Top.Mail.Ru
архив

Питьевые привычки

Отечественному рынку соков, который еще несколько лет назад демонстрировал двузначные цифры прироста, грозит рецессия. По данным исследования Nielsen, в 2008-м рост розничных продаж соков в российских городах составил 4% в натуральном выражении. В этом году, по прогнозам аналитиков, возможно снижение темпов, а также уход потребителя в экономсегмент. В таких условиях намного лучше себя чувствуют "старые" бренды, давно занявшие весомую долю рынка. "Брендинг на рынке соков очень важен, - утверждает Денис Шапкарин, директор по работе с клиентами рекламного агентства "Нектарин". - Содержимое пакетов одной ценовой категории практически неотличимо на вкус, производителям становится необходимо отстроиться от конкурентов за счет неких транслируемых ценностей". По словам Александра Шашкина, генерального директора исследовательской компании Online Market Intelligence, "маржа на рынке соков во многом зависит от эмоциональной составляющей бренда".
   Журнал "Компания" совместно с Online Market Intelligence провели онлайн-исследование любимых брендов россиян. В категории "Соки" лидером рейтинга стал премиумный сок "Я" (производитель "Лебедянский"). "Любят "Я" те, кто хочет видеть себя беззаботными сибаритами. Судя по рейтингу, сейчас большинству покупателей хочется просто наслаждаться жизнью, то есть многим этого не хватает в сегодняшний кризисный период", - полагает Денис Шапкарин. На втором месте сок "Добрый" (Coca-Cola), кстати, более дешевой ценовой категории, он позиционируется как "народный продукт". Вероятно, ценности добрых человеческих отношений оказались близки российской онлайн-аудитории. На третьем месте оказался J7 ("Вимм-Билль-Данн"), который импонирует людям, желающим видеть себя активными и энергичными.
   Любопытно, что в десятку любимых брендов попала марка "Сады Придонья" (АПК "Придонье"), которая, по данным общероссийского розничного аудита компании "Бизнес Аналитика" в январе-феврале 2009-го, занимает менее 1% рынка. Маркетологи подтверждают перспективность этого бренда. "Марка позиционирует себя как детское питание и стоит на специализированных полках в супермаркетах. При этом взрослые охотно покупают этот продукт. С одной стороны, невысокая цена, с другой - стойкое убеждение, что "лучшее - детям", а значит, несмотря на стоимость, качество будет высоким. Успех на "взрослой" полке обеспечен работающим практически на бессознательном уровне стереотипе. Наличие не только маленьких, "детских" упаковок, но и вполне "взрослых" определенно привлекает покупателей", - говорит Шапкарин.

 

Таблица 1 ЛИДЕРЫ РЕЙТИНГА "ЛЮБИМЫЙ БРЕНД" В КАТЕГОРИИ "СОКИ", %*


"Я" 18,3
"Добрый" 17,3
J7 17,2
Rich 13,9
"Тонус" 9
"Моя семья" 8,7
"Фруктовый сад" 4,7
Tropicana 4,3
"Любимый" 3,8
"Сады Придонья" 2,8
* Доля опрошенных, назвавших данный бренд в качестве любимого
ИСТОЧНИК: ONLINE MARKET INTELLIGENCE

   Ценность всего условна: зубочистка в бисерном чехле, подаренная тебе в сувенир, несравненно дороже двух рублей с полтиной.
   КОЗЬМА ПРУТКОВ