Top.Mail.Ru
архив

Государство – это смешно!

Российский экономический конгресс показал, что в нашей стране практически не осталось квалифицированных экономистов, поддерживающих политику правительства.

На прошлой неделе в Московском государственном университете имени Ломоносова прошел беспрецедентный съезд ученых-экономистов - первый в новейшей истории Российский экономический конгресс (РЭК). Открывавший его вице-президент РАН Александр Некипелов назвал съезд "инвентаризацией интеллектуального капитала экономической науки". Собрались почти 2000 человек, которым предстояло обсуждать самые актуальные проблемы современности на нескольких десятках "круглых столов", конференций и секционных заседаний. На открытии форума не раз подчеркивалось, что конгресс "объединительный", поскольку ему предстояло наконец-то свести вместе представителей давно недолюбливавших друг друга школ. И в ходе мероприятия вполне могло создаться впечатление, что специалисты всех направлений действительно нашли точку объединения: независимо от своих убеждений, большинство ведущих отечественных экономистов уверены, что нынешнее Российское государство ни на какие конструктивные шаги не способно в принципе. Даже присутствовавший на открытии РЭК министр финансов Алексей Кудрин признал, что "инновационную экономику при такой несовершенной судебной системе и системе защиты прав собственности создать невозможно".

Эта мысль была повторена на разных мероприятиях конгресса многократно. Например, директор Аналитического центра Юрия Левады* Лев Гудков *сказал, что "политическая система блокирует развитие во всех отношениях". Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, открыто называя себя государственником, был вынужден признаться, что сейчас у него не так много разногласий с противниками, потому что наше государство "вмешивается там, где не надо, и не вмешивается там, где надо". Отчаявшись добиться от коллег внятной дискуссии о роли государства в экономике, гость с Украины, академик Валерий Геец, на одном из "круглых столов" воскликнул: "Ну давайте не будем брать русское государство". Эта реплика вызвала смех.

Также злобный смех вызвало обсуждение президентской идеи модернизации. Все соглашались, что лозунг правильный, но проводить его силами нынешней власти абсолютно бесперспективно. "Модернизация жизненно необходима, но при нынешних порядках невозможна", - сказал научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгений Ясин. "Модернизация совершенно невозможна без демонополизации экономики и политики", - вторил ему вице-президент РСПП Игорь Юргенс. "Мы не созрели для инноваций, мы должны заниматься имитацией", - разъяснял академик Виктор Полтерович. В довершении политик Владимир Рыжков объяснил, что сказанное в последнее время Владимиром Путиным фактически дезавуирует все "модернизационные посылы" Дмитрия Медведева.

Важнейшей причиной неспособности нашего государства к достижению позитивных результатов является, разумеется, коррупция. Игорь Юргенс, комментируя свое негативное отношение к расширению участия власти в экономике, рассказал, что, по словам предпринимателей, "откат" при распределении госзаказов уже достигает 80%. Известный социолог Ольга Крыштановская сообщила, что пытается подсчитать скрытые доходы высших чиновников. "Если я закончу эту работу и приведу цифры, это будет ошеломительно", - пообещала социолог. Профессор Петр Ореховский разъяснил, что само понятие конкуренции в России бессмысленно: конкуренция возможна только между равными субъектами, а у нас одни равнее других.

От заместителя министра экономического развития Андрея Клепача ждали, что он поведает о влиянии экономической теории на деятельность правительства. Клепач сказал, что правительство, конечно, прислушивается к мнению экспертов-экономистов, но "другое дело, что у нас многие решения принимаются независимо от того, что эксперты говорят", ну а иногда и "вообще без всяких обоснований".

Почему все так? Глава кафедры экономической социологии ВШЭ Овсей Шкаратан объяснил, что мы - особая цивилизация, потому обречены на отличный от Европы путь развития, и нечего кивать на страны Восточной Европы.


* Признан в России иноагентом