Top.Mail.Ru
бизнес

HeadHunter получил всю «Зарплату»

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Сервис рекрутинга HeadHunter приобретет 100% сервиса Zarplata.ru за 3,5 млрд руб. Для HeadHunter это третье и самое крупное приобретение конкурента. Как почти за двадцать лет компания дошла до IPO на Nasdaq и почему HeadHunter работает в режиме «адской паранойи», разбирался журнал «Компания».

HeadHunter Group PLC (владеет hh.ru) и Hearst Shkulev Digital Regional Network B.V. (владеет Zarplata.ru) подписали соглашение о сделке и планируют закрыть ее до января 2021 года. Стороны уже получили одобрение от Федеральной антимонопольной службы.

Zarplata.ru продолжит работать как независимая дочерняя компания, отмечено в релизе HeadHunter. Команда менеджеров Zarplata сохранится и продолжит участвовать в дальнейшей работе по развитию платформы. Заявляется, что сделка позволит hh.ru ускорить развитие в ключевых стратегических направлениях, включая рост проникновения в регионы России, расширить охват и базу клиентов малого среднего бизнеса.

Как отмечают опрошенные «Ко» эксперты, для традиционно сильного в сегменте «белых воротничков» HeadHunter сделка с крупным сибирским сервисом — возможность для выхода на региональный рынок «синих воротничков».

«Этот сектор рынка труда — массовых специалистов, оцениваемый в 37,8 миллиона человек. Он функционирует по иным принципам — здесь прежде всего важны скорость и простота коммуникации работодателя с потенциальным сотрудником. И задача онлайн-сервиса по поиску работы — обеспечить эту коммуникацию, по возможности взять на себя часть HR-процессов, к примеру, таких как первичный отбор», — сказал «Ко» исполнительный директор «Авито.Работа» Артем Кумпель.

С третьей попытки

HeadHunter — детище предпринимателя Михаила Фролкина, который мечтал создать собственное кадровое агентство. Так в 1995 году появился проект People You Need. Спустя три года к нему присоединился Юрий Вировец, которого Фролкин привлек к разработке онлайн-базы резюме преимущественно «белых воротничков», которую можно продавать корпоративным пользователям.

До HeadHunter в 2000 году появился сайт National Job Club. Тогда Вировец перешел на должность гендиректора «дочки», а после получил 20% доли и статус сооснователя. Уже в 2003 году National Job Club приобрела название HeadHunter. Это произошло после того, как Фролкин и Вировец договорились объединить активы с РБК. Так, вместо nj.ru и job.rbc.ru заработал домен headhunter.ru.

Основатели выкупили долю РБК обратно, когда стало понятно, что у них разные взгляды на стратегию развития проекта. Во время «развода» Фролкин и Вировец приобрели и переехали на домен hh.ru. Тогда они начали двигать HH как основной бренд, поскольку боялись срыва сделки c РБК.

Путь к IPO

После компания отбила попытку полного поглощения со стороны «Яндекса», но не устояла перед венчурным инвестором Юрием Мильнером, который заявлял, что его устроит любая доля. В 2007 году компания бизнесмена Digital Sky Technologies (DST) стала владеть 24,5% рекрутингового сайта.

С того момента HeadHunter с помощью денег Мильнера поглотил нескольких конкурентов в России, странах Балтии и Израиле: в 2007 году компания приобрела домен career.ru, купила 20% акций проекта Free-lance.ru и 51% акций JobList.ru. В том же году HeadHunter вышел на белорусский рынок, запустив совместный с порталом TUT.BY проект — РАБОТА.TUT.BY. Под управление компании в 2010 году перешел проект Работа@Mail.Ru. В 2017-м HeadHunter поглотил еще одного крупного конкурента — портал Job.ru, ранее принадлежавший «Пронто Медиа». В прошлом году HeadHunter приобрел 25% доли в сервисе по автоматизированному подбору персонала Skillaz за 232 млн руб. и опцион на покупку контролирующей доли до 30 июня 2021 года.

В 2017 году компания начала готовится к IPO, но спустя год от идеи временно пришлось отказаться из-за американских санкций. В 2019 году компания все же разместила на NASDAQ 32% акций. Это было первое IPO российской компании на американской бирже с 2013 года. Тогда спрос на бумаги компании в десяток раз превысил объем предложения. Стартовая капитализация HeadHunter в $675 млн за день выросла до $837 млн.

Корпоративный ДНК

Гендиректор HeadHunter Михаил Жуков в интервью «Ведомостям» рассказывал, что одна из черт их «корпоративного ДНК» — это «адская паранойя». По его словам, компания в рамках такой стратегии пытается предугадать появление опасных конкурентов и «очень боится что-нибудь упустить или пропустить».

«У нас есть такая присказка, что наш главный конкурент — это тот, про которого мы ничего не знаем»,

— Михаил Жуков

По оценке Goldman Sachs (один из инвесторов HeadHunter), сервис Zarplata.ru входил в список амбициозных конкурентов, среди которых названы также принадлежащий Сбербанку «Работа.ру» и входящие в Mail.ru Group сервисы «Юла» и Worki. Наиболее крупный и активный конкурент HeadHunter — сервис Superjob, запущенный в 2000 году. Эксперты оценивали долю Superjob в 20–30%, а выручка сервиса по итогам 2019 года составила 2,1 млрд руб. Сейчас Superjob входит в рейтинг самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes.

HeadHunter же в этом рейтинге занимает пятое место, уступая «Яндексу», Mail.ru Group, Avito и QIWI, но опережая при этом Rambler Group и «Циан». В феврале Forbes оценил компанию в $1,15 млрд. Выручка HH в прошлом году увеличилась на 27,3%, до 7,79 млрд рублей. Во втором квартале текущего года выручка HeadHunter сократилась впервые за пять лет — на 19,3%, до 1,53 млрд рублей. В компании связывают снижение выручки с сокращением числа платящих клиентов в сегменте малого и среднего бизнеса на фоне ограничений, введенных из-за коронавируса, а также снижением деловой активности на фоне пандемии.