Top.Mail.Ru
архив

Горячий снег

Юрий Лужков сдержал свое недавнее обещание «никогда больше не солить столичные мостовые». Теперь в качестве основного противогололедного средства в Москве будет использоваться хлористый кальций. Производители новых противогололедных препаратов борются за внезапно полученный рынок с производителями соли.

 

В шесть миллиардов рублей обойдется бюджету Москвы отказ от применения в городе дорожной соли в качестве антигололедного реагента. Деньги пойдут на строительство резервуаров для хранения реагентов и на замену парка спецмашин. Два миллиарда рублей надо выделить в этом году, а в последующие потребуется еще четыре миллиарда.

Юрий Лужков уже успел назвать переход к новым противогололедным препаратам «хозяйственной революцией». По его словам, городским службам пришлось осуществить огромную работу – «развернуть химическую промышленность на производство новых препаратов, разработать схемы транспортировки препаратов и заправки спецтехники».

На самом деле рынок новых реагентов микроскопически мал, и переход к массовому применению вряд ли обойдется без эксцессов.

 

Чумацкий шлях

С начала 60-х годов и вплоть до 1994 года для борьбы с гололедом использовались песчано-солевые смеси (в количестве около 60 тыс. тонн за сезон), от которых отказались из-за значительного засорения ливневых систем вдоль автомагистралей. Тонна самой дешевой соли стоит всего 400 руб.

При этом очень часто городские власти шли на эксперимент. Так, в 1984 году они попытались чистить улицы с помощью хлористого магния (бишофита). Новаторов остановил Минздрав. Чиновники от медицины возмутились: «Как это можно лить лекарства прямо на улицы?!» Дело в том, что бишофит, или хлористый магний, является бальнеологическим средством для лечения заболеваний суставов.

В 1994 году песчано-солевая смесь была заменена на техническую соль, представляющую собой хлорид натрия или калия, хотя с точки зрения экологии эта смесь была гораздо лучше чистой соли – ведь она на 90% состояла из песка. Пробовали применять также хлориды кальция и натрия в жидком виде.

Переход на «чистую» соль прошел в строгом соответствии с наказом московского мэра обеспечить зимой «летнее состояние дорог». Сами городские службы выбор в пользу соли объясняли причинами чисто экономическими. Хотя чистая соль дороже песчано-солевой смеси, она легче в использовании. Со смесью же хлопот не оберешься. Сначала песок надо рассыпать, а весной собрать и вывезти на свалки. При этом оплачиваются ходки тысяч грузовиков – по расчетам выходило, что тонна технической смеси заменяет перевозку самосвалами семи тонн городского снега. Соль же растворяется и уходит в почву, воду и воздух. Сторонники солевого очищения улиц приводили в пример финнов, которые тоже используют соль для борьбы со снегом и гололедом. Правда, в подобных разговорах всегда забывали один важный нюанс. Все машины, разбрасывающие соль в той же Финляндии, оборудованы дозаторами, а солевая жижа тщательно убирается. В Москве дозаторами было оборудовано 20% спецавтомобилей, а технология процесса грубо нарушалась.

Теоретическим обоснованием использования соли стало вышедшее в 1993 году постановление мэра о системе зимней уборки города. В документе были детально описаны область применения соли, нормы ее рассыпания, которые превышали среднеевропейские стандарты в десятки раз. Например, в той же Финляндии норма рассыпания соли составляла 10 – 15 граммов на 1 кв. м. В Москве остановились на 200 граммах. Правда, у нас запретили сыпать соль на тротуар. Но, во-первых, непосредственные исполнители постановления с удовольствием сеяли солевые кристаллы и на тротуар, а во-вторых, дорожники перевыполняли норму в несколько раз. Ведь в случае аварии из-за гололеда ГАИ всю вину списывала на дорожные службы. Мол, недосолили, а теперь отвечайте. На отдельных напряженных магистралях расход соли за сезон составлял до нескольких килограммов соли на 1 кв. м поверхности дорожного полотна. Всего же за год на московские улицы высыпали 300 тыс. тонн технической соли.

 

Пересол на спине

От переизбытка соли страдали все. Водоохранные организации пугал рост содержания хлоридов в поверхностных грунтовых водах, в том числе используемых горожанами для «хозяйственно-питьевых нужд». Любители животных заявляли, что дерматит у собак и кошек возникает исключительно от соли. Ругали соль автомобилисты и водители троллейбусов. Не секрет, что соль ускоряет коррозию металла. К примеру, в 1997 году после особенно интенсивной «борьбы со снегом» движение прекращалось на 54 из 82 троллейбусных маршрутов. Причиной внезапных поломок стал выход из строя изоляторов на контактных сетях. Кроме того, соль разъедала бетон, вредила системам освещения города, угрожала здоровью людей. Медики констатировали рост числа бронхо-легочных заболеваний у москвичей. Но больше всего от соли досталось деревьям. Разбрасываемая по проезжей части в больших количествах соль, расплавляя снег и лед, образует концентрированный раствор. Под действием движущегося автотранспорта он распыляется в воздухе на несколько десятков метров в виде аэрозоля и осаждается на кронах деревьев и кустарниках, образуя на ветвях и почках солевую корку. Во время зимних оттепелей и весной легкорастворимые хлориды проникают в растение, вызывая отмирание почек и прилегающих тканей. По данным экологического мониторинга, число здоровых и неповрежденных деревьев в Москве оценивается в скромном диапазоне от 5% до 20%. Ежегодно от засоления почвы в Москве погибает 260 тыс. деревьев. Как минимум 250 млн руб., предназначенных для решения экологических проблем, каждый год шло на вырубку засохших от соли деревьев. Примерно столько же тратилось на посадку новых. Эта сумма составляла пятую часть годового экобюджета столицы (в последние два года он составлял порядка 2,5 млрд руб.). За семь лет солевого бума общая сумма убытков составила 1,5 млрд руб. Однако каждый год московское правительство продолжало солевой эксперимент.

 

Кто-то разлил подсолнечное масло…

Прорыв пришелся на 2001 год. По словам Олега Тиньгаева, заместителя директора ОАО «ОХК-Ассохим» (одна из структур, которой поручено заниматься организацией производства новых видов химической продукции для Москвы), Москва неуклонно становится гигантским солончаком. Почва в городе просолилась настолько, что соль не успевает вымываться из нее от одного зимнего сезона до следующего. И уже хотя бы поэтому необходимо сменить реагент. Летом в одном из своих выступлений Лужков заявил, что с будущей зимы на московские улицы не упадет ни грамма соли. Правда, по словам Сергея Лазарева, заместителя коммерческого директора ООО «Минерал-трейдинг» (эксклюзивного поставщика крупнейших производителей соли ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит»), соль – самый дешевый и эффективный реагент. При правильном использовании вред, причиняемый солью, минимален. Но в столице уже всё решили. Один из московских чиновников заметил, что мэр не выдержал напора экологов и постоянных жалоб от москвичей. От требования обеспечить летнее состояние дорог до обещания не солить прошло семь долгих лет.

На российском рынке реагентов работают порядка 15 фирм-поставщиков. Ведущие позиции занимают, в частности, «Синтез», «Реагенты-2000», «Поклонная гора», «Дизельнефтепродукт».

До последнего времени объем рынка новых реагентов составлял несколько сотен тонн. Сейчас счет должен пойти на сотни тысяч тонн. Похоже, что очередной переход на более прогрессивную систему борьбы с гололедом обернулся очередной революцией со всеми вытекающими последствиями. За три месяца придется создать новый реально работающий рыночный механизм. Кроме того, нужно вкладывать немалые средства в увеличение производства и создание инфраструктуры. Например, на месторождении бишофита в Волгоградской области всего две скважины. Для производства лекарств этого достаточно. Но для промышленных поставок требуются совсем другие объемы – только Москве требуется более 200 тыс. тонн реагентов.

Есть и другие трудности. Новые противогололедные реагенты необходимо точно дозировать, рационально использовать. Кроме того, реагенты не рекомендуется применять в каждом из районов города более одного-двух лет, чтобы не допускать их накопления в окружающей среде

«Для улучшения экологической обстановки надо раз в год-два менять реагенты, чередовать их применение по районам города. Иначе произойдет перенасыщение почвы тем или иным элементом. И вместо пользы для природы мы получим вред», – замечает Олег Тиньгаев. И эта программа уже выполняется московским правительством. Если этого не делать, история с солью повторится, только теперь столицу перенасытят хлористым кальцием или другими реагентами. Еще одна проблема – двукратное увеличение количества вывозимого снега. Опять начнутся стоны о нехватке грузовиков. И разговоры о возвращении старой доброй соли.

В числе проигравших от последней новации московского мэра в первую очередь оказались поставщики соли, потерявшие рынок сбыта объемом более 300 тыс. тонн. Теперь они активно борются с партией производителей реагентов. В СМИ, похоже, начинается новая информационная война. На прошлой неделе некоторые газеты писали о провале пробных испытаний ХКМ. В частности, говорилось о том, что маслянистая пленка, возникшая на дорогах после их обработки ХКМ, якобы стала виновником множества ДТП и что в оттепель применять ХКМ нельзя. Московское правительство поспешило признать ошибки и отправило состав на модернизацию. Однако, по мнению руководства одной из фирм – поставщиков реагентов, публикации в прессе «заказаны» солевым лобби. «Никто без боя рынки не отдает», – говорит один из их представителей. Совсем недавно в аэропорту Шереметьево проводились испытания ХКМ на уменьшение коэффициента сцепления. В ходе испытаний выяснилось, что влажная пленка, образуемая раствором реагента ХКМ, уменьшает коэффициент сцепления всего на 4 – 7%.

«Я сам автомобилист со стажем, – замечает Олег Тиньгаев. – И во время езды на своем автомобиле по дорогам, обработанным ХКМ, ничего особенного не заметил». С другой стороны, как замечает Сергей Лазарев, у ХКМ значительный коррозийный эффект, увеличивающийся в десятки раз при попадании на двигатель или выхлопные трубы автомобиля. Сергей Лазарев уверен, что столица неразумно отказалась от соли. «Скорее всего, у Москвы достаточно денег для экспериментов, – заметил Лазарев. – Но в мировой практике соль остается одним из главных средств борьбы с обледенением». Это подтвердили участники прошлогоднего Всемирного форума производителей соли.

Кто выиграет в войне кальция против соли – это выяснится в течение ближайшей зимы. К сожалению, ее наступление вряд ли удастся отсрочить.

Еще по теме