Top.Mail.Ru
архив

Игра по-крупному

16.08.201100:00

Исследовательская компания INFOLine проанализировала операционные результаты работы 90 крупнейших российских розничных сетей в 2008 - 2010 гг. и пришла к выводу, что доля небольших региональных сетей в РФ неуклонно сокращается. Аналитики INFOLine прогнозируют, что та же тенденция сохранится и по итогам 2011 года. По их данным, это вызвано резким снижением темпов роста большинства сетей второго эшелона и, наоборот, значительными темпами прироста крупнейших мультиформатных сетей, таких как "Магнит" и X5 Retail Group, а также ритейлеров, развивающих крупноформатные торговые объекты ("Ашан", "Метро" или "О'Кей"). Так, в прошлом году прирост торговых площадей по 90 сетям составил более 1 млн кв. м. При этом на двух крупнейших игроков рынка - "Магнит" и X5 Retail Group - пришлось 56% общей величины прироста площадей. А все та же X5 Retail Group выкупила сеть дискаунтеров "Копейка", небольшую московскую сеть "Остров" и приобрела ряд региональных активов. Более того, за 2010 г. доля десяти крупнейших розничных сетей в общей величине прироста торговых площадей по 90 сетям увеличилась до 81,2%. Таким образом, на все остальные российские сети пришлось лишь 19,7% прироста, что на 7,7 и на 14,8% меньше по сравнению с 2009-м и 2008-м годами соответственно. Как объясняет генеральный директор INFOLine Иван Федяков, в нашей стране укрупнение и консолидация в продуктовой рознице сопряжены с технологическим развитием крупнейших отечественных сетей. Например, сеть "Магнит" на 4000 магазинов уже располагает 11 распределительными центрами общей площадью 243 000 кв. м и развивает собственные торговые марки, на долю которых приходится 12,7% выручки. "Используя свои технологии и опыт, крупнейшие российские сети смогут в дальнейшем развиваться и в других странах, как это делают Wal-Mart, Tesco, Carrefour", - говорит эксперт. Впрочем, по его словам, возможным отрицательным эффектом консолидации в отрасли является опасность того, что лидеры могут использовать свои рыночные силы для оказания жесткого давления на поставщиков. При этом крупнейшим отечественным ритейлерам никто не может составить конкуренцию. Например, западные сети, такие как французский "Ашан" и Metro (7,8 и 4,2% соотвественно), отстают по темпам роста от российских лидеров - "Магнита" и X5 Retail Group. Более того, от попыток завоевать наш рынок недавно окончательно отказались Wal-Mart и Carrefour. Первая компания просто не смогла делать необходимые приобретения, за лидирующие сети ей пришлось бы слишком сильно переплатить, а скупать небольшие сети - очень долгий путь к лидерству на российском рынке. В свою очередь, Carrefour предпочла продать единственный магазин в РФ, желая сосредоточиться на других рынках. Впрочем, французскую компанию преследуют неудачи не только на нашем рынке. Недавно у сети сорвалась сделка по покупке одного из ведущих ритейлеров Бразилии - сделку не поддержало бразильское правительство. Не исключено, что теперь Carrefour вернется к вопросу о создании сети на другом развивающемся рынке - российском.


Структура прироста торговых площадей в 2010 г.

 

"Магнит" - 34,4%

Х5 - 20,7%

"Ашан" - 7,8%

"Метро" - 4,2%

"О'Кей" - 5,2%

"Монетка" - 2,2%

"Копейка" - 0%

"Дикси" - 2,1%

"Лента" - 2%

Остальные - 19,7%

Источник: INFOLine


Еще по теме