Top.Mail.Ru
архив

Конечная остановка

NEXT STOP Belarus ("Следующая остановка - Белоруссия") - так озаглавлена редакционная статья газета The Washington Post на весьма актуальную тему. Разумеется, предыдущей остановкой была Югославия, хотя правильнее было бы сказать "Сербия", так как никто уже не сомневается, что после отторжения Косова Черногория также выйдет из состава Югославской Федерации.

Значит, следует быть готовыми к выступлениям и демонстрациям, которые сначала потрясут, а затем и сметут того, кого The Washington Post называет "помпезным диктатором, узурпировавшим власть в Белоруссии".

Первый этап кампании развернется на предстоящих парламентских выборах, которые должны состояться в воскресенье. Эти выборы американская газета уже поспешила окрестить phony, то есть сфальсифицированными. Второй и заключительный этап намечен на следующий год, когда заканчивается мандат - также, понятно, "недействительный" - президента Белоруссии Александра Лукашенко.

Если, как пишет газета, "Запад окажет решительную поддержку демократическим силам и откажется признать сфальсифицированные результаты выборов, граждане Белоруссии смогут найти в себе силы, чтобы последовать примеру сербов". Таким образом, по словам газеты, начнется движение, которое неминуемо приведет к ликвидации последней аномалии на политической карте Европы. Чтобы начать эту кампанию, в распоряжении США имеется целый арсенал средств, который, несомненно, будет задействован, особенно если на президентских выборах победит Эл Гор, занимающий не изоляционистскую позицию.

В эпоху информационно-коммуникационной революции ни одному диктатору не удастся ограничить своим подданным доступ к информации, поступающей извне по разным каналам. Государственная монополия на информацию в Белоруссии будет, несомненно, разрушена, особенно если принять во внимание тот факт, что республика находится практически в окружении, за исключением границы с Россией. В Минске уже не понадобится, как в Белграде, бомбить телевизионный центр.

Тем не менее уверенному в своей правоте Западу придется пустить в ход все методы - от мягкого до грубого давления, от политических акций до нелегальной поддержки оппозиционных сил, - чтобы достичь желаемого результата. Ибо, как совершенно откровенно добавляет Washington Post: "Что может более соответствовать интересам США, включая и интересы национальной безопасности, как не мирный, демократический и свободный европейский континент?"

Удивляться несколько преувеличенному акценту на "национальную безопасность" Америки, когда речь идет о несопоставимом экономическом и политическом весе десятимиллионной Белоруссии, не приходится. Сербов тоже не более 10 млн, но на их укрощение не пожалели средств. Если верить немецкому журналу Spiegel, на поддержку Коштуницы и сербской оппозиции Германия затратила DM20 млн. Еще $30 млн затратили США.

И понятно почему. Дело не в том, насколько глубоко укоренилась "инфекция" (это не мое выражение, а уже широко распространенный термин во всех западных средствах массовой информации), речь идет скорее о принципе: недостаточно победить ее - надо извести ее под корень. Это можно сравнить с лечением антибиотиками: если ты прерываешь лечение, то рискуешь заработать осложнения и аллергию.

Для подобной цели - вчера в Югославии, сегодня в Белоруссии - под звон долларов щедро раздаются обещания содействовать благополучию страны, если она будет следовать принципам Запада. Оппозиционным партиям будет предоставлена как финансовая, так и иная помощь - с учетом их "демократической неопытности", а также того, что им противостоит "криминальный режим, узурпировавший власть".

Для других - от самого "диктатора" Лукашенко до его сторонников, которые, несомненно, "несут ответственность" за происходящее (совершенно неважно, что их большинство), - заготовлены угрозы наказания. Таким образом, в проведение избирательных кампаний можно будет внести хаос, заставить власти перейти к обороне, вынудить их прибегнуть к мерам, которые будут выглядеть как ограничение свобод и вызовут, естественно, международное осуждение.

Что это - вмешательство во внутренние дела суверенного государства? Ограниченный суверенитет, как говорили в прошлом? Ну что вы! Ограниченный суверенитет - это зло, если его навязывают злые люди. И потом, разве глобализация не предполагает ограничения суверенитета всех государств? (Вернее сказать, почти всех.) Кроме того, после Косова уже нет необходимости в легитимизации средств для установления прав и свобод. Достаточно НАТО, которая по определению является защитником западных ценностей.

Будущей белорусской демократии предлагается положиться на "внешнюю силу", которая обеспечит ей прогресс и процветание. По правде говоря, как Сербия, так и Белоруссия могли бы положиться на другую "внешнюю силу", которая способна сыграть определенную роль в перевоспитании этих европейских дикарей. Я имею в виду Россию. Однако она не в состоянии раздавать деньги направо и налево и не может обещать немедленного процветания, как не может похвастаться своими демократическими достижениями после десяти лет правления любимца Запада Бориса Ельцина.

Впрочем, и попытки Владимира Путина несколько остудить энтузиазм американцев по поводу победы над сербами (а не только над Милошевичем) очень раздражают американских наблюдателей. "Усилия российского президента всеми силами спасти сербского диктатора, - пишет Джим Ходглэнд в The Washington Post, - подтвердили самые худшие опасения официального Вашингтона относительно того, как Путин представляет себе демократию и какими способами он собирается ее обеспечивать".

Вот почему в случае с Белоруссией России без лишних церемоний будет сказано, чтобы она не вмешивалась. Ее черед выступать в роли дикаря, приручаемого цивилизацией, пока не пришел. Но обязательно придет - это вопрос времени. Ведь американцы убеждены в правоте своей миссии и совершенно безжалостны к тем, кто препятствует ее осуществлению. Они, как и коммунисты, стремятся осчастливить всех нас, не спрашивая, хотим мы того или нет. И не случайно в заголовке The Washington Post фигурирует next stop, а не last stop. Потому что the last stop, конечной остановкой, будет именно Россия.

Перевел: Сибирев Сергей

Еще по теме