Top.Mail.Ru
архив

Карнавала не будет

Внешность обманчива. Россия и США договорились сократить свои арсеналы, и сократить значительно. Но это не стало шагом на пути к разоружению. Более того, договоренность внушает определенное беспокойство. Россия, возглавляемая Владимиром Путиным, продолжает разоружаться, сокращая свой ядерный арсенал до 1700 боеголовок. Впрочем, России пришлось бы это сделать в любом случае, поскольку у нее нет денег, чтобы поддерживать то же количество боеголовок. Америка с Джоржем Бушем во главе на первый взгляд тоже разоружается, но с той лишь разницей, что не уничтожает свои ядерные боеголовки, а складирует их, то есть определяет на хранение. Кто знает, может быть, в один прекрасный день и пригодятся. А у России в этот день их не будет.

Путин идет на подписание договора, но – будем откровенны –не очень хорошего договора. С какой стороны не взглянешь, это соглашение между неравноправными партнерами. Хотя бы потому, что после одностороннего выхода из договора по ПРО от 1972 года Соединенные Штаты Америки на всех парах ринулись создавать «звездный щит». А с его созданием о всяком стратегическом равенстве придется забыть на вечные времена.

Думать, что в Москве рады этому, значило бы противоречить здравому смыслу. Но кто знает, может, в Кремле и найдутся те, кто радостно потирает руки. Ведь за годы правления Бориса Ельцина все привыкли к тому, что российское руководство способно предать не только национальные интересы, но и наступить на горло национальному достоинству. Нельзя исключить возможность того, что и сегодня кто-то хочет двигаться в прежнем направлении.

В Москве Буш, несомненно, будет говорить о соглашении между Россией и НАТО. Красивый жест со стороны Запада, который на первый взгляд свидетельствует о том, что к России относятся с уважением. Но не будем забывать тот факт, что в ноябре этого года в Праге в НАТО будут приняты новые члены – страны бывшего Варшавского договора, и Североатлантический альянс вплотную приблизится к границам бывшего Советского Союза. Конечно, постепенно НАТО будет приобретать черты больше политического, нежели военного союза, что отвечает интересам Москвы. Но тем не менее даже в самом расширенном составе альянс сохранит свою военную структуру. Вопросы, которые будут обсуждаться с участием Москвы в рамках нового соглашения Россия – НАТО, будут иметь второстепенный характер. Против этого, возможно, не будет возражать генерал, представляющий Россию в Брюсселе, но вряд ли это поспособствует укреплению безопасности страны. Вопрос о расширении НАТО в Москве теперь стараются обойти молчанием, но никто не собирается устраивать фейерверк по данному поводу.

Естественно, что последние заявления госдепартамента США полны оптимизма. И по-своему американцы правы. Но следовало бы пригасить энтузиазм по поводу того, что Россия теперь среди «наших». Западная печать не устает повторять, что Владимир Путин – «наш человек». В том смысле, что он поступает так, как ему говорят «наши». Но так ли это на самом деле? Честно говоря, не знаю, что ответить. Путин представляется мне бойцом, который сохраняет выдержку под градом ударов, наносимых из-за океана под аккомпанемент добрых слов. Он не в состоянии сделать больше, чем делает: остается бдительным, чтобы не пропустить нокаутирующий удар. Заокеанский друг Джордж похлопывает его по плечу на своем ранчо в Техасе, но в политике продолжает наносить сильнейшие удары.

Не так давно Путин неожиданно выступил с предложением к оставшимся друзьям по старому советскому прошлому: создать единое военное командование всех вооруженных сил, которые остались от «империи зла»: Белоруссия, Армения, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Эти пять бывших советских республик остаются «братскими», остальных Бушу удалось переманить на свою сторону: Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан. Создание нового военного союза, инициированное Россией, нельзя считать дружественным жестом в сторону Запада. Особенно если учесть, что в военный альянс вступает Киргизия, где США создают мощную военную базу. Очевидно, Кремль еще сохранил там свои рычаги влияния. Держа в поле зрения Китай в качестве потенциального союзника, Путин пытается вернуть хотя бы часть того, что было утрачено. Одностороннее расширение влияния США после начала военной операции в Афганистане Москве не очень-то по душе. И, без сомнения, не может понравиться Пекину.

Еще по теме