Top.Mail.Ru
архив

Хороших клиентов в России мало

Говорят, что президент инвестиционно-банковской группы «НИКойл» Николай Цветков никогда не опаздывает на встречи. Наверное, потому, что он бывший военный. Хотя удачливый бизнесмен на военного совсем не похож. Об армейском прошлом говорят разве что выправка и еще умение четко и организованно давать команды. Не исключено, что именно благодаря этому Цветкову удалось грамотно выстроить бизнес компании «НИКойл». Во всяком случае, она уже восемь лет успешно работает на финансовом рынке и входит в число известных инвестиционных компаний.

«Ко»: Сейчас много говорят о необходимости улучшения инвестиционного климата в стране. Между тем на российском рынке давно существуют и работают инвестиционные компании, услуги которых становятся все более востребованными. Корпорация, которую вы возглавляете, уже восемь лет работает на рынке. Судя по тому, что вы не только выжили, но и неплохо зарабатываете, какие-то условия для этого бизнеса в России все-таки есть?

Николай Цветков: Если коротко, то мы выжили потому, что каждый день создавали прибавочную стоимость. А если говорить серьезно, то без благоприятного инвестиционного климата работать действительно сложно. Впрочем, бизнес всегда приходится подстраивать под существующие условия. Замечу, что за те восемь лет, что существует наша корпорация, эти условия серьезно изменились. Но мы старались быть гибкими, что позволило нам избежать ситуаций, когда нормативная база, внешние условия, инвестиционный климат были бы непреодолимыми. Если творчески подойти к процессу и создать условия, когда и ты, и твои партнеры, и твои клиенты будут получать положительный результат от работы, то выход можно найти из любой ситуации. Конечно, постоянно меняющиеся условия заставляют часто модифицировать правила внутренней организации и работы на рынке. На это уходит время, это стоит денег. Порой замедляется динамика развития корпорации. Тем не менее нам удавалось успешно работать благодаря тщательному планированию каждого нашего шага. Иногда мы планировали на месяц – хорошо, если на полгода-год, но именно такая стратегия позволила инвестиционно-банковской группе относительно безболезненно пережить кризисные времена. Конечно, не обходилось и без потерь, но общий итог все-таки положительный. Главная задача нашей деятельности заключается в том, чтобы корпорация стабильно работала и приносила прибыль. Необходимым условием для этого является диверсификация бизнеса, более широкий охват секторов финансового рынка. Стратегия «НИКойла» в период с 1993 по 1997 год сводилась к развитию нашего бизнеса в рамках одной отрасли – нефтяной. Нефтянка – самая видная, самая прибыльная отрасль, которая регулярно оплачивала оказанные ей услуги. Кроме того, предприятия этой отрасли обладали необходимыми финансовыми и энергетическими ресурсами, а также профессиональными кадрами. В те годы активно формировался рынок нефтяной промышленности. Самыми крупными и интересными для нас были предприятия, которые были настроены на интеграцию и считали этот путь наиболее правильным для развития своего бизнеса. Эти процессы вели к созданию вертикально интегрированной компании. На первом этапе нашими клиентами были примерно 15 предприятий нефтяной отрасли, затем мы расширили свой круг деятельности, и таких предприятий стало больше тридцати. Среди них были и нефтедобывающие компании, и нефтеперерабатывающие заводы, и институты, а также предприятия нефтяного машиностроения, нефтепродуктообеспечения. А дальше процессы интеграции, происходившие в отрасли, позволили нам довести число клиентов до 50 – 55. Это были довольно крупные предприятия со своими финансовыми структурами, и нам пришлось серьезно потрудиться, чтобы «НИКойлу» поверили и стали пользоваться его услугами. Еще сложнее было получить доступ к святая святых – возможности управлять их акционерным капиталом. Но мы это сделали, работая и как финансовый консультант, и как инвестиционная компания. Нам удалось привлечь довольно объемные финансовые ресурсы. Большинство этих предприятий затем образовали нефтяную компанию «ЛУКойл» – это уже был результат интеграции в отрасли. Правда, «ЛУКойл» появился в результате интеграции только части предприятий. Наша же стратегия заключалась в том, чтобы охватить наиболее широкий клиентский сегмент в нефтяной отрасли, и последовательная работа позволила нам добиться этой цели: мы получили надежных партнеров и обеспечили своему бизнесу устойчивость. Наши клиенты расширяли свою долю на рынке – соответственно мы увеличивали свои активы, совершенствовали финансовые инструменты и отстраивали корпорацию. Теперь у нас довольно высокая капитализация. Я полагаю, что сегодня группа «НИКойл» является одной из самых надежных российских компаний.

«Ко»: Есть мнение, что в России не существует полноценных инвестиционных банков и компаний и прилагательное «инвестиционный» в названии многих из них совершенно не отражает сути их бизнеса. Что вы думаете по этому поводу?

Н. Ц.: Если компания зарабатывает деньги, то это значит, что ее услуги пользуются спросом на рынке, что они нужны, поскольку помогают развиваться экономике, и неважно, как себя такая компания называет. Это первое. Второе – в России постепенно внедряются международные правила ведения бизнеса. Мне кажется, что сейчас многие российские инвестиционные структуры (и «НИКойл» в их числе) практически полностью соответствуют принятому во всем мире стандарту. Но дело в том, что и рынок должен быть готов к работе по принятым во всем мире правилам. Проще говоря, высококачественный технологичный продукт должен быть востребован, и компании должны быть готовы платить за него соответствующую цену. Ведь инвестиционные компании работают в сфере услуг.

 «Ко»: Сильно ли отличается сегодняшняя ситуация от той, что была, скажем, пять-шесть лет назад?

Н. Ц.: В период с 1992 по 1997 год главным фактором, создававшим внутренние условия для ведения бизнеса, был передел рынка – во всех отраслях, не только в нефтяной. Сейчас этот процесс в основном закончен. Сформировались очаги устойчивого бизнеса практически во всех отраслях. Неопределенность осталась в малом и среднем бизнесе. Но это вопрос государственной политики по отношению к среднему и малому бизнесу. Надо создавать условия для того, чтобы все предприниматели захотели вывести свои средства из теневого оборота в нормальную систему движения капитала. Это очень важно, потому что малые и средние предприятия всегда являются двигателями развития экономики страны. Объясняется это тем, что средний и малый бизнес окупаются гораздо быстрее, чем, например, разработка нефтяных месторождений. В нефтянке срок окупаемости 7 – 10 лет, а в малом и среднем бизнесе 2 – 3 года.

«Ко»: Так, может быть, надо сделать ставку на средние компании? Можно ли сказать, что услуги инвестиционных компаний уже востребованы средними и малыми предприятиями?

Н. Ц.: О серьезной востребованности пока говорить рано. Дело в том, что консалтинговый бизнес в России очень дорогой. Например, наша команда, которая консультирует предприятия, состоит из очень высококвалифицированных специалистов, услуги которых стоят чрезвычайно дорого. К тому же из-за недоверия к принципам и правилам корпоративного управления сегодня в России существует дефицит инвестиций. К сожалению, малые и средние предприятия не имеют больших денег, чтобы платить квалифицированным консультантам. Поэтому сейчас мы работаем над тем, чтобы развивать финансовые технологии для поддержки малых и средних предприятий – факторинг, лизинг, кредитование, технологии консолидации бизнеса. Но ставить на это как на стратегию развития корпорации я бы не стал. У нас есть конвейерные технологии для малого бизнеса – типа факторинга. Мы готовы помогать менеджерам малых и средних предприятий в решении проблем, связанных с управлением бизнесом. Но хочу заметить: в этом деле нам не обойтись без поддержки государства, без специальных государственных программ, которые позволили бы создать систему образования, систему тренинга при высших учебных заведениях. Только тогда уровень корпоративного управления в масштабах страны станет выше.

«Ко»: То есть инвестиционный бизнес ориентирован все-таки на крупного клиента. А что происходит в этой сфере, каковы тенденции? За счет чего расширяется клиентская база, как вы привлекаете клиентов? Кто они?

Н. Ц.: Мы считаем, что сейчас «НИКойлу» нужно развивать бизнес в разных секторах финансового рынка. Мы определили для себя четыре основных сегмента рынка: фондовый рынок, инвестиционный и коммерческий банковский бизнес, развиваем свою сферу услуг для электронной коммерции. Что же касается клиентов, то «НИКойл» работает с целевыми клиентскими сегментами. Это наш принцип работы. Если же говорить о масштабности инвестиционного бизнеса, то надо отметить, что он действительно расширился. Все уже поняли, что надо уходить от ситуации, когда предприятия обрастали своими банками, инвестиционными и брокерскими компаниями, сервисными предприятиями и даже машиностроительными цехами. Это ушло в прошлое, и теперь начался нормальный процесс улучшения системы корпоративного управления, совершенствования бизнес-процесса, снижения издержек. Все это заставляет крупные организации внимательно отслеживать тенденции рынка и пытаться найти свое место в бизнесе. С начала 1998 года мы реализуем новый стратегический план, и динамика развития корпорации показывает, что движемся правильно. У нас устойчивый диверсифицированный бизнес. Я назвал четыре основных вида деятельности, но туда входит еще и частный банковский бизнес (private banking). В России довольно много состоятельных людей, у которых не так уж много времени, чтобы заниматься своими капиталами. Они нуждаются в услугах квалифицированных специалистов по разным вопросам. К примеру, после изменений в налоговом законодательстве все хотят иметь хорошую налоговую историю, чтобы активнее развивать свое дело. Особенно это касается малого и среднего бизнеса. Важное направление – коммерческий банковский бизнес. Он помогает нашей корпорации быть устойчивой в те периоды, когда фондовый рынок совсем падает. Найти инвестиционные ресурсы и вообще большие ликвидные активы очень тяжело. Но в последние полтора года коммерческий банковский бизнес достаточно доходен. Эффективным становится кредитование предприятий. «НИКойл» занимается повышением их ликвидности, оказывает факторинговые услуги. Мы активно работаем с предприятиями, занимающимися золотодобычей. Ведем работу по управлению ликвидностью на рынке ценных бумаг. Все эти направления деятельности позволяют нам быть менее зависимыми от состояния финансового рынка. Традиционный для нас инвестиционный банковский бизнес мы развиваем в фондовом и инвестиционном секторах. Фондовый сектор – это работа с российскими институциональными и частными инвесторами. Мне кажется, что сейчас хорошее время для частных вложений в бизнес: каждая семья может сформировать пакет ценных бумаг, который будет приносить стабильный доход. При этом чрезвычайно важным фактором является поведение государства. Последовательные шаги, которые предпринимают президент и правительство России, позволяют нам рекомендовать эти услуги. Кстати сказать, наши паевые инвестиционные фонды – самые крупные и надежные в России, они работают уже более семи лет. Еще одно направление нашего бизнеса – работа с предприятиями, которые занимаются электронной коммерцией. Это общемировая тенденция, за электронной коммерцией будущее, и нам это интересно. Думаю, что через 3 – 5 лет электронная коммерция будет одним из условий пребывания в бизнесе. Так что за это время мы должны развить технологии и создать систему финансовых услуг для клиентов, которые пользуются подобными каналами продаж.

«Ко»: Любопытно было бы узнать, насколько, по вашей оценке, востребованы сегодня услуги private banking? И каковы перспективы развития этого рынка?

Н. Ц.: Активно заниматься рекламой private banking пока рано – еще не сложились необходимые социальные условия, нет высокого уровня доверия между компанией и клиентом. Private banking сегодня является бизнесом по заявкам, то есть строится в основном на личном доверии.

 «Ко»: Вы сказали, что клиентский рынок уже поделен между компаниями. Вам, наверное, приходится бороться за новых клиентов? Ощущаете ли вы конкуренцию на этом рынке?

 Н. Ц.: И да, и нет. Дело в том, что в России еще велика сила личных отношений. Я думаю, что рыночные предложения и простое человеческое доверие соотносятся в российском бизнесе примерно как 50:50. Особенно на финансовом рынке. Если говорить о конкуренции, то она была всегда. Хороших клиентов в России мало, и за них всегда надо было бороться. С другой стороны, несмотря на то что у крупных клиентов есть свои финансовые институты, эти подразделения, как правило, не могут полностью удовлетворить все финансовые потребности большой компании. Конечно, они знают ситуацию изнутри и быстрее подстраивают свои бизнес-процессы под специфику отрасли. Наше же главное преимущество заключается в умении создавать совершенный продукт для любого инвестиционного, банковского или частного бизнеса. И конкуренция существует именно в этой сфере, поскольку уровень развития финансовых институтов в России сегодня достаточно высок, а качество их услуг не сильно различается. Кто сумеет предложить клиенту более полный комплекс услуг, отвечающий его потребностям, тот и будет иметь хорошие позиции на рынке. Мне кажется, это в полной мере относится и к нашей корпорации. И то, что мы были признаны лучшей финансовой корпорацией 2000 года, тоже говорит об успешности именно такой модели. Позволить себе иметь полную команду первоклассных специалистов может не всякая компания. Хорошие мозги дорого стоят. Если же говорить о корпоративном строительстве и развитии, то надо сказать, что мы занимаемся этим планомерно и последовательно в соответствии с нашим стратегическим планом. Сейчас процесс формирования команды «НИКойла» в основном завершен, благодаря чему мы более активно работаем на рынке, наращивая нашу клиентскую базу. Мы рассчитываем на рост бизнеса своей корпорации за счет роста бизнеса клиентов.

«Ко»: Был ли прошедший год успешным для компании?

Н.Ц.: Да, мы неплохо заработали.

 «Ко»: А вы не хотите продать компанию сейчас, когда у нее так выросла капитализация, и заняться каким-нибудь другим видом бизнеса?

Н. Ц.: Нет. Зачем? Мне нравится заниматься этим бизнесом, создавать новые финансовые инструменты, которые бы обеспечили российским предприятиям и лучшие условия для развития, и доступ к финансовым ресурсам.

Еще по теме