$ 73.88
 86.85
£ 96.06
¥ 69.60
 80.74
GOLD 1977.15
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
мнения

Когда откроют границы для туристов

Майя Ломидзе. Фото: РИА Новости Майя Ломидзе. Фото: РИА Новости

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе рассказала «Компании» о том, как туриндустрия переживает «идеальный шторм» и какие новые возможности открывает кризис для путешественников в этом сезоне.

Как туристическая отрасль переживает пандемию?

— Пандемия продолжается, и сроки ее окончания неизвестны. Яркие примеры — Израиль и Казахстан, которые начали постепенно открываться. Израиль даже был готов озвучить сроки принятия иностранных туристов, но был вынужден закрыться и вернуть ограничительные меры в связи со вспышкой COVID-19. Непонятно, будет ли вакцинация способствовать завершению кризиса и когда она начнется. Поэтому туристическая отрасль как России, так и всего мира находятся в самом его эпицентре.

Если брать только российский рынок, то сейчас в наилучшей форме остается внутренний туризм. И если в мае у нас были совсем пессимистические прогнозы, то сейчас можно сказать, что сезон, с учетом сложившихся обстоятельств, в принципе состоялся. Выездного и въездного туризма сейчас просто не существует. Самый сильный удар пришелся по въездному туризму — пока не откроется авиасообщение с другими странами и регионы не будут готовы принимать иностранных граждан, о его возрождении невозможно говорить.

Появились сообщения, что гостиницы и санатории, например Краснодарского края, ощутив себя монополистами, подняли цены в 1,5-2 раза.

— Не могу с вами согласиться. Рост цен затронул довольно ограниченную категорию объектов размещения, которые и так относятся к высокому ценовому сегменту рынка. Сейчас мы видим три поведенческих модели потребителей. По нашим оценкам, 40 % из них — это те, кто готов ехать хоть куда, вопрос безопасности не первостепенный, главное, чтобы хватило средств. Еще 40 % туристов всерьез относятся к распространению коронавируса, они отслеживают ситуацию, смотрят, где безопасно, а где нет. Это тоже достаточно бюджетные потребители, которые выбирают либо экономные, либо средние по цене варианты, но их главный выбор: отдых должен быть безопасным. Оставшиеся 20 % — обеспеченные туристы, и их поведенческая модель останется неизменной даже после открытия границ и возобновления авиасообщения. Им важны безопасность и комфорт. Они выбирают дорогие объекты размещения во всех регионах, которые открылись для посещения. Спрос в этом сегменте настолько превышает предложение, что дорогие объекты размещения раскуплены уже до конца августа, и именно на них взлетели цены. Это произошло потому, что для таких потребителей цена не является важным фактором. Если не учитывать эту категорию туристов, для остальных цена в этом году оказалась ниже или на уровне 2019 года.

Мне всегда казалось, что по большей части внутренний туризм — личное дело самих граждан, которые предпочитают обходиться без турагентов и туроператоров.

— Традиционно самостоятельные туристы составляли до 90 % общего внутреннего потока. Но начиная с 2014 года доля организованного туризма постоянно растет и сейчас составляет 20 %, а по итогам всего сезона 2020 года, как я предполагаю, достигнет 25 %. Туроператор, как оптовый покупатель, научился и на внутреннем рынке получать конкурентные преимущества по сравнению с самостоятельным туризмом.

Рост доли организованного туризма обеспечат такие направления, как Калининградская область, в которой «Библио-Глобус» сейчас предлагает туры на неделю в трехзвездный отель за 10-12 тыс. руб. с перелетом. Таких цен не было никогда, самостоятельный турист за такую цену никогда не сможет «собрать» поездку.

Это год противоречий и контрастов. C одной стороны, безусловный кризис, с другой — при поддержке Ростуризма появились чартерные рейсы на не массовые ранее направления. Это Бурятия, Алтай, тот же Калининград и Хакасия, которую вообще никто никогда не воспринимал как туристическое направление. И цена тура в эти регионы стала сопоставима с ценой авиабилета туда-обратно. Например, в прошлом году в высокий сезон цена билета в Улан-Удэ начиналась от 35 тыс. руб. Сейчас неделя отдыха с перелетом, проживанием, экскурсиями и выездом на Байкал стоит от 42 тыс. руб. Понятно, что по итогам сезона за счет этих направлений не будет миллионного потока, там не такая большая емкость объектов размещения. Но это хорошая возможность получить во время кризиса дополнительный турпоток.

Получила ли отрасль поддержку со стороны государства?

— Все многочисленные пакеты поддержки бизнеса, которые многократно озвучивались за время режима самоизоляции, оказались косметическими. Туристический рынок, не только туроператоры и турагенты, но также гостиницы и транспортники, попали в «идеальный шторм», который начался раньше карантина. Нефтяной кризис привел к скачку курса доллара еще 9 марта — и уже на тот момент он привел к автоматическому снижению спроса, и так невысокого на тот момент. Затем последовало закрытие стран и рост объема обязательств перед теми, кто купил туры, но не может ими воспользоваться, это коснулось как выездного туризма, так и въездного.

Весь туристический бизнес барахтается в этом «идеальном шторме», вокруг шумит-гремит, а меры поддержки похожи на досочку, которую ему подложили, чтобы он мог хоть немного отдохнуть и удержаться на плаву. Но на этой доске никуда не выплывешь.

Это особенно очевидно в тех ситуациях, когда у компании есть реальные активы и кредитная история. Я имею в виду объекты размещения. Налоговых каникул их владельцам так никто и не дал, была предоставлена только отсрочка, озвученное снижение налоговых ставок до них еще не дошло. Все, что было сделано, — предоставлены кредиты и субсидии по зарплатам сотрудникам в размере 12 тыс. руб. Но большую финансовую дыру, в которой оказался туристический бизнес, такими мерами поддержки невозможно закрыть даже на 50 %.

Роспотребнадзор на днях определил список из 15 стран, авиасообщение с которыми может начаться в первую очередь. В нем нет так желанной россиянами Турции, но почему-то есть Монголия, в которой зафиксированы случаи заболевания чумой. Что вы думаете на этот счет?

— Сейчас ситуация меняется очень быстро, и этот список, возможно, уже неактуален. Напомню про ситуацию в Израиле и Казахстане. Страны объявляют сроки открытия границ, дальше происходит вспышка заболеваемости, и все карантинные меры возвращаются обратно. Мой прогноз остается неизменным даже после заявления спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о том, что Россия готова к взаимной работе по открытию границ с другими государствами. То есть авиасообщение в первую очередь может быть открыто с теми странами, которые готовы принимать жителей России и отправлять к нам своих граждан.
Что же касается списка Роспотребнадзора — все почему-то сразу решили, что это те страны, с которыми авиасообщение откроется прямо сегодня. Но это не так. Это список стран, которые Роспотребнадзор счел соответствующими своим критериям безопасности. Но в письме Роспотребнадзора, так же как в письме Минтранса, которое не получило такого широкого распространения, ничего не говорится о возможных сроках начала авиасообщения. В том числе потому что большинство перечисленных стран не готово принимать наших граждан.

Наконец, есть этапность открытия границ. Многое зависит, в частности, от того, как будут развиваться события после открытия для других регионов Краснодарского края, где сейчас на пляжах просто яблоку негде упасть. Много людей там отдохнули, потом вернулись в свои регионы. Мы пока не знаем, что будет дальше, и очень надеемся, что не будет вспышки заболеваемости COVID-19. Но первый этап открытия международного авиасообщения, о котором говорится в письме Минтранса, однозначно займет больше двух карантинных недель, когда, как принято считать проявляется заболевание. Хотя, повторяю, сроки в нем не указаны.

Таким образом, чтобы прогнозировать открытие сообщения хотя бы с какими-то популярными туристическими странами, нужно, чтобы выполнялись три фактора. Роспотребнадзор должен признать их безопасными для посещения, эти страны должны быть готовы принять туристов из России, и у нас самих не должно произойти ухудшения эпидемиологической ситуации. И уже затем может быть создан график открытия авиасообщения. Все это занимает время, поэтому, я считаю, что, по самому оптимистическому сценарию, это произойдет не ранее чем в сентябре.

Вы упомянули об эпидемиологической ситуации. Многие говорят о большой вероятности второй волны пандемии. Тогда можно ожидать возвращения карантинных мер, в том числе закрытия границ между российскими регионами. Что ждет туристическую отрасль в такой ситуации?

— Вокруг коронавируса так много домыслов и он до сих пор так мало изучен, что говорить о дальнейшем развитии событий с какой-то определенностью сейчас невозможно. Хотя я согласна с кем-то из медиков в утверждении, что если и говорить о второй волне, то только, по аналогии с «испанкой» (грипп, эпидемия которого началась в 1918 году, от него погибли до 100 млн человек. — «Ко»), — только через год. То есть то, что происходит сейчас и будет происходить в ближайшие месяцы, — это не вторая волна, а продолжение первой. Люди продолжают заболевать, и нет ни одной страны, где в течение продолжительного периода был бы нулевой прирост заболевших.

Мы можем только предполагать, будет ли вспышка пандемии. Теоретически это возможно, но вероятность я не могу оценить. Этот кризис привел к появлению целого букета парадоксов. Это не только появление внутренних чартеров, но и отсутствие стратегического планирования.

Сейчас возможны только тактические, краткосрочные решения.

Если будет очередная вспышка, надеюсь, будут приняты какие-то дополнительные меры поддержки. Да, это будет еще более серьезный удар по отрасли по сравнению с тем состоянием, в котором она сейчас находится. Раньше мы прогнозировали, что около 30 % участников рынка перестанут работать, поскольку туристов нет, отсутствуют постояльцы в гостиницах и пассажиры в транспорте. Но если будет вспышка, о которой мы говорим, то как минимум 50 % участников рынка останутся без работы.

Тем не менее, с учетом огромного количества факторов неопределенности, остается один фактор, в котором наши аналитики не ошиблись и уверены в том, что он и дальше будет действовать. Это желание людей путешествовать.