Керзоны прислали ответ абрамычам с их "ером"
Свершилось: наконец-то в России появилась первая независимая деловая газета. С 7 сентября на эту роль вполне обоснованно (и никакая ирония здесь неуместна) претендует газета "Ведомости": совместный проект двух злейших мировых конкурентов - Financial Times и Wall Street Journal, по случаю выхода на российский рынок впервые за всю свою историю слившихся в экстазе. Слиться двум гигантам помогал российский издательский дом Independent Media, глава которого Дерк Сауэр и является основным виновником нынешнего торжества.
На минувшей неделе по поводу выхода нового издания веселился и ликовал весь народ, по крайней мере лучшая его часть - московская деловая элита. Веселье происходило в гостинице "Балчуг" и сопровождалось телеконференциями с Лондоном и Нью-Йорком и просмотром документального фильма, снятого по заказу новой газеты в целях собственного продвижения. Не попавшим на презентацию предлагается удовольствоваться наружной рекламой, в изобилии расставленной по столичным проспектам. Плакаты горделиво сообщают, что каждый день мы (в смысле "Ведомости") выпускаем ценные бумаги количеством 12 полос, а также что всякий олигарх может купить нашу газету, точка, в киоске.
Олигархам независимость нового издания действительно не по зубам - по сравнению с финансовыми возможностями Dow Jones и Pearson российские superrich, причем все вместе взятые, выглядят жалкими выскочками. Пока во всяком случае олигархи предпочитают с "Ведомостями" дружить: среди стратегических партнеров газеты, которые купили рекламы на сумму $250 тыс., есть вполне олигархические структуры типа ЮКОСа или "Системы". Независимость от государства, особенно в его нынешнем состоянии, вещь гораздо более тонкая: как известно, фискально-пожарные органы чутко реагируют на любое невысказанное пожелание Тех, Кто Наверху, и при желании способны укоротить язык любым ревнителям свободы слова.
Впрочем, чутье подсказывает, что столь радикальные меры вряд ли будут востребованы. Причина кроется в самом продукте - первой российской независимой деловой газете "Ведомости". Знакомство с первыми номерами показывает, что газета будет четко находиться в нише бесконфликтной - розовой как бумага, на которой она напечатана, - деловой прессы и даже материалы о нашей сюрреальной политической жизни поданы вполне политкорректно. Как вы думаете, случались ли судебные иски "о защите чести и достоинства" к журналу Cosmopolitan, издаваемому тем же Independent Media? Вот и к "Ведомостям" не случатся. И в этом смысле выход "Ведомостей" симптоматичен и своевременен: наконец признано, что с точки зрения нормального издательского бизнеса издание деловой газеты в России отнюдь не подвиг, не подвижничество и не мессианство, а только продолжение бизнеса по изданию, скажем, женского журнала.
Одно нехорошо: с высоты накопленного англичанами и американцами демократического опыта легко издеваться над недалекими русскими, которые заменяют свободу прессы диктатом денежных мешков (это про олигархов, которые эту газету могут купить только в киоске). Но, простите, разве не случались в Штатах и убийства журналистов, и тресты газетных королей, и прочие посягательства на свободу слова? Сомневающиеся отсылаются к хрестоматийному рассказу Марка Твена "Как я редактировал сельскохозяйственную газету". Это было давно, но Россия-то как раз сейчас находится примерно на том же этапе развития демократии, что и Штаты лет сто назад. И надеяться в связи с этим, что наши нувориши во имя высоких идеалов добровольно откажутся от соблазна порулить общественным мнением, было бы столь же наивно, как приписывать волку склонность к вегетарианству.
И напоследок, как говаривает по четвертому каналу воскресный "духовный образ России", "еще об одном". Нет никаких сомнений, что с точки зрения финансовой эффективности "Ведомости" будут находиться вне конкуренции среди местных ежедневных газет: еще до выхода был сформирован портфель рекламных заказов на сумму $2,5 млн (это при том, что в 1998 году на рекламу во всех ежедневных российских газетах было потрачено $48,7 млн). Чтобы лучше представить размер аудитории, на которую рассчитаны "Ведомости", "Ко" приводит выборку данных Gallup Media, посвященную объемам аудитории ежедневных газет, относимых к "качественным". Уже в следующем году в рейтинге произойдут изменения. Насколько они будут заметны - зависит от усилий команды Дерка Сауэра.
Изменение московской аудитории ежедневных газет (в тыс. чел.)
Издание | 98/весна | 98/осень | 99/весна |
Коммерсант daily | 136,1 | 147,4 | 158,7 |
Известия | 190,0 | 133,0 | 132,1 |
Независимая газета | 119,6 | 87,9 | 89,9 |
Сегодня | 87,7 | 64,7 | 73,2 |
Новые известия | 61,7 | 34,9 | 26,3 |
Время МН* | - | 13,3 | - |
Русский телеграф** | 30,5 | - | - |
Источник: Gullap Media
* выходит с лета 98г., результаты в 99г. статистически незначительны ** выпуск прерван осенью 98г.
Еще по теме







