Top.Mail.Ru
архив

Холодная весна-2000: отсев

По состоянию на 1 марта 2000 года в списке претендентов на президентское кресло осталось всего 11 человек. ЦИК обещает еще урезать это число за счет Титова, Джабраилова и Савостьянова, для которых некие фирмы собирали подписи "очень недобросовестно". Это как раз те кандидаты, чей электорат (по совокупности весящий чуть более 1%), скорее всего, отойдет к Путину. Но главное событие прошедших двух недель - сход с дистанции Жириновского. В итоге предвыборная гонка теряет всю свою интригу, и есть опасность, что к 26 марта в списке кандидатов останется один Путин. Впрочем, вероятно, этого не произойдет - ведь пьеса под названием "Выборы-2000" разыгрывается по определенному сценарию. И роли некоторых участников в ней уже четко определились.

Зачем им все это нужно?

Итак, в конце февраля был дан официальный старт предвыборной гонке - и это сразу отразилось на PR-активности многих кандидатов. Очевидно, что для большинства кандидатов, которые смогли пройти все предварительные этапы и зарегистрированы ЦИК, участие в президентской гонке - отличная возможность политической раскрутки. Лидеры мелких партий продвигают себя и свои партийные структуры, кандидаты от коммерции - свои деловые проекты и предприятия. Но действия некоторых претендентов так и остаются не замеченными даже нашими экспертами. Конечно, это вызывает много вопросов о мотивации кандидатов, но, возможно, у них своя роль и свои (нам пока неясные) задачи в этих "соревнованиях".

Ну а что в таком случае делают в президентской кампании с известным результатом устоявшиеся политики - Геннадий Зюганов и Григорий Явлинский?

Кампания лидера "Яблока" пока выглядит очень бледно. Цели, которые решает Явлинский в этой предвыборной гонке, непонятны, позиция неопределенна. Складывается впечатление, что лидер "Яблока" просто опасается делать резкие заявления, которых от него ждут журналисты и избиратели. Вместо этого Явлинский вновь говорит о своем альтернативном плане по Чечне. Вряд ли это удачный ход. Люди, конечно, устали от войны и не хотят, чтобы в Чечне гибли российские солдаты, но, когда война уже закончена, уместнее думать об условиях капитуляции противника, а не о сохранении его политического влияния. При этом нежелание лидера "Яблока" выступить с прямой критикой главного инициатора чеченской кампании - Владимира Путина создает Явлинскому имидж крайне нерешительного политика. Непонятная роль лидера "Яблока" в нынешней президентской гонке, его слабая PR-кампания и изначально низкие рейтинги популярности могут отодвинуть Явлинского по итогам первого тура выборов на четвертую позицию. Такой результат, да еще на фоне набирающего силу СПС, будет настоящим началом конца некогда очень авторитетного оппонента власти.

Спарринг-партнер

Совсем по-другому ведет себя Геннадий Зюганов. Чтобы оправдать свой коммунистический имидж, Зюганов должен выступать против кандидата от партии власти. Он и выступает, но вместо прежней абстрактной патетики на народно-патриотические темы Зюганов начал выбирать конкретные мишени для своих предвыборных атак. Все свое неприятие сложившейся в стране ситуации он адресует фигурам, не имеющим прямого отношения к нынешним выборам. При этом Зюганов также избегает резкой критики в адрес своего главного конкурента - и.о. президента. Одна из таких заранее подготовленных (и, похоже, не только избирательным штабом Зюганова) мишеней - председатель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс.

Но подобной избирательной критикой кампания лидера КПРФ не ограничивается. Зюганов явно зачастил с пресс-конференциями, он не скупится на комментарии по всем болезненным проблемам. Кроме того, кандидат в президенты от КПРФ первым сдал подписи, первым зарегистрировался, первым обнародовал свою экономическую программу, обеспечив всем этим событиям хорошую PR-поддержку. По мнению наших экспертов, в нынешнюю кампанию лидер КПРФ действует вполне профессионально, поэтому общая оценка кампании Зюганова лишь немногим уступает кампании Путина - по итогам двух последних недель февраля она равняется 3,5 балла.

Зюганов, по оценкам экспертов, пока явно подыгрывает главному претенденту - Владимиру Путину, так как создает видимость напряженной борьбы, что может положительно сказаться на явке избирателей на участки.

Свой среди чужих

Интересно остановиться на целях кампании губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, хотя он и не занял пока высоких мест в рейтинге. В 1996 году Тулеев уже участвовал в президентской кампании. Тогда ему удалось существенно поднять свой рейтинг и закрепиться в российской политической элите. Какие дивиденды Тулеев намерен извлечь из нынешней президентской кампании? Рассчитывает ли он вернуться в правительство или укрепляет свои позиции в области? В любом случае на этот раз Тулеев вряд ли снимет свою кандидатуру в пользу Геннадия Зюганова, как это было в 1996 году. Критика действующего лидера КПРФ - главный стержень нынешней кампании Тулеева. Судя по последним инициативам кемеровского губернатора, его агитация явно выстроена под избирательную кампанию Владимира Путина. Аман Тулеев первым среди губернаторов поддержал завуалированные планы Путина по укрупнению субъектов Федерации и возвращению к принципам назначения их глав. Что еще успеет предпринять кандидат в президенты Аман Тулеев за время кампании? Наверняка его роль состоит в том, чтобы и дальше "мочить" Зюганова, угадывать пожелания Путина, а потом снять свою кандидатуру в его пользу и обеспечить в Кузбассе "правильное" голосование за и.о.

Чужой среди своих ?

Интенсивность PR-кампании Владимира Путина остается самой высокой, и она по-прежнему занимает лидирующие позиции в рейтинге. В прошлом обзоре (см. "Ко" № 6) было высказано предположение, что на Путина работают две PR-команды, одна из которых тяготеет к использованию современных избирательных технологий, а другая предпочитает методы советской пропаганды. Похоже, что верх берет последняя. Отсюда, вероятно, и традиционные для КПСС многотысячные "съезды единомышленников" из пропутинского "Единства", проходящие в Кремлевском Дворце съездов практически без дискуссий и с докладами по бумажке. Отсюда и претензии "Единства" на роль безраздельно правящей партии. Конечно, намерения лидеров "Единства" играть роль КПСС в структуре власти России, озвученные на февральском съезде, понятны. Но они свидетельствуют лишь о политической наивности лидеров движения. КПСС - пусть и одряхлевшая к 80-м годам, но вполне стройная и эффективно функционировавшая многие десятилетия идеологическая система. А что такое "Единство"? Пока - лишь постоянный источник проблем в процессе формирования предвыборного и будущего президентского имиджа Путина.

Другая главная пропагандистская линия PR-команды и.о. президента - бесконечная череда поездок по регионам и встреч с представителями различных социальных, профессиональных и возрастных групп населения: ветеранами, детьми, интеллигенцией, генералами, ранеными, профсоюзными деятелями и т.д. по списку. Сопровождающиеся раздачей денег и наград, эти встречи, вероятно, должны свидетельствовать о неусыпной заботе "вождя" о всех гражданах необъятной страны.

В этом же ключе Путин обращается к избирателям с "Открытым письмом" (по существу - со своей предвыборной программой), которое даже один из активистов "Единства" назвал "Лозунгами ЦК КПСС к Первомаю". Правда, печатаются они не во всех газетах (наверное, дороговато), а лишь в трех, но зато наиболее популярных у разных слоев населения. В "Коммерсанте" - для бизнесменов и среднего класса, в "Известиях" - для интеллигенции и представителей старшего поколения, а в желтеющей "Комсомольской правде" - для остального народа. По мнению некоторых экспертов, все эти рецидивы коммунистической пропаганды выглядят скорее фарсом.

Впрочем, не исключено, что эта часть команды Путина гораздо точнее оценивает действительность: само российское общество, возможно, еще не избавилось от стереотипов мышления "эпохи развитого социализма". Поэтому лишь итоги выборов 26 марта покажут, насколько правильно в "Открытом письме" и в других упомянутых PR-акциях предугаданы настроения избирателей, всё ли и всем ли обещано, что надо было обещать. В этом Путин, похоже, удачно перенял популистский опыт у Жириновского, конкуренции с которым на этом узком избирательном поле и.о. президента удалось избежать.

Еще по теме