Top.Mail.Ru
архив

Фактор розницы

Кризис кардинально поменял приоритеты в факторинговом бизнесе: если раньше к факторам обращались в первую очередь представители машиностроительных предприятий, металлургическая и строительная отрасли, то теперь клиенты мельчают. Основными потребителями услуг становятся производители бюджетных продуктов питания.

Металлургическая и строительная отрасли почувствовали на себе влияние кризиса одними из первых. Последовало снижение спроса на металлы и жилье, а вслед за этим упали и цены на соответствующие, если это слово применимо к сфере недвижимости, "товары". Рухнули обороты компаний. Рост задолженности, которая формировалась еще в докризисные времена в расчете на продолжение галопирующего развития рынка, привел многих к банкротству. Пострадали и "сопутствующие" отрасли, в том числе банки, факторинговые и инвестиционные фирмы, которые предоставляли денежные ресурсы и не смогли вернуть свои средства. Теперь со строительными и металлургическими предприятиями большинство факторинговых компаний не работают, опасаясь неплатежей. "Рынок потерял около трети от своих прошлогодних показателей за счет уменьшения числа факторабельных отраслей - многие отказались работать с компаниями, выпускающими стройматериалы, с металлотрейдерами, с машиностроителями, с производителями автозапчастей и комплектующих, с продавцами товаров длительного пользования", - подтверждает руководитель управления продуктовым рядом и инновациями Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу. "В наибольшей степени кризис затронул металлотрейдеров, автобизнес, поставщиков строительных материалов, а также ряд импортеров и компании с высокой долговой нагрузкой", - соглашается заместитель начальника управления факторинга Юникредит банка Геннадий Золкин.
   Освободившееся место заняли представители тех отраслей, которых многие факторы ранее не воспринимали всерьез: начиная с первого полугодия набирали обороты фирмы, занимающиеся производством "бюджетных" продуктов питания - лапши быстрого приготовления, тушенки, а также традиционно востребованного в России алкоголя. Одни рассчитывали на рост популярности их продукции в результате падения платежеспособного спроса со стороны населения, другие вынуждены были обратиться к факторам из-за невозможности компенсировать отсрочку платежа при поставке своего товара в супермаркеты банковскими кредитами, как они делали ранее. Однако производители алкоголя и тушенки не смогли полностью заменить "старых" клиентов из находящихся в состоянии нокдауна "тяжелых" отраслей.

РЕЦЕПТЫ "ДОКТОРА"

   "Компании ужесточили требования к клиентам и передаваемой на факторинг дебиторской задолженности, отказались работать с депрессивными отраслями, - отмечает Корнелиу Робу. - Это вполне закономерное явление, обусловленное желанием не потерять, получив при этом хоть какую-то прибыль или сработав на "ноль". Но реализация этих мер привела к тому, что большинство таких фирм сосредоточились на обслуживании рынка FMCG, преимущественно поставок в адрес крупных сетевых ритейлеров. Тем более что после "визита доктора" - посещения премьер-министром Владимиром Путиным магазина "Перекресток", где он раскритиковал наценки на товары ритейлеров, на этом рынке наблюдается усиливающаяся ценовая конкуренция.
   Несмотря на то, что удалось найти новые "ниши", обороты сократились у подавляющего числа крупнейших игроков. Эксперты и участники рынка ожидают, что по итогам 2009 года рынок факторинга в России продемонстрирует двукратное падение объемов. "Факторинговый бизнес в Юникредит банке не был исключением, показав отрицательный прирост в размере почти 60%. Подъем возобновился только начиная со второго полугодия, вслед за оживлением российской экономики", - подтверждает замначальника управления факторинга Юникредит банка Геннадий Золкин.
   

БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ

   Если абстрагироваться от кризиса, то одним из основных событий на факторинговом рынке в уходящем году его участники считают отмену лицензирования. "Наиболее заметным событием стало упразднение лицензирования факторинговой деятельности, что сняло правовые риски компаний, работающих без наличия банковской лицензии", - подтверждает замначальника управления факторинга Юникредит банка Геннадий Золкин. Оказывать услуги факторинга теперь сможет любая коммерческая организация, что расширяет для потенциальных клиентов возможности получить финансирование. В результате рынок теперь делят три категории игроков: банки, для которых факторинг является дополнительным видом услуг; компании, работающие без лицензии; специализированные банки, занимающиеся только факторингом. Работать стало проще, но законодательство все еще несовершенно, признают опрошенные "Ко" участники рынка. Ассоциация факторинговых компаний готовит пакет поправок в законодательство, которые должны существенным образом улучшить условия деятельности. Большую угрозу некоторые участники рынка видят в зарубежных компаниях, которые вслед за отменой лицензирования могут начать активно развиваться в России. "В ближайшем будущем возможен приход новых иностранных игроков, что, безусловно, пойдет на пользу российскому рынку как с точки зрения клиентов, которые получат новые источники факторингового финансирования, так и с точки зрения факторов, которые, столкнувшись с неценовой конкуренцией, будут вынуждены подтягивать свои процедуры и внутренние нормы под международный уровень", - полагает руководитель управления продуктовым рядом и инновациями Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу. Однако много и тех, кто боится, что "иноземцы" с их доступом к дешевым деньгам могут потеснить "коренных обитателей" российского рынка.
   

С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ

   Несмотря на серьезный удар, который факторинг получил в результате экономической нестабильности, большинство участников рынка с оптимизмом смотрят в будущее. "Можем предположить, что многие компании, в том числе и клиенты "Транскредитфакторинга", уже преодолели последствия кризиса и эффективно ведут финансово-хозяйственную деятельность", - говорит заместитель генерального директора ЗАО Юрий Бабушкин. "В целом, несмотря на произошедшие изменения, отечественный рынок факторинга сохраняет потенциал для роста. При устойчивом тяготении экономики к выходу из кризиса факторинг станет одной из тех отраслей, которая покажет быстрый рост", - уверен Корнелиу Робу. "Кризис "смыл" с рынка фактор-компании, которые в погоне за долей сегмента и прибылью зачастую пренебрегали элементарными основами риск-менеджмента и недостаточно профессионально управляли компанией. Остававшиеся игроки, как и сам рынок факторинга, идут вслед за общей макроэкономической ситуацией, в целом пока показывая положительный тренд", - резюмирует замначальника управления факторинга Юникредит банка Геннадий Золкин.
   Кризис продемонстрировал, что наряду с быстрорастущими отраслями, где работа факторов может дать быстрый результат в виде сверхприбыли, но при достаточно высоких рисках, есть и "классические" сегменты, в которых факторинг востребован, вне зависимости от общей ситуации в экономике. Речь идет о ритейле, там присутствуют отсрочка платежа, быстрая оборачиваемость товара и постоянный спрос со стороны населения. Этим направлением многие участники рынка раньше несправедливо пренебрегали, но теперь настало время начать работать в тех отраслях, где нет такой большой маржи, но бизнес стабилен.