Top.Mail.Ru
бизнес

ИИ выставили в магазине: OpenAI запустил продажу чат-ботов

Фото: Global Look Press Фото: Global Look Press

Рынок ИИ переходит на новый этап развития — коммерциализацию. Визионер индустрии, компания OpenAI, запустила первый онлайн-магазин, где все желающие могут продать или купить кастомизированную версию популярного чат-бота ChatGPT. Опрошенные «Компанией» эксперты уверены, что в плюсе окажутся все: стартап сможет нарастить прибыль, а мелкие разработчики — зарабатывать и не думать о вопросах дистрибуции. 

ИИ становится ближе

OpenAI запустила GPT Store — торговую площадку — по аналогии с популярными магазинами мобильных приложений AppStore или Google Play. Бизнес-модель предусматривает, что платные пользователи ChatGPT могут создавать чат-боты на основе языковых моделей компании. Причем сервис настроен таким образом, что делать это можно, даже не имея специальных навыков программирования, отметили в OpenAI. В ближайшие месяцы планируется предоставить разработчикам возможность монетизировать персонализированные ИИ: компания намерена открыть свою торговую площадку для продажи готовых инструментов другим пользователям.

Чтобы получить доступ к GPT Store, пользователи должны подписаться на один из премиальных планов компании, это ChatGPT Plus и ChatGPT Enterprise (20 долларов в месяц), или на недавно запущенный план ChatGPT Team для командной работы (30 долларов в месяц за пользователя).

OpenAI, поддерживаемый Microsoft, анонсировал запуск GPT Store в ноябре. Маркетплейс должен был открыться в том же месяце, но компания отложила его запуск. Задержка произошла на фоне неожиданного увольнения гендиректора OpenAI Сэма Альтмана и разгоревшегося конфликта внутри совета директоров. Он вернулся в компанию спустя неделю после почти массового исхода ее сотрудников.

Все в выигрыше (почти)

ChatGPT — флагманский продукт OpenAI, запущенный в ноябре 2022 года. Всего за два месяца число активных пользователей сервиса достигло 100 миллионов, что сделало его самым быстрорастущим приложением в истории. Первое снижение трафика ChatGPT начал демонстрировать летом 2023 года. Сейчас стартап работает над созданием полноценной экосистемы услуг и занимается поиском новых источников дохода. 

еще по теме:
Пятое лето ИИ
Под конец 2023 года о революции искусственного интеллекта как-то немного подзабыли. Что же происходит?
ИИ

Появление первого интернет-магазина чат-ботов — один из шагов на пути к коммерциализации, говорит Андрей Наташкин, основатель и гендиректор Mirey Robotics, эксперт по искусственному интеллекту. «Доступ к магазину возможен только при премиальном тарифном плане, что означает рост прибыли компании. Кроме того, маркетплейс позволит анализировать потребности рынка. По сути, разработчики из OpenAI в режиме реального времени могут отслеживать запросы аудитории и выстраивать продуктовую линейку в соответствии с ее ожиданиями», — считает он.

Появление магазина положительно повлияет на рынок чат-ботов, выведет его в понятное русло, отмечает директор по продукту в Proscom Антон Прокопчин. «Когда появляется крупный централизованный игрок, он помогает упорядочиванию рынка и выработке общих правил», — добавляет он. 

Создание новой платформы играет на руку и сторонним разработчикам, для которых становится понятна схема дистрибуции. Они могут воспользоваться большой моделью, сделать локальный фреймворк (каркас продукта), решающий прикладную задачу, и зарабатывать на этом деньги, объясняет Прокопчин.

С этим соглашается директор корпоративного мессенджера Compass Евгений Громаковский. «Это, очевидно, сплотит профессиональное сообщество вокруг OpenAI и поможет ChatGPT развиваться еще быстрее. Выигрывают обе стороны: команды специалистов монетизируют свой труд, а ChatGPT получает в несколько раз больше прорывных возможностей», — говорит он.

Подробности механизма выплат OpenAI пока не раскрыла, но, вероятно, заработок создателя чат-бота станет зависеть от популярности продукта. По словам Екатерины Гурьянкиной, ведущего консультанта инфраструктурных проектов «Мобиус Технологии», успех GPT Store будет зависеть еще и от цен в магазине. Если они будут сравнимы, условно, со стоимостью подписки на «Google Диск», то платформа ощутимо потеснит самописных низкокачественных ботов во всех сегментах, от малого до крупного. «С учетом того, сколько инвестиций было вложено в создание GPT-3, подавляющее большинство игроков на этом рынке не сможет переплюнуть качество, предлагаемое OpenAI», — считает она.

В то же время опрошенные эксперты сходятся во мнении, что подобных маркетплейсов на рынке будет появляться все больше. Google уже заявил о разработке платной версии языковой модели Bard и ботов, на ней построенных. Вероятно, остальные гиганты IT-рынка тоже подключатся к гонке. Прокопчин называет происходящее ответвлением uber-экономики за счет ChatGPT.

«Один из основных трендов этого года — ИИ перестает восприниматься как игрушка. Технология будет переходить на “коммерческие рельсы”. Вместо развлекательных запросов “Нарисуй мне котика с хвостом рыбы и хоботом слона”, теперь сервисы на основе ChatGPT станут выполнять прикладные функции, за которые люди будут готовы платить деньги», — отмечает эксперт.

Появление онлайн-магазинов чат-ботов аналитики ждут также от российских и китайских крупных игроков. К этому их может подтолкнуть тренд «используем свое», отмечает Гурьянкина.

«В целом идея готовых приложений очень удачна: компаниям не нужно самим придумывать, как обучать и настраивать чат-ботов, а сразу получить высокое качество с помощью “коробочного” решения. Однако есть риск со стороны Nvidia, на графических процессорах которой работает почти весь ИИ. Как бы компания не “прикрыла лавочку” для России и Китая, чтобы не создавать конкуренции западным игрокам», — добавила она.

По мнению Громаковского, конкурентам OpenAI в любом случае стоит поторопиться. «Успех других магазинов ИИ-ботов сомнителен. Пришедший к финишу первым забирает все, и OpenAI сможет собрать сливки, пока остальные только присматриваются к такому формату», — заключил собеседник.