Top.Mail.Ru
архив

Их не догонят

В Москве работают около 30 сетей фаст-фуд различного формата – от уличных киосков до ресторанов. Новые заведения открываются чуть ли не еженедельно. Тем не менее явное лидерство американской McDonald’s в ближайшее время, похоже, никто не сможет поколебать. Успеху американской компании способствовал отказ от традиционной франчайзинговой модели.

 

За десять лет McDonald’s открыла 71 ресторан в 22 городах России, затратив на их строительство более $215 млн. В Москве американская корпорация создала сеть из 39 точек – больше только у московской компании «Маркон сити», владеющей уличными киосками марки «Стефф». По данным маркетинговой компании «КОМКОН», около 80% жителей столицы, посещающих рестораны и кафе «быстрого питания», отдают предпочтение McDonald’s.

Примечательно, что в России McDonald’s развивается по особому пути. Мировая сеть McDonald’s насчитывает более 29 тыс. «точек», из которых только 15% принадлежат самой корпорации – остальные работают как франчайзи. У нас же американцы открывают рестораны исключительно на свои деньги. Как показывает не слишком удачный опыт их конкурентов, эта тактика оказалась единственно верной.

Если в начале 90-х в российском McDonald’s не думали о франчайзинге потому, что только начинали создавать местную систему дистрибуции, то теперь франчайзинговая схема работы в России для компании, похоже, просто неактуальна. «Мы достаточно успешно открываем и эксплуатируем собственные рестораны», – говорит Хамзат Хасбулатов, президент «МакДоналдс Россия».

По его словам, McDonald’s отнюдь не отказывается от продажи лицензий в России, но начнет поиск покупателей не раньше, чем будет принято решение об открытии ресторанов в регионах, «значительно удаленных от Москвы». В ближайшие же год-два McDonald’s не пойдет на восток дальше Поволжья, а на юг дальше Ростова-на-Дону. Зато в Санкт-Петербурге компания намерена к 2003 году расширить сеть вдвое – до 16 ресторанов.

 

Денег хватит

Открытие ресторана McDonald’s – дорогое удовольствие по меркам российского бизнеса. Вполне вероятно, что именно из-за этого американцы даже не пытаются найти покупателей на свою франшизу.

По словам Хамзата Хасбулатова, на оборудование одного ресторана McDonald’s в соответствии с корпоративными стандартами требуется от $1 млн до $2 млн.

В сети «Ростик’с» открытие ресторана по франшизе обходится в несколько раз дешевле – от $150 тыс. до $450 тыс. За три с лишним года владеющая маркой «Ростик’с» компания «РосИнтер» продала 15 франшиз – в Москве, Омске и Новосибирске. Собственных ресторанов «Ростик’с» у «РосИнтера» всего шесть. До конца года в столице появятся четыре новых «Ростик’с»: два ресторана откроет владелец марки, еще два – франчайзи. То есть, несмотря на присутствие за Уралом, «Ростик’с» все же остается в основном московской сетью фаст-фуд.

«Мы изучаем рынок Санкт-Петербурга, – говорит Елена Новицкая, директор «РосИнтера» по внешним связям. – Открытие ресторанов в Подмосковье тоже пока только планируется». (У McDonald’s в Московской области, кстати, работают 14 ресторанов.)

«РосИнтер» – ближайший конкурент McDonald’s в России, но при нынешних темпах развития сети «Ростик’с» вряд ли когда-нибудь сравняется по доле рынка с американцами.

Другой конкурент – «Русское бистро», некогда возникшее как отечественная альтернатива McDonald’s, уже больше года не может привлечь новых франчайзи, и московское правительство, владеющее маркой, ищет сейчас для сети управляющую компанию.

Президент «МакДоналдс Россия» Хамзат Хасбулатов утверждает, что у компании «достаточно ресурсов, чтобы открывать в стране по 20 – 25 ресторанов в год». Это вполне вероятно, если учитывать масштабы материнской компании: в 2000 году оборот корпорации McDonald’s составил более $14,2 млрд, при этом на долю российских ресторанов пришлось более $100 млн. Для сравнения: «РосИнтер» за тот же год получил $65 млн, причем от всех своих 60 ресторанов нескольких марок. Развитие широкой сети ресторанов фаст-фуд – по франчайзингу или на собственные деньги – требует создания системы производства и поставок полуфабрикатов и других продуктов. У российского McDonald’s для развития такой системы была более чем пятилетняя фора перед другими сетями. Поэтому международные конкуренты McDonald’s – Subway и KFC в России плетутся далеко позади.

«Я думаю, наших традиционных конкурентов в других странах мира все еще смущают такие особенности России, как экономическая нестабильность, отсутствие развитой сети поставщиков и слабая дистрибуция», – говорит Хамзат Хасбулатов.

 

Быстро только «Макдоналдсы» открываются

У компании Subway – второй по количеству заведений сети фаст-фуд в мире после McDonald’s – в России пока только четыре ресторана. Под вывеской Subway работают более 15 тыс. заведений, при этом сеть развивается исключительно на основе франчайзинга, а сама компания в отличие от McDonald’s не занимается продвижением марки на локальных рынках.

Первый ресторан Subway в Москве появился в 1998 году – его открыла компания «Горизонт», специализирующаяся на торговле стройматериалами и автозаправочном бизнесе. За прошедшее время «Сабвей Россия» создала собственную систему распределения и нашла местных поставщиков почти по всему необходимому ассортименту полуфабрикатов – и при этом привлекла всего двух новых франчайзи.

«Рынок очень медленно приходит к осознанию выгоды от использования франчайзинговых схем», – считает Геннадий Кочетков, вице-президент по развитию «Сабвей Россия».

В России для Subway есть ниша, свободная от конкурентов: там, куда не могут «втиснуться» McDonald’s или «Ростик`с», легко помещается более компактное (площадью всего 45 – 150 кв. м) заведение Subway. Поэтому в США и Европе Subway открывают на АЗС, в аэропортах, супермаркетах, кинотеатрах, при университетах и школах. Тем не менее в России такой формат не пользуется особым спросом. «Наши вузы, как правило, являются закрытыми учреждениями, а на территориях вокзалов и аэропортов нормальные законы бизнеса просто не действуют», – объясняет Геннадий Кочетков.

Subway просит за лицензию в 2,5 раза меньше, чем «РосИнтер». По словам Кочеткова, компания получает много запросов от региональных компаний – из Тулы, Ростова, Краснодара, Нижнего Новгорода, Иркутска. Тем не менее Геннадий Кочетков не решается прогнозировать темпы развития сети в ближайшие годы.

До конца 2001 года у Subway появятся три новые «точки» в Москве (две из них откроет все тот же «Горизонт») и два первых ресторана за пределами столицы – в Екатеринбурге. McDonald’s же в этом году уже успела построить восемь ресторанов в Москве и Подмосковье и три – в регионах.

Еще по теме