Top.Mail.Ru
архив

Как это будет по-русски?

Месяц назад на открытии первого гипермаркета компании «Мосмарт» ее гендиректор Эрик Блондо пообещал, что цены у них будут на копейку ниже, чем в «Ашане» (магазин французов расположен всего в 10 км далее по Ярославскому шоссе). Планы «Мосмарта» – совместного детища сети «Седьмой континент» и компании «Гиперцентр» – весьма амбициозны. По словам председателя совета директоров «Гиперцентра» Михаила Безелянского, бывшего топ-менеджера «Альфа-групп», за семь лет будет построено 100 гипермаркетов в крупных городах России и СНГ, их оборот составит $5 млрд.

О намерении кредитовать развитие национальной сети заявил на прошлой неделе Сбербанк, который уже давал «Гиперцентру» кредит на строительство первого «Мосмарта» ($13 млн на пять лет). Под второй гипермаркет, который должен открыться на Дмитровском шоссе весной 2004 года, Сбербанк готов дать уже $22 млн. И это только начало. По словам Андрея Казьмина, председателя правления «Сбера», в работе находится кредитная линия более чем на $100 млн. «Мы оценили высокую эффективность подобных проектов, – говорит Казьмин. – Торговые объекты приносят гарантированно высокий доход как торговому предприятию, так и банку, который его обслуживает».

Условия кредита не разглашаются, но, по словам Казьмина, они удовлетворяют обе стороны. Речь может идти о ставке 10 – 12% годовых. На право работать с «Мосмартом» претендовали также Райффайзенбанк и Росбанк. Видимо, их ресурсов оказалось недостаточно: у Сбербанка больше сберегательных депозитов при относительно малых затратах на них. (Иностранный «Райффайзен» кредитный портфель формирует из средств российского филиала.)

Интерес главного банка страны к розничным проектам весьма показателен. «С точки зрения кредитного рынка вложения в розницу хороши для коммерческих банков и для Сбербанка в частности. У российских розничных сетей большие перспективы, оборот каждый год растет на 50%. Рынок не насыщен, и они прибыльнее, чем ритейлеры на Западе», – говорит Владимир Савов, аналитик Brunswick UBS Warburg. Примечательно, что Сбербанк на постоянной основе кредитует и торговую сеть «Пятерочка», которая намерена строить собственные гипермаркеты в Петербурге.

Сравнительно длинные деньги Сбербанка теоретически позволят «Мосмарту» быстро развиваться. Два гипермаркета уже находятся в стадии строительства, еще четыре будут заложены в 2004 году, в том числе два в Питере. В рамках правительственного постановления 2002 года «Семерка» должна получить еще как минимум 15 участков под гипермаркеты в столице – на них будут строиться «Мосмарты».

Неудивительно, что новому гипермаркету удается удерживать цены на уровне «Ашана». За счет единой закупочной базы с «Седьмым континентом» русский гипермаркет к моменту открытия имел низкие цены от поставщиков и свыше 45 000 позиций в ассортименте. За технологии торговли в большом формате отвечает гендиректор «Мосмарта» Эрик Блондо, имеющий опыт ведения start-up проекта сети Carrefour в Польше.

И все же при внешнем равенстве сил преимущество пока на стороне импортных денег. Наценка в «Мосмарте» 25 – 28%, и опустить ее ниже 23% невозможно: гипермаркет должен окупиться за четыре года. «Ашан» же скорой отдачи не ждет и может спокойно работать с наценкой в 10 – 15%. Так что при всем патриотичном отношении вопрос о доступе ритейлеров к западным деньгам остается открытым.

Еще по теме