банковской системы.

Почта располагает в два раза большей сетью отделений на территории России по сравнению со Сбербанком. Но у нее имеются существенные проблемы с компетенцией сотрудников, безопасностью почтовых отправлений, самими почтальонами, оперативностью доставки и т.д. Проблем столько, что Страшнову фронт работ на ближайшие несколько лет обеспечен. Если, конечно, в очередной раз не поменяется стратегия кремлевских чиновников и не сменится правительство.


Еще по теме