Intel достигла критической массы
Впервые с наступлением нового отчетного года корпорация Intel не заявила о планах выпуска очередного процессора следующего поколения. Вместо этого 1 сентября на форуме Intel для разработчиков (Intel Developer Forum, IDF) кремниевый гигант анонсировал новый сетевой сопроцессор, а также целое семейство кремниевой продукции для сетевой и коммуникационной отрасли. Это означает одно: крупнейший производитель полупроводниковых устройств изменил свою стратегию. Компания, не отказываясь от создания новых поколений микропроцессоров, сосредоточила свое внимание на Интернет-технологиях и занялась строительством сетевых миров.
Пирамида Wintel
До сих пор стратегия бизнеса Intel строилась по простому пирамидальному принципу: каждый год на рынок выбрасывались все более мощные процессоры, а владельцев старых модификаций убеждали в том, что использовать компьютер с простым Pentium вместо Pentium II, пусть даже только для набора текста, может только полная деревенщина. Стратегию Intel активно поддерживала Microsoft, создавая все более и более громоздкие приложения и операционные системы. Платформа Wintel победоносно шагала по миру.
Однако всякая пирамида может расти только до определенной точки. Первой критической отметкой в гонке мощностей процессоров стала неожиданно долгая живучесть 486-го процессора. Вопреки прогнозам, появившийся в 1993 году Pentium не смог "прибить на месте безнадежное старье". Конечно, отчасти в этом был виноват брак, допущенный при производстве нового процессора - тогда Intel пришлось отзывать многие компьютеры, построенные на Pentium, и бесплатно заменять неисправные процессоры. Но, вероятнее всего, главной причиной стало достижение компьютерной техникой предела "разумной достаточности". Дело в том, что офисная работа процентов на 80 примитивна - это набор текстов, создание писем и документов, ведение простых баз данных, для чего используются MS Word и MS Excel. "Устаревшие процессоры" прекрасно справлялись с обеспечением этой работы, и большинство потребителей были вполне довольны своими компьютерами.
Windows'95 покончила с этим "безобразием": гонка мощностей стала вновь набирать обороты. Очередной планкой стал Pentium III.
В результате потребители начали уставать от бесконечной смены оборудования. Выгоды от новых "примочек" прожорливого до ресурсов программного обеспечения становились все более сомнительными. Intel нашла в себе силы сменить курс. Ее верный соратник - Microsoft сделала это несколько раньше. Приоритетным направлением развития гигантов компьютерной индустрии стал Интернет.
Виртуальный бизнес будущего
Но не тот Интернет, что мы имеем сейчас. Сегодня огромная сеть в большей степени является забавой, нежели серьезным инструментом вроде телефона или автомобиля. По мнению главы Intel Энди Гроува, развитие Интернета в ближайшие несколько лет изменит всю деловую среду и методы ведения бизнеса. Возрастет число электронных фирм, то есть компаний, осуществляющих большинство своих функций (переговоры, выборы поставщиков, поиски клиентов и даже заключение договоров) через Сеть. Такие фирмы будут существенно отличаться от традиционных. У них не станет привычной бухгалтерии, а за счет существенного сокращения издержек и потерь рабочего времени эти фирмы получат большое преимущество над традиционными компаниями. Стоит заметить, что в США приметы нового стиля уже можно наблюдать не только в корпоративной, но и в официальной среде: первой ласточкой стало решение таможни США о том, что таможенную декларацию теперь можно подавать и в электронном виде. (О развитии электронной коммерции в России см. публикации в "Ко" № 33 и № 37 за 1999 год.)
Выступая в сентябре перед Ирландским информационным обществом (Irish Information Society), Энди Гроув объяснил, почему он считает ведение бизнеса в Интернете привлекательным как для продавцов, так и для покупателей: "Электронная коммерция предлагает новые пути развития бизнеса - как за счет повышения эффективности самой предпринимательской деятельности, так и за счет расширения рынка. Здесь система ценообразования на товары и услуги становится столь же действенной, как и на фондовой бирже. А для продавцов повышение эффективности бизнес-процессов означает экономию средств, которая прямо влияет на результаты их работы". Однако расслабляться не стоит: фундаментальные основы бизнеса Интернет изменить не в состоянии. "Ценность бизнеса по-прежнему определяется стоимостью приведенных денежных потоков, - сказал Гроув. - Электронная коммерция просто открывает дополнительные возможности для компаний. Она в состоянии оптимизировать их деятельность и стимулировать маркетинг. Даже те компании, для которых Интернет дом родной, а виртуальное пространство гораздо ближе реального, не смогут избежать столкновения с проблемой управления материальными ресурсами и необходимостью повышения эффективности своей работы".
Проводя в жизнь новую стратегию, Intel приступила к приобретению фирм, создающих Интернет-продукты и предоставляющих Интернет-услуги. Первой такой компанией стала купленная еще в 1991 году LAN Systems. В этом году Intel стала владельцем Digital Semiconductor, Dialogic, Softcom и ряда других компаний. Самой крупной сделкой подобного рода для Intel стало приобретение Shiva Corporation, специализирующейся на разработке технологий и производстве средств удаленного доступа, а также на организации виртуальных частных сетей. По заявлению самой Intel, компания достигла "критической массы", в результате которой сможет доминировать на рынке сетей и коммуникаций. Всего же по состоянию на сентябрь 1999 года Intel приобрела около 200 компаний - как крупных, так и совсем небольших.
Наступление по всем фронтам
Сегодня производитель процессоров предлагает рынку массу сетевого компьютерного "железа" - коммутаторов, маршрутизаторов и т.д. Intel не ограничивается производством оборудования, ее новое дочернее предприятие - компания Intel Online Services, Inc. займется предоставлением различным фирмам услуг по хостингу - разработке и размещению информационных ресурсов в Сети. Параллельно разработкам в области сетевых продуктов Intel запустила по всему миру многомиллионную рекламную кампанию своих сетевых технологий. Другим ходом по продвижению новой стратегии стало учреждение фонда для финансирования компаний, разрабатывающих сетевую и коммуникационную продукцию по развитию средств голосовой связи и передачи данных на основе программ Intel. Главным объектом финансирования фонда, располагающего $200 млн, первоначально станут фирмы, участвующие в разработке продукции на основе разработанных и предложенных Intel архитектуры IX, операционных систем, работающих в режиме реального времени, программных инструментальных средств, пакетов протоколов и прочих компоновочных модулей коммуникационных систем.
Не обойдено вниманием и ТВ. По мнению разработчиков Intel, под воздействием Интернета изменится сама природа телевидения. Уже сейчас Intel вместе с Nokia работают над устройством, которое условно можно назвать "Интернет-телевизором". Этот аппарат позволит смотреть программы цифрового телевидения, передаваемого по Интернету (оно уже находится в стадии внедрения), а также обеспечит своему владельцу доступ ко всем Интернет-услугам. Выпуск первых устройств такого рода намечен на вторую половину 2000 года.
"Выживают только одержимые"
Последнее падение курса акций Intel на Уолл-стрит не пугает компанию. Корпорация, число сотрудников которой превысило 64 тыс. человек, а годовой доход - $25 млрд, продолжает расти, хотя темпы ее роста в последнее время замедлились.
Intel нацелилась на новые горизонты. По подсчетам консалтинговой фирмы Ovum, число пользователей Интернета только в Западной Европе к 2005 году возрастет с нынешних 38 млн до 150 млн (справедливости ради надо отметить, что сегодня и на ближайшие несколько лет Западная Европа - регион самой быстрой "интернетизации" населения). Будущий рынок огромен. Осталось только узнать, кто сумеет его захватить. В Intel часто повторяют фразу, сказанную Энди Гроувом: "Выживают только одержимые".