Top.Mail.Ru
архив

Голливуд гасит звезды?

Огромные буквы H O L L Y W O O D на холмах над Лос-Анджелесом известны, наверное, всем. А что происходит сегодня ЗА ними?

   В послужном списке Харви и Боба Вайнштейнов, продюсеров, режиссеров и владельцев киностудии Weinstein Company, "Криминальное чтиво", "Влюбленный Шекспир", "Чтец" и другие известные фильмы. Но сейчас в Голливуде говорят, что Вайнштенйы - на грани банкротства. Сами кинобизнесмены утверждают, что дела у них в полном порядке, но уволили каждого девятого сотрудника своей студии Weinstein Company, а в июне обратились в инвестиционный банк Miller Buckfire, который занимается реструктуризацией проблемных бизнесов. Да и партнеры нынче, ведя дела с Вайнштейнами, настаивают на предоплате. Люди, знакомые с голливудской кухней, говорят, что спасти их может сейчас только очень большой успех, которого они и ждут, в частности, от снятых Квентином Тарантино "Бесславных ублюдков", выходящих в прокат в августе. В целом же ситуация в Weinstein Company показательна почти для всего Голливуда. Оказалось, иммунитета от кризиса нет и у него.

С ВОСТОКА НА ЗАПАД

   Поначалу центр киноиндустрии США
   находился на Восточном побережье, в Нью-Йорке. Крупнейшими кинокомпаниями в начале XX века были Kaufman Astoria Studios, располагавшаяся в Куинсе, и манхэттенская Chelsea.
   Однако пионерами в освоении Калифорнии стали не они, а небольшие Biograph Company и Centaur Co. В начале 1910 года Biograph отправила съемочную группу во главе с режиссером Дэвидом Гриффитом (1875 - 1948) на съемки на Западное побережье, и ему там понравилось: мягкий климат, надежный солнечный свет, позволяющий снимать круглый год, живописная природа. Гриффит нашел и деревеньку Голливуд, подходившую, по его мнению, для того, чтобы открыть там калифорнийское отделение Biograph. Однако первую голливудскую киностудию - Nestor Studio - создала в октябре 1911 года Centaur Co. из Нью-Джерси, собиравшаяся снимать в Калифорнии вестерны. За Centaur Co. туда потянулись и другие. К концу Первой мировой войны там уже создавали больше картин, чем на Восточном побережье.
   В Голливуд перебрались все ведущие кинематографисты того времени, оставившие заметный след не только в американском, но и в мировом кино. Юг Калифорнии пришелся по душе Сэмюэлу Голдвину (1879 - 1974), основателю нескольких киностудий, в том числе Metro-Goldwyn-Mayer (вместе с Луисом Майером) и Paramount (с Адольфом Цукором). Понравилось там и Карлу Леммле (1867 - 1939), основателю Universal, и братьям Гарри, Альберту, Сэму и Джеку Уорнер (создатели Warner Brothers), Уильяму Фоксу (1879 - 1952), "отцу" Fox Film Corporation, и другим. Самой крупной кинокомпанией Голливуда большую часть ее "золотого периода" была MGM, на которой снимались такие звезды, как Кларк Гейбл, Джин Харлоу, Грета Гарбо, Джуди Гарланд, Спенсер Трейси и др.
   За время своего расцвета, с конца 20-х до конца 50-x годов XX века, голливудские киностудии сняли тысячи картин и собрали в прокате миллионы долларов. Примером может служить самая кассовая лента 1937 года - "Белоснежка и семь гномов" (общие кассовые сборы - $185 млн), сделавшая Уолта Диснея миллионером. Это единственный за всю историю кинофестивалей в Венеции мультфильм, завоевавший Гран-при. И конечно, "Унесенные ветром" (1939), собравшие $400 млн.
   В те времена Голливуд практически подмял под себя и прокат: к началу 1930-х все американские кинотеатры были поделены между членами "большой пятерки" - MGM, Paramount Pictures, RKO, Warner Bros. и 20th Century Fox. Однако прокуратура на основании антитрестовского закона Шермана (1890) потребовала разделить производство фильмов и их прокат, а к 1950 году "большая пятерка" и вовсе избавилась от кинотеатров. Тем более что наступила пора бурного развития телевидения, сменившаяся временем видео, а затем и новых форматов и возможностей. Сегодня голливудские мейджоры разделились: Warner Bros., Paramount Pictures, Universal Pictures и New Line Cinema, например, принимают формат HD DVD (первые фильмы на HD DVD-носителях можно будет купить уже в конце этого года), а Sony Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer Inc. и 20th Century Fox выбрали Blu-ray. А ведь есть еще и такой носитель, как Интернет: по экспертным прогнозам, к 2013 году объем видео в Сети может вырасти с $200 млн в 2008-м до $1,2 млрд.

КИНО БЕЗ ЗВЕЗД

   Кино относится к рискованным видам бизнеса. Иначе не было бы, наверное, таких историй, как с лентой "Александр" (2004), бюджет которой составил $155 млн, а кассовые сборы - и $34,3 млн. Или "И грянул гром" (2005) - $80 млн и $1,9 млн, "Город и деревня" (2001) - $90 млн и $6,7 млн и даже "Клеопатра" (1963) - $44 млн и $26 млн.
   В самое последнее время стало понятно, что успех не может стопроцентно гарантировать даже имя суперзвезды в титрах: по наблюдениям аналитиков, зритель идет больше на сам фильм, посмотрев треки из него в Интернете, нежели на звезду. Отчасти поэтому, наверное, если в 2000 году Джулия Робертс спокойно получила $20 млн за роль в фильме "Эрин Брокович", то ныне, говорят, ее гонорары за роль приближаются где-то к $ 12 млн. А Джон Траволта, которому в 2004-м заплатили те же $20 млн за съемки в "Огненной лестнице", по некоторым сведениям, за роль в фильме "Опасные пассажиры поезда 123" довольствовался и вовсе вдвое меньшей суммой.

ИНВЕСТОРЫ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ

   Найти деньги на съемки киношникам всегда было нелегко, и иногда поиски шли путями довольно экзотическими, если не сказать больше. В 1945 году средства на ленту "Прогулка под солнцем", которую снимал в районе Малибу Льюис Майлстоун, закончились очень быстро. Первые две недели после этого Майлстоун платил из собственного кармана, искал кредиторов и нашел: принять участие в создании кино решили владельцы подпольных казино, которым нужно было отмыть прибыль. Так на съемочной площадке появились несколько крепких бородачей, на современном жаргоне - смотрящих, которые только и делали, что с утра до вечера играли в кости.
   В дальнейшем поиск финансирования для кино принимал, конечно, все более цивилизованные формы, а в 2004 году между Голливудом и Уолл-стрит наметился даже прямо-таки "роман". Дело в том, что Merrill Lynch, JPMorgan, Goldman Sachs и ряд других крупных банков в то время искали дополнительные возможности для вложения полученных в годы бума миллиардов. Инвесторы и киношники стали создавать фонды взаимных инвестиций, покупая доли в отдельных картинах. Больше всех потратил на кино Merrill Lynch. В апреле 2007 года он выделил свыше $1 млрд новой компании Summit Entertainment и $500 млн - United Artists, дочерней структуре MGM, снявшей "Валькирию" с Томом Крузом.
   Кинокомпании сами решали, какие проекты должны финансировать инвесторы. Естественно, самые многообещающие они оставляли для себя. Например, Sony не подпустило инвесторов к продолжениям "Человека-паука", а разрешило им выкупить долю в более рискованных картинах, например, в ленте "Еще одна из рода Болейн".
   Но уже в 2008 году интерес к кинематографу у Merrill Lynch, Lehman Brothers, Deutsche Bank и Dresdner Kleinwort прошел, а те, кто продолжает интересоваться инвестициями в "экран", настаивают на более привлекательных условиях. Главное - они требуют открыть им возможность финансового участия и в лентах, успех которых не вызывает никаких сомнений.
   Результат - резкое сокращение количества снимаемых фильмов. Картин, бюджеты которых превышают $75 млн, в голливудских павильонах за первые шесть месяцев этого года снималось лишь пять, тогда как в прошлом году - 21, а в 1996-м - 71.
   На конец лета и осень намечены съемки четырех блокбастеров, но в нынешних условиях они вполне могут быть отменены. Как, например, третий фильм из "Хроник Нарнии", который Disney решил не снимать после неудовлетворительных кассовых сборов в прошлом году второй картины - "Принца Каспиана". При бюджете в $225 млн он собрал $420 млн, что, по голливудским меркам, огорчительно мало для блокбастера.

ГОЛЛИВУДСКИЙ ИСХОД

   В последнее время наметился перенос съемок из Калифорнии в более "дешевые" штаты, которые предлагают киношникам разнообразные льготы и стимулы. В Нью-Мексико, например, для киностудий, снимающих фильмы на территории штата, на 25% снижены налоги. Кроме того, власти готовы давать киношникам беспроцентные кредиты до $15 млн. "Гран Торино", последний фильм Клинта Иствуда, несмотря на то, что речь в нем идет о живущих в Калифорнии иммигрантах из Юго-Восточной Азии, снимался в целях экономии в Мичигане. В прошлом году, благодаря и Иствуду в том числе, киноиндустрия в этом штате по сравнению с 2007 годом выросла в 60 раз - с $2 до почти $125 млн.
   Несмотря на все это, калифорнийские законодатели упрямо отказывались менять условия игры для кинематографистов, не желая удерживать "предателей". На внесение поправок в налоговое законодательство штата в Калифорнии пошли только этой весной: в течение 5 лет Голливуд может рассчитывать на $100 млрд, но деньги пойдут лишь картинам с бюджетом не более $75 млн. Впрочем, учитывая плачевное состояние финансов Калифорнии на данный момент, вряд ли это решение будет реализовано, во всяком случае, в полном объеме.

НЕ БЛОК-, А МОКБАСТЕРЫ?

   Тем обстоятельством, что в 2008 году кассовые сборы, по сравнению с рекордным 2007-м, снизились очень незначительно, Голливуд обязан блокбастерам. Рекордсмен проката прошлого года - "Темный рыцарь" Warner Bros., который собрал $530 млн и уступает по этому показателю лишь "Титанику".
   Но блокбастерам сегодня не то чтобы угрожают, но со всей очевидностью мешают так называемые мокбастеры (от английского mockbuster - пародия, насмешка, подделка). Это малобюджетные фильмы, с сюжетами и названиями, близкими к сюжетам и названиям блокбастеров. Мокбастеры тиражируют только на видеокассетах или DVD, и в продаже они появляются накануне премьер блокбастеров.
   Самый известный производитель мокбастеров - компания Asylum, которая за последние три года сняла такие фильмы, как "Сокровища Да Винчи", "Пираты Острова сокровищ", "Терминатор", "Трансморферы: падение человека". Бюджет "Терминатора" составил $250 000, то есть в 800 раз меньше, чем у "Терминатора: да придет спаситель". "Война миров Г. Уэллса", еще одно творение Asylum, появилась на прилавках магазинов за считанные дни до премьеры "Войны миров" Стивена Спилберга и имела большой успех. Достаточно сказать, что 100 000 DVD с этим фильмом сразу купила одна из крупнейших в Америке сетей по прокату DVD и видеоигр. Не удивительно, что он окупил себя за считанные недели.
   Поначалу крупные студии предпочитали игнорировать имитаторов, не без основания полагая, что судебные иски только обеспечат бесплатную рекламу. Однако в декабре 2008 года юристам 20th Century Fox удалось запретить через суд продажу картины "День, когда Земля остановилась", снятой Asylum по мотивам одноименного блокбастера с Киану Ривзом в главной роли.
   Как видно, в Голливуде меняется очень многое, если не все, и причина тому отнюдь не только нынешний кризис. Какой в конце концов станет любимая "фабрика грез" человечества, увидим на экранах.

   Чтобы проверить, правильно или нет играют актеры, надо поставить толстое стекло между ними и залом. Если залу не слышно, но понятно, следовательно, играют правильно.
   АНАТОЛИЙ ЭФРОС

   Если в 2000 году Джулия Робертс спокойно получила $20 млн за роль в фильме "Эрин Брокович", то ныне, говорят, ее гонорары за роль приближаются где-то к $12 млн

   Быть знаменитым актером и быть хорошим актером - это совсем не одно и то же.
   ФИЛИП СЕЙМУР ХОФФМАН, АКТЕР