Top.Mail.Ru
$ 57.28
£ 61.68
¥ 39.34
 58.10
 7.96
Нефть WTI 82.95
GOLD 1651.16
РТС 1074.68
DJIA 29683.74
NASDAQ 11051.64
BTC/USD 19497.00
рынки

Грузоперевозкам поднимут цены

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Сразу две страны за последний месяц решили повысить тарифы в контролируемых ими транспортных артериях. Сначала Турция пообещала впятеро поднять цены за проход через Босфор и Дарданеллы. Затем повышение тарифов анонсировала администрация Суэцкого канала. Повышение цен позволит Египту и Турции обогатиться на сотни миллионов долларов, однако оно же отразится на стоимости товаров. В частности, турецкое решение скажется на экспорте российского зерна.

А цены растут

Новости о скором подорожании морских перевозок через Турцию появились в конце августа. Газета Sabah со ссылкой на Минтранс страны сообщила, что с 7 октября стоимость прохода судов через Босфор и Дарданеллы увеличится в пять раз. При этом сумма сборов будет обновляться ежегодно 1 июля.

Такое решение принято впервые почти за 40 лет. Прежняя платежная система была введена в 1983 году. Теперь же ее решено упразднить.

Согласно договору, Турция взимает плату за проведение операций по эвакуации поврежденных кораблей, оказание медпомощи экипажам судов в случае необходимости, а также за пользование маяками. Ранее сборы составляли $0,8 за тонну, однако теперь они вырастут до $4.

В Турции это решение назвали «устранением 39-летней несправедливости». В 1983 году страна, чтобы «встряхнуть» экономику после недавнего переворота, согласилась зафиксировать стоимость французского франка, в котором были номинированы сборы. С тех пор пошлина оплачивалась с 75-процентной скидкой.

Следующим о повышении тарифов на морские перевозки объявил Египет. С 2023 года власти страны увеличат плату за проход судов по Суэцкому каналу на 15%. Исключение сделают для сухогрузов и туристических судов — для них тарифы увеличат на 10%.

В Египте объяснили это решением следовать «гибкой стратегии ценообразования», которая учитывала бы изменения в экономике. Глава Управления Суэцкого канала Усама Рабиа напомнил, что, например, стоимость аренды танкеров за текущий год подскочила на 88%.

В этом году администрация канала уже не раз повышала транзитные пошлины. К примеру, с 1 марта для различного типа судов они выросли в пределах 5-10% (тогда это объяснялось ростом цен на нефть и ситуацией на Украине).

Рабиа сообщил, что администрация канала готова пересмотреть тарифы при изменении ситуации на рынках и предоставлять различные льготы. Их размер в отдельных случаях может доходить до 75%.

Перевозкам — в минус, себе — в плюс

Грядущее повышение тарифов затрагивает две важные для мира торговые артерии. Так, Суэцкий канал — один и самых востребованных морских торговых путей в мире. Через него проходит примерно 12% мирового потока грузоперевозок, до 10% мировых поставок нефти и 8% судов, которые перевозят сжиженный природный газ.

Через Босфор и Дарданеллы в год проходит около 48 тысяч судов, пишет «Финам». При этом свыше девяти тысяч из них приходятся на нефтяные танкеры. В России на это направление приходится 15% транспортировки нефти.

В первую очередь, рост тарифов на этих направлениях стоит связывать с восстановлением мировой торговли после пандемии, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Во-вторых, на тарифы могли повлиять геополитическая ситуация, изменение некоторых маршрутов и увеличение рисков», — полагает эксперт.

«Явных логистических причин для повышения тарифов нет. Я уверен, что причины лежат в области экономики Турции и Египта», — поспорил соучредитель группы компаний «СЛК» (Сервисная Логистическая Компания) Дмитрий Аржаных. Так, известно, что доходы Суэцкого канала от повышения пошлин вырастут примерно на $700 млн в год. Турции же проливы начнут приносить $200 млн против $40 млн в год.

Для Египта Суэцкий канал — серьезный источник иностранной валюты, напоминает Hurriyet Daily News. «И стране сейчас не хватает иностранной валюты, необходимой для покупки предметов первой необходимости, таких как зерно и топливо», — добавляет издание.

Ждать ли роста цен?

В России озабоченность ростом транспортных тарифов уже высказывают представители агропрома. Дело в том, что через Босфор и Дарданеллы проходит основная масса экспортируемого РФ зерна. Решение Турции в Союзе экспортеров зерна России называют максимально несвоевременным.

«Сначала сделка по "зерновому коридору" выпустила на мировой рынок украинское зерно с существенным дисконтом, что способствовало снижению экспортных цен на российское зерно. Теперь удорожание приведет к росту ставок фрахта и себестоимости экспорта российского зерна», — заявил глава союза Эдуард Зернин ТАСС.

Глава судоходной компании Mandarin Shipping Тим Хаксли предупредил, что решение администрации Суэцкого порта и вовсе может усугубить ситуацию с инфляцией в мире. В беседе с CNBC он отметил, что рост тарифов «перейдет на потребителей», однако существенного влияния подросших цен на торговые потоки эксперт не ждет.

«Изменение тарифов может привести к увеличению стоимости доставки товаров, но это может быть не везде в мире, — считает Дмитрий Баранов из УК «Финам Менеджмент». — На самых востребованных маршрутах некоторые перевозчики могут брать на себя выросшие тарифы и не будут повышать цену своих услуг».

По словам эксперта, коллапса на рынке и резкого роста цен ждать не стоит — новые расходы поделятся между перевозчиками и грузоотправителями. «Не стоит забывать и о том, что в мире есть много разных маршрутов, и из-за роста стоимости тарифов по наиболее популярным часть грузопотока может уйти туда, где доставка будет дешевле, даже если условия там сложнее», — полагает Баранов.

Некоторый рост цен, безусловно, случится, однако он не будет критичным, согласился Дмитрий Аржаных. «В случае с Турцией арифметика такая: если вес груза в морском контейнере — порядка 20 тонн, то удорожание на одном контейнере составит около $65. Таким образом, при средней стоимости фрахта на одном контейнере в $5000-6000 удорожание составит немногим больше 1% от стоимости фрахта», — отметил он.

Что касается Суэцкого канала, то даже при повышенных тарифах он все равно остается выгодным торговым путем, говорит главный аналитик по судоходству Балтийского и международного морского совета (BIMCO) Нильс Расмуссен. Он усомнился, что в сложившейся ситуации грузовые компании начнут искать альтернативные маршруты.

Эксперт напомнил, что на рынке морских перевозок, как правило, наблюдается высокий спрос и низкая доступность судов. «И это побуждает владельцев судов отправлять их самыми короткими маршрутами», — заключил он.

Еще по теме