Top.Mail.Ru
архив

Как это будет по-русски?

Месяц назад на открытии первого гипермаркета компании «Мосмарт» ее гендиректор Эрик Блондо пообещал, что цены у них будут на копейку ниже, чем в «Ашане» (магазин французов расположен всего в 10 км далее по Ярославскому шоссе). Планы «Мосмарта» – совместного детища сети «Седьмой континент» и компании «Гиперцентр» – весьма амбициозны. По словам председателя совета директоров «Гиперцентра» Михаила Безелянского, бывшего топ-менеджера «Альфа-групп», за семь лет будет построено 100 гипермаркетов в крупных городах России и СНГ, их оборот составит $5 млрд.

О намерении кредитовать развитие национальной сети заявил на прошлой неделе Сбербанк, который уже давал «Гиперцентру» кредит на строительство первого «Мосмарта» ($13 млн на пять лет). Под второй гипермаркет, который должен открыться на Дмитровском шоссе весной 2004 года, Сбербанк готов дать уже $22 млн. И это только начало. По словам Андрея Казьмина, председателя правления «Сбера», в работе находится кредитная линия более чем на $100 млн. «Мы оценили высокую эффективность подобных проектов, – говорит Казьмин. – Торговые объекты приносят гарантированно высокий доход как торговому предприятию, так и банку, который его обслуживает».

Условия кредита не разглашаются, но, по словам Казьмина, они удовлетворяют обе стороны. Речь может идти о ставке 10 – 12% годовых. На право работать с «Мосмартом» претендовали также Райффайзенбанк и Росбанк. Видимо, их ресурсов оказалось недостаточно: у Сбербанка больше сберегательных депозитов при относительно малых затратах на них. (Иностранный «Райффайзен» кредитный портфель формирует из средств российского филиала.)

Интерес главного банка страны к розничным проектам весьма показателен. «С точки зрения кредитного рынка вложения в розницу хороши для коммерческих банков и для Сбербанка в частности. У российских розничных сетей большие перспективы, оборот каждый год растет на 50%. Рынок не насыщен, и они прибыльнее, чем ритейлеры на Западе», – говорит Владимир Савов, аналитик Brunswick UBS Warburg. Примечательно, что Сбербанк на постоянной основе кредитует и торговую сеть «Пятерочка», которая намерена строить собственные гипермаркеты в Петербурге.

Сравнительно длинные деньги Сбербанка теоретически позволят «Мосмарту» быстро развиваться. Два гипермаркета уже находятся в стадии строительства, еще четыре будут заложены в 2004 году, в том числе два в Питере. В рамках правительственного постановления 2002 года «Семерка» должна получить еще как минимум 15 участков под гипермаркеты в столице – на них будут строиться «Мосмарты».

Неудивительно, что новому гипермаркету удается удерживать цены на уровне «Ашана». За счет единой закупочной базы с «Седьмым континентом» русский гипермаркет к моменту открытия имел низкие цены от поставщиков и свыше 45 000 позиций в ассортименте. За технологии торговли в большом формате отвечает гендиректор «Мосмарта» Эрик Блондо, имеющий опыт ведения start-up проекта сети Carrefour в Польше.

И все же при внешнем равенстве сил преимущество пока на стороне импортных денег. Наценка в «Мосмарте» 25 – 28%, и опустить ее ниже 23% невозможно: гипермаркет должен окупиться за четыре года. «Ашан» же скорой отдачи не ждет и может спокойно работать с наценкой в 10 – 15%. Так что при всем патриотичном отношении вопрос о доступе ритейлеров к западным деньгам остается открытым.

Еще по теме

архив
Иллюзия стабильности
На минувшей неделе ведущие рейтинговые агентства мира заявили, что не поднимут кредитный рейтинг России до инвестиционного уровня до тех пор, пока в национальной банковской системе не будет предпринята хотя бы попытка реформирования. Оно и понятно – вот уже больше года, как в ЦБ действует новая администрация, а воз банковской реформы и ныне там: не принят закон о страховании вкладов граждан, умерла в спорах новая редакция Закона о банкротстве (которая позволила бы банкам более эффективно реализовывать свои залоговые права и призывать должников к ответу). Не говоря уже о том, что качество банковского надзора оставляет желать лучшего, по мнению аналитиков рейтинговых агентств. Так что внешнее благополучие, наблюдаемое в цифрах нашего традиционного банковского рейтинга по версии «Ко», на самом деле зыбкое. Ни рост капитализации лидеров российской банковской системы, ни высокие коэффициенты общей ликвидности, наблюдаемые у большинства российских банков первой сотни, не отражают реального положения дел. А оно таково: российские банки в подавляющей своей массе столь же малонадежны, как и накануне кризиса 1998 года. Так что смеем предположить, что при изменении мировой конъюнктуры цен на нефть ликвидность лидеров российского банковского рейтинга упадет столь же быстро, сколь быстро она до того выросла.
Иллюзия стабильности