Top.Mail.Ru
архив

Инвестиции зарыли в песок?

Море, экзотика, богатые шейхи, пальмы, красный песок, уникальные небоскребы и потрясающая роскошь - так в последние годы представлял себе Дубай остальной мир. Придется ли расплачиваться за легковерие?

В этом году Курбан-байрам в Дубае проходил не совсем так, как обычно. Школы, бизнес-офисы и госучреждения закрылись на неделю, но многие местные жители не последовали многовековой традиции и не поехали отмечать праздник в пустыню, а остались дома. Затаились и иностранные инвесторы: Dubai World (DW), подконтрольный дубайским властям многопрофильный инвестиционный холдинг, являющийся визитной карточкой эмирата, неожиданно объявил о приостановке как минимум на 6 месяцев, до 30 мая 2010 года, выплат по долговым обязательствам, которых накопилось на $59 млрд.
   Праздничные дни прошли в размышлениях о том, поддержат ли Dubai World власти Дубая или богатый нефтью соседний Абу-Даби. После праздников глава финансового департамента Дубая Абдулрахман аль-Салех заявил, что спасать DW никто не будет, юридических обязательств гарантировать долги Dubai World у властей нет, а инвесторам, что ж, придется нести свою долю ответственности.

Последняя надежда оставалась на изобильный деньгами и черным золотом Абу-Даби: свыше $700 млрд в Фонде национального благосостояния и, по некоторым оценкам, едва ли не десятая часть всех разведанных мировых запасов нефти. Но и в Абу-Даби умыли руки. Наблюдатели, впрочем, продолжают надеяться на то, что богатенький сосед все же поможет гламурному. Вопрос - в цене вопроса.
   Между тем Dubai World обратился в Deloitte Touche Tohmatsu c просьбой провести реструктуризацию долгов. Холдинг хочет отложить предстоящие платежи на 6 месяцев, а срок окончательного расчета - на 5 - 7 лет. В компании надеются, что к тому времени многочисленные активы - объекты эксклюзивной недвижимости - начнут приносить хорошие доходы, что поможет с честью выйти из положения. Но пока до этого далеко, и из Нью-Йорка в Дубай срочно вылетел опытнейший глава отдела корпоративных финансов Deloitte Айдан Биркет. Начали съезжаться в Дубай и представители кредиторов, среди которых, по данным Emirates Bank Association, HSBC ($17 млрд), Standard Chartered ($7,8 млрд), Barclays ($3,6 млрд), Royal Bank of Scotland ($2,2 млрд), Citigroup ($1,9 млрд), BNP Paribas ($1,7 млрд), Lloyds ($1,6 млрд).
   Альтернатива реструктуризации долгов - распродажа или размен активов, которых у Dubai World, по оценкам специалистов, примерно на $68 млрд. О чем может идти речь? Прежде всего о компании Emirates Airline. Она считается одним из самых быстроразвивающихся авиаперевозчиков планеты и может выйти на первое место в мире при сохранении таких темпов уже через 10 лет. Emirates Airline - крупнейший заказчик аэробусов А380 (58 единиц). В прошлом году авиакомпания перевезла 22,7 млн пассажиров и получила чистый доход в $260 млн. Emirates принадлежит Investment Corporation of Dubai (контролируется властями), а руководит ею дядя правителя Дубая - шейх Ахмед бен Саид аль-Мактум. Конечно, банкам и частным инвесторам Дубай Emirates не отдаст, а вот отказать Абу-Даби, который однажды пытался уже заполучить эту авиакомпанию в обмен на предоставление кредита, сейчас шейху Мактуму будет сложнее.
   Еще один качественный актив - Dubai Ports World (DP World), третий в мире портовый оператор. Аналитики не исключают его частичной продажи в случае необходимости.
   Вообще-то в воздухе ощущаются и некоторые - смутные, но ощутимые - подозрения в, возможно, не совсем чистой игре, в результате которой ситуация с Dubai World могла быть спровоцирована самими дубайцами, чтобы выбить деньги из Абу-Даби шантажом: мол, мы пойдем на дно, но и вы вместе с нами. Известно, что накануне заявления о частичном дефолте DW получил у двух контролируемых властями Абу-Даби компаний кредит в $5 млрд, но все равно решил приостановить все платежи. Если это так, то в Дубае явно переоценили свои силы, вынося кризис на международный уровень. К тому же подобный шантаж чреват снижением кредитных рейтингов, о чем уже предупредило агентство Moody's и что станет ударом не только по репутации, но и по будущим инвестициям.
   

МЫ СТРОИЛИ, СТРОИЛИ И НАКОНЕЦ ПОСТРОИЛИ...

   Одним из создателей дубайского чуда считается 60-летний шейх Мохаммед бен Рашид аль-Мактум, или, как его называют европейцы и американцы, шейх Мо, который, кстати, еще в начале ноября расписывал инвесторам, насколько устойчиво положение Дубая.
   Стремление диверсифицировать экономику страны, сделав ставку не только и не столько на нефтедобычу, но и на туризм, финансовые услуги и, конечно, связанное с этим грандиозное строительство, принесло эмирату эффект, а шейху - имидж одного из самых прогрессивных правителей Ближнего Востока. Любопытно, что этим летом Мохаммед аль-Мактум завел свою страницу на Facebook и сейчас имеет уже более 100 000 "френдов".
   Строительство и недвижимость стали главными локомотивами дубайского инвестиционного бума - на их долю приходилась четверть ВВП эмирата. Строить помогали дешевые кредиты. Недвижимость сбывали недостроенной, иногда по нескольку раз, что позволяло получать огромные прибыли. Неоднократно случались продажи проектов на этапе плана, когда еще не был даже куплен участок под котлован.
   Достроились до того, что по площади офисных помещений Дубай в 2011 году опередит Шанхай, хотя последний в десять раз больше по размерам. В Дубае занят лишь 41% офисных площадей, и понятно, что в ближайшие годы этот показатель будет снижаться и дальше.
   За прошлый год стоимость жилья упала на 50%. Многие гигантские проекты пришлось заморозить. Это и $20-миллиардный Dubai Land (тематические парки, гостиницы, жилые дома, торговые центры общей площадью 270 кв. км), который должен быть построен к 2018 году; и $15-миллиардный Dubai Festival City (комплекс из школ, гостиниц, офисов, объектов отдыха и развлечений суммарной площадью 5,2 кв. км) - его намеревались закончить в 2020 году; и почти $18-миллиардный план освоения семи искусственных островов (The Lagoons) - их хотели сдать в 2010 году, и многое другое. Всего закрыто или отложено свыше 400 девелоперских проектов на сумму свыше $300 млрд.
   Хорошо, что хоть успели достроить самое высокое здание на планете - 818-метровое Burj Dubai, но открытие супернебоскреба пришлось перенести со 2 декабря пока на январь.
   

ЭФФЕКТ ДОМИНО?

   В принципе мировые рынки быстро отыграли "дубайские" потери. Однако немало вопросов осталось. И главный из них, нависший над финансовым миром как дамоклов меч: является ли кризис с долгами в Дубае изолированным или за ним последует новый мировой обвал? Недаром Dubai World все настойчивее сравнивают с Lehman Brothers.
   Понятно, что непосредственным образом проблемы Dubai World отразятся на положении его кредиторов и дальше по цепочке: их кредиторов, кредиторов их кредиторов и т.д.
   Подходят сроки выплаты займов, взятых в лучшие времена. Опасения в связи с этим вызывают даже богатейшие рынки, хотя аналитики уверены, что дефолта развитых экономик не допустит МВФ. Но кто поручится за спасение корпоративного сектора? Как утверждает, например, аналитик Гари Клейман из Kleiman International, в этом и следующем году должно быть возвращено $200 млрд. Половина, считает Клейман, приходится на компании из ОАЭ. И кстати, России.
   

   DUBAI WORLD
   Крупная холдинговая компания, состоящая из 17 фирм, в т.ч. и таких больших, как Nakheel, DP World, Jebel Ali Free Zone, Istithmar World, Economic ZonesWorld, Dubai Drydocks, Inchcape Shipping Services и др.
   В Dubai World - более 50 тыс. сотрудников, отделения компании - в 100 с лишним городах в разных странах.
   Доход за 2008 г. - $3 млрд
   Операционный доход за 2008 г. - $800 млн
   Чистый доход за 2008 г. -$200 млн
   ИСТОЧНИК: Wikipedia и www.dubaiworld.ae