Top.Mail.Ru
архив

Холодный ветер из Азии

Молодая сингапурская компания Rolsen открыла в Подмосковье линию по сборке кондиционеров. Это единственная иностранная фирма, которая собирает кондиционеры в России. Rolsen надеется при помощи агрессивного маркетинга в ближайшее время серьезно потеснить именитых конкурентов в секторе low end. В свою очередь, конкуренты из Samsung и LG говорят, что Rolsen поторопилась с открытием завода в России.

 

Сингапурцы высадились в подмосковном Фрязине. Этот десант готовился два года: компания подыскивала себе производственную площадку начиная с 1999 года. В результате тендера партнером Rolsen стал завод «Термопласт» (бывшее НПО «Электроприбор») в подмосковном городе Фрязино. Этот завод уже несколько лет собирает телевизоры LG и имеет опыт по производству другой бытовой техники. Некоторое время назад на этом же заводе Rolsen начала выпускать свои телевизоры. 

 С Дальнего Востока в дальнее Подмосковье

Rolsen переносит производство из Сингапура в Россию, чтобы сэкономить на таможенных пошлинах. Вот как прокомментировал ситуацию глава московского офиса компании Rolsen Леонид Осипов: «Таможенные пошлины стимулируют производство. Стоимость производства одного изделия в России выше, чем в Юго-Восточной Азии, но выигрыш за счет таможенных платежей составляет примерно 7%». С другой стороны, по его словам, открытие местного производства должно укрепить позиции Rolsen на рынке бытовой техники России, который в последнее время активно развивается.

В ближайшие пять лет Rolsen намерена вложить в развитие своих российских производственных мощностей $40 млн. Компания будет ориентироваться не только на российский рынок. «Мы можем выпускать 250 тыс. аппаратов в год. Но, поскольку весь рынок продаж кондиционеров в России – 300 тыс. штук, в ближайшие три года мы не сможем задействовать наши мощности даже на 50%. Поэтому уже разрабатываются программы экспорта нашей продукции в сопредельные страны СНГ и Восточной Европы», – говорит Леонид Осипов.

 

Все те же драконы

На пути амбициозных планов Rolsen стоят серьезные препятствия. «Молодому дракону» в России придется столкнуться со «старыми драконами» – соседям по Восточной Азии. Продукция Rolsen будет позиционироваться в одном секторе с продукцией компаний LG Electronics и Samsung, а им принадлежит большая часть российского рынка кондиционеров. По данным «Ко», LG в секторе кондиционеров принадлежит от 20% до 30%, а Samsung занимает второе место. Два лидера находятся в большом отрыве от остальных участников рынка. Тем не менее Осипов настроен весьма оптимистично. «Rolsen намерена агрессивно вторгаться на рынок и серьезно потеснить там корейские компании», – заявил он.

Rolsen уверена в качестве своей российской продукции: завод оборудован японскими производственными линиями, а техника будет собираться из комплектующих Toshiba, Panasonic, Matsushita. Специально для российских условий была разработана серия кондиционеров, способных работать при температуре ниже 25 градусов по Цельсию. Rolsen намерена построить в России инфраструктуру сервиса, проводить агрессивную ценовую политику и развернуть рекламную кампанию. «Наша продукция будет приблизительно на 5% дешевле корейской. Раньше их техника была самой дешевой, теперь же наиболее доступной станет наша техника российской сборки», – заметил Осипов.

Правда, пока успехи Rolsen на российском рынке слабо впечатляют. Из 300 тыс. кондиционеров, проданных в России в 2001 году, на долю нового игрока пришлось лишь 6 тыс. вместо запланированных 15 тыс., т.е. всего два 2%. «Это мало, но компания рассчитывает увеличить долю до 15%. В следующем году мы планируем выпустить и продать 20 тыс. кондиционеров», – заявил Осипов. Скромные успехи он объясняет тем, что пока основные силы были брошены на наладку производства и обучение персонала.

Не очень разделяет оптимизм Rolsen Алексей Еремеев – директор департамента продаж компании «Инрост», входящей в тройку ведущих российских продавцов кондиционеров. «Сегодня активность Rolsen заметна лишь в южных регионах России. Там им принадлежит 10 – 15% продаж. В центральном регионе противостоять абсолютным лидерам, таким, как LG, эта компания не может», – утверждает он. Конкуренты Rolsen, по его мнению, имеют более широкие линейки товара, раскрученные брэнды и гораздо больший объем рекламы.

Продвижение нового брэнда, по словам Осипова, одна из важнейших задач компании. Для продвижения своей продукции Rolsen привлечет центральные телевизионные каналы и сети вещания России. Компания участвует в спонсировании ряда популярных телепередач: «Поле чудес», «Сам себе режиссер», «Кто хочет стать миллионером». Запланированы рекламные акции в местах продаж. Осипов не назвал сумму рекламного бюджета компании, заявив лишь, что он составит около четверти рекламного бюджета LG. В следующем году эта цифра должна возрасти в полтора раза.

 

Дешевле завозить, чем производить

Главные конкуренты сингапурской компании не очень озабочены выходом на рынок нового игрока. «Не исключается, что Rolsen сможет отбить часть клиентов LG и Samsung. Вопрос в том, какой будет эта часть. Думаю, доля рынка этой компании по итогам года составит 2 – 3%, а при активной маркетинговой политике сможет дойти до 10%. Вряд ли в ближайшие два года им удастся поднять эту планку», – считает старший менеджер по маркетингу продукции отдела бытовой техники компании Samsung в России Михаил Платонов.

 Еще более скептически настроен коммерческий директор компании «Комфорт Сити» (официальный дистрибутор климатического оборудования LG в России) Валентин Волощенко: «Вряд ли в ближайшее время Rolsen сможет серьезно потеснить LG. У компании LG есть раскрученная марка и продукт европейского качества. Россиянам же свойственно недоверие к отечественной технике. Единственный аргумент в пользу Rolsen – это более низкие цены. Возможно, им и удастся выхватить долю рынка, но на лидерских позициях LG это не скажется».

Представители обеих компаний говорят о преждевременности открытия производства кондиционеров в России. «Сегодня дешевле завозить в Россию готовую продукцию, чем производить что-либо здесь», – заявил Волощенко. «Вопрос «производить здесь или завозить» связан с пошлинами, таможенной и инвестиционной политикой. Сегодня все расчеты показывают, что для таких компаний, как LG и Samsung, прямой импорт пока все же более выгоден. Как только ситуация изменится, компания сможет быстро наладить производство здесь», – прокомментировал Михаил Платонов.

 

Что такое Rolsen

Rolsen Electronics – один из самых молодых игроков на рынке бытовой техники. Холдинг S&W Holding, которому принадлежит контрольный пакет Rolsen, был основан в 1995 году. Штаб-квартира Rolsen находится в Сингапуре. Там же базируются и производственные мощности Rolsen, которые занимаются сборкой телевизионной, аудио- и бытовой техники. Компания позиционирует себя в секторе недорогой, но качественной продукции. Rolsen использует комплектующие известных японских фирм. В 1998 году совет директоров принял решение о создании собственного брэнда Rolsen. Руководство компании хочет в ближайшее время продвигать новый брэнд на рынках России, стран СНГ и Восточной Европы. В том числе S&W Holding собирается интегрироваться в промышленность стран, на рынки которых Rolsen продвигает свою технику. На общем собрании акционеров холдинга в марте 2000 года было принято решение о переводе нескольких линий по сборке телевизоров, кондиционеров и пылесосов в Россию.

 

Еще по теме