Хранители Казанского собора
Андрей Жевержеев, один из основателей и гендиректор компании "Морсервис", еще в детстве слышал рассказы о предках отца. Уже тогда он знал, что его родной дядя Левкий при жизни был владельцем редчайшей коллекции церковной утвари, которая после его смерти странным образом исчезла. Каково же было удивление Андрея Жевержеева, когда в 1990 году ему удалось не только обнаружить давно утерянное собрание, но и познакомиться с родственниками, принадлежащими к старинной династии Жевержеевых-Оловянишниковых.
Коренной москвич 51-летний Андрей Жевержеев годы юности, включая учебу в Морском училище имени адмирала Макарова и дальнейшую службу на флоте, провел в Петербурге, городе своих предков. Отец Андрея - Константин (1894 - 1974), архитектор по образованию, служил в царской армии.
Может быть, сказались гены отца - художника и архитектора, но в годы учебы Андрей с удовольствием посещал выставочные залы и музеи города на Неве. Не раз он заходил и в музей религии и атеизма, расположенный в Казанском соборе. Как выяснилось позже, почти все экспонаты музея были собраны усилиями его предков, но тогда Андрей не мог об этом даже догадываться. Случай, происшедший с ним через несколько лет, приоткрыл завесу родовой тайны и коренным образом изменил всю его дальнейшую жизнь.
В начале 90-х Андрей Жевержеев по долгу службы находился в японском городе Нагасаки. По иронии судьбы, именно в это время там должна была состоятся выставка, посвященная Тихоокеанскому флоту и исторической дружбе между Японией и Россией. Заместителем начальника выставки и ответственным за подбор экспонатов назначили Андрея Жевержеева.
"Помимо экспонатов из Эрмитажа мне поручили взять и несколько икон, которые некогда плавали на судах Тихоокеанского флота в годы русско-японской войны, а в то время хранились в Казанском соборе. Когда я приехал в собор, одна из служащих, услышав мою фамилию, спросила, какое отношение я имею к Ивану Алексеевичу Жевержееву. Я ответил, что это мой дед, и вот тогда-то мне и посчастливилось узнать, что в музее собора хранятся предметы, собранные на протяжении многих лет членами династии Жевержеевых-Оловянишниковых", - вспоминает Андрей Жевержеев.
Могучая семейка
Купцы Жевержеевы были одной из династий, члены которой активно принимали участие как в промышленной, так и в культурной жизни России XIX - начала XX века.
Основателем рода был Иван Алексеевич Жевержеев, который родился в 1838 году и владел парчово-ткацкой фабрикой, которая обслуживала практически все церковные приходы Петербурга. Долгие годы на фабрике изготавливали митры, кресты и архиерейское облачение для священников царского кабинета. "Поставщик Двора Его Императорского Величества, фабрикант, Потомственный Почетный Гражданин" - этот титул Иван Жевержеев унаследовал от старшего брата Алексея. При фабрике у Жевержеевых был и собственный магазин. Он располагался в здании, которое сохранилось в Питере и до наших дней в окрестностях Гостиного двора.
О жизни преуспевающего питерского фабриканта известно не слишком много. Женой Ивана Алексеевича была Софья Порфирьевна Оловянишникова. Порфирий Оловянишников также был влиятельным русским коммерсантом и придворным поставщиком. От этого брака у них родились три сына: Анатолий, Левкий и Константин - отец Андрея. О своем дяде Анатолии Андрею не удалось выяснить почти ничего, поскольку уже в 1918 году он эмигрировал в Польшу и прожил там всю свою жизнь. А вот Левкий Жевержеев - фигура знаменитая.
Левкий Иванович (1881 - 1942) посвятил себя продолжению фабричной деятельности отца. Вместе с фабрикой Иван Алексеевич передал старшему сыну коллекцию предметов прикладного искусства (в основном это были драгоценности и церковная утварь), которые начал собирать еще дед Левкия.
Крупный фабрикант, меценат и коллекционер, Левкий впоследствии стал одним из организаторов музея театрального и музыкального искусства в Петербурге и принимал участие в создании Троицкого театра миниатюр и Петербургского декоративного института. Именно благодаря его деньгам в 1910 году на сцене питерского театра "Луна-парк" впервые была поставлена задиристая пьеса юного Владимира Маяковского с одноименным названием.
В начале XX века Жевержеевы жили в трех городах - крымском Судаке, Харькове и Петербурге. В 1917 году все Жевержеевы, жившие на Украине, были расстреляны большевиками. В Петербурге в живых остался Левкий Жевержеев и его брат Константин. Левкия Ивановича спасло только то обстоятельство, что он был хорошим знакомым Луначарского. Однако это не помешало большевикам отнять у него годами собиравшуюся библиотеку, представлявшую собой личное собрание ценных книг. Видимо, благодаря все тому же влиятельному знакомству за Левкием все-таки сохранили должность заместителя директора Музея театрального искусства, которую он занимал до самой смерти.
Позже дочь Левкия, известная американская балерина Тамара Жевержеева, в своей книге мемуаров вспоминала отца как человека, который всю свою жизнь направлял все силы на дальнейшее развитие экспозиции музея. В нем же он умер от голода во время блокады Ленинграда. А музей, переименованный в Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, и сейчас располагается в здании Александринского театра.
Американская знаменитость
Балерина Тамара Жевержеева (1907 - 1997) прожила не менее бурную и интересную жизнь. Когда ей было только шестнадцать, она вышла замуж за прославленного балетмейстера Георгия Баланчина. В 1923 году они обвенчались в часовне Мариинского театра, а уже через год супруги эмигрировали в штаты вместе с труппой Сергея Дягилева. В Америке Тамара взяла псевдоним Жева. Квартира, в которой танцовщица жила в Нью-Йорке, была куплена ею на деньги, выигранные на ипподроме.
Брак Тамары и Георгия Баланчина оказался непрочным, но они оставались друзьями всю жизнь. Закончив карьеру балерины, Тамара Жевержеева долгие годы выступала как драматическая актриса. К концу жизни Жева увлеклась и живописью.
До 1989 года Андрей Константинович и не подозревал, что его двоюродная сестра жива. Но в 1983 году в нью-йоркском Metropolitan Museum проходила выставка экспонатов питерского Музея театрального и музыкального искусства. Попав на выставку, Жева обнаружила, что многие из работ коллекции некогда составляли частное собрание ее отца (в 1917 году Левкий вынужден был передать их в музейный архив).
Своим открытием она поделилась с журналистами. Это интервью показало Би-би-си и опубликовали несколько петербургских газет. "О существовании моей сестры мне сообщила теща, которая всегда слушала "Голос Америки", - вспоминает Андрей Жевержеев.
Андрею удалось повидаться с Тамарой только один раз: в 1995 году, через три года, Тамара Жевержеева скончалась.
Чей звонит колокол
Купеческий род Оловянишниковых, уже упомянутый выше, восходит к ярославским посадским людям XVII века. Упоминание о фабрике "П.И. Оловянишников и сыновья" до революции можно было встретить в справочнике "Вся Москва". Помимо производства церковной утвари и облачений на фабрике Оловянишниковых занимались химическим производством - изготовлением лаков и красок, однако их родовым и старейшим делом все же считалось литье колоколов. Достоверно определить дату основания колокололитейного производства до сих пор не удалось, но, скорее всего, Ярославский колокололитейный завод Оловянишниковых вполне может быть признан старейшим предприятием такого рода в России.
Благодаря браку между дочерью Порфирия Оловянишникова Софьей и Иваном Жевержеевым слились два рода знатных купцов и предпринимателей.
У Порфирия Оловянишникова было два родных брата: Иван (1871 - 1918) и Виктор (1874 - 1932). Именно поэтому с 1766 года семейный подряд носил название - "Фирма "П.И. Оловянишников и сыновья". После смерти главы семьи работу фабрики и магазина возглавил старший сын Виктор. Оловянишниковым принадлежал магазин в Москве на Никольской улице.
В 1913 году фирма Оловянишниковых выполнила заказ царской семьи на изготовление утвари к празднованию трехсотлетия Дома Романовых. За год до праздника Оловянишниковы наряду с другими известными фабрикантами участвовали в конкурсе (сегодня мы бы назвали его тендером) и выиграли его. Кроме утвари им было поручено строительство и оснащение храма-памятника. Для храма был отлит ансамбль колоколов и изготовлено паникадило в форме шапки Мономаха. Подобный заказ был настоящей удачей для фирмы. К сожалению, построенный Оловянишниковыми храм не дошел до наших дней. Зато самый большой колокол Ярославля, установленный на одном из соборов, своим звоном до сих пор напоминает об этой выдающейся династии.
На определенном этапе у Оловянишниковых не осталось ни одного продолжателя рода по мужской линии. Может быть, поэтому Андрей Жевержеев смог разыскать только одну-единственную наследницу Оловянишниковых - дочь Виктора Ивановича Веру Оловянишникову, которая сейчас живет в Париже.
Диво дивное, чудо чудное
Осенью 1992 года в одном из универмагов Цюриха проходила Петербургская выставка церковной утвари. Ее организовал владелец универмага. Впервые коллекция экспонатов Жевержеевых-Оловянишниковых, которая по сегодняшним меркам оценивается в несколько миллионов долларов, была вывезена из Петербурга и представлена заграничному зрителю.
Сам же Андрей Жевержеев владеет бизнесом, который не связан с крупными капиталами. Его компания уже десять лет специализируется на комплексном обслуживании моряков, прибывающих в Москву. Оформление виз, билетов и предоставление гостиниц - основная задача сотрудников компании.
Может, Андрею Константиновичу и не удалось организовать бизнес, хоть чем-то напоминающий дело, начатое его предками, но он не жалуется на судьбу. "Российское законодательство не позволяет по-настоящему развиваться мелкому бизнесу. Скорее всего, во времена моих предков быть предпринимателем было гораздо проще", - то ли в шутку, то ли всерьез говорит Андрей Жевержеев.