Top.Mail.Ru
архив

Сочи ближе, чем Анталья

Нынешний сезон отчетливо показал, что туристический рынок практически полностью восстановил докризисные объемы. Туристы с удовольствием отдыхали в Турции, Испании, Хорватии. Но главной сенсацией сезона стал "русский бум". У наших туристов пользуются повышенным интересом черноморские курорты, а в Москву и Санкт-Петербург вновь потянулись иностранцы. Произошли перемены и в выездном туризме. Страны шенгенской зоны уступили позиции своим балканским соседям.

Испанцы плохо начали, но хорошо кончили

Визовая неопределенность (постоянная смена "правил игры") негативно сказалась на популярности шенгенских направлений. Почти в два раза снизился рейтинг Греции. Италия потеряла 20% потенциальных туристов, Почти столько же любителей отдыха недосчиталась и Франция. Зато увеличилось число желающих посетить Болгарию. Эта страна, занявшая 6-е место в рейтинге, привлекает россиян разумными ценами на отдых и гораздо более мягким климатом, чем другие курорты. Турция прибавила 7% голосов. Открытием летнего сезона стала Хорватия, утроившая рейтинговые результаты, несмотря на отсутствие туристического офиса в Москве и минимум рекламы.

Правительство Хорватии постоянно помогает развитию туристического бизнеса. Русские туристы нужны этой стране. Они приносят гораздо больше прибыли, чем другие иностранцы. Традиционно отдыхающие в Хорватии немцы и итальянцы предпочитают дешевые турпакеты, они живут в кемпингах. По словам директора туристического департамента компании "Флайрост" Татьяны Корпелайнен, основную ставку в компании делают на следующий сезон. По всем прогнозам, хорваты намерены серьезно заняться восстановлением туристической инфраструктуры.

Наблюдателей неприятно удивили две страны - Тунис и Кипр. Провал Туниса вполне объясним: туристические службы этой страны почему-то считают, что туры на родину Ганнибала будут продаваться сами собой. Цены на турпакеты сравнимы с египетскими, но при этом Египет оказывает своим компаниям поддержку в области рекламы и PR, а Тунис нет. Поэтому если Тунис не поменяет свою рекламную политику, то вскоре тунисские красоты займут последние места в рейтингах предпочтений российских агентств.

Странная история приключилась с Кипром. Эксперты информационной службы "БАНКО" говорят, что массированная рекламная кампания, проведенная московской фирмой "Натали турс" перед началом сезона, произвела на московские турфирмы сильное впечатление. Опросы, проведенные службой "БАНКО" перед сезоном, показали, что фирмы оптимистично оценивали рейтинг Кипра нынешним летом. Однако фирмы ошиблись. Рекламная кампания не произвела должного воздействия на умы потребителей. Кипр не стал "хитом сезона".

В итоге агентства, не сумевшие найти "своего туриста", переориентировались на другие страны. В том числе на Испанию. По словам директора ИС "БАНКО" Татьяны Димитровой, итоговый рейтинг страны оказался выше всяческих прогнозов. Это объясняется тем, что ожидания относительно рейтинга Испании перед сезоном были сильно занижены. В начале апреля вокруг чартерных рейсов в Испанию разразился настоящий скандал. Противоречия между российской и испанской сторонами привели к сбоям в расписании полетов и "подвесили" рынок в состоянии неопределенности. Второе место по итогам сезона и 17,6% голосов - это очевидная заслуга испанских дипломатов, старающихся привлечь русских туристов.

Неплохо смотрелись этим летом экскурсионные программы по Чехии и Франции. Хорошие перспективы у Финляндии и других стран Северной Европы.

"Еду я на Родину..."

Сенсацией летнего туристического сезона стало увеличение въездного туризма. По данным туристических компаний, в прошлом году Россия приняла от 500 до 700 тыс. иностранных туристов. В 2000 году число иностранных туристов увеличилось на 30%. Туристические компании связывают рост интереса к русской экзотике с улучшением политической и экономической ситуации в стране.

Российские туристы, в свою очередь, с удовольствием осваивали курорты Краснодарского края: Сочи, Туапсе, Геленджик. С черноморскими курортами конкурируют другие популярные центры отдыха в России - Москва, Санкт-Петербург, города "Золотого кольца". Как заметила Натэла Шенгелия, начальник департамента туризма Министерства экономического развития и торговли РФ, активно продвигают себя Поволжье, Карелия, северо-западные регионы, а также Калининград и Владивосток. На несколько недель вперед расписаны круизы на теплоходе по сибирским рекам. Туристы с удовольствием посещают Астрахань и Самару.

По словам пресс-секретаря Российской ассоциации туристических агентств (РАТА) Ирины Тюриной, теперь Сочи, Анапа и Подмосковье занимают около 50% объема продаж туристических компаний. Отправка путешественников на Черноморское побережье довольно выгодна для турфирм, и этот сегмент рынка продолжает расти. В прошлом году на российских курортах отдохнули около 10 млн человек. В 2000 году, по прогнозам Национальной курортной ассоциации, эта цифра должна увеличиться на 10%. Как заметил директор туркомпании "Бюро путешествий "Ориент" Виктор Семагин, в Сочи высокий сезон продолжался до середины сентября. Хотя по сравнению с прошлым годом ажиотаж несколько спал. Прибыль от работы с российскими курортами примерно такая же, как от эксплуатации зарубежных направлений. Дело в том, что продолжительность отдыха в том же Сочи в среднем составляет 12 дней. А цены на проживание сравнимы с недорогими турецкими отелями.

Впрочем, идеализировать Сочи не стоит. К недостаткам этого направления можно отнести повышение цен на авиабилеты и весьма средний уровень сервиса. По мнению Виктора Семагина, уровень комфорта местных отелей вряд ли в ближайшее время сильно возрастет. Другие эксперты придерживаются более оптимистичных оценок. "Сейчас начался приток средств в туриндустрию. Инвесторами выступают крупные российские компании. "Газпром", например, выстроил цепочку современных гостиниц от Сочи до Анапы. Управление делами президента возводит комплексы в Подмосковье, Москве, по городам "Золотого кольца", на Черном море, - говорит Сергей Шпилько, президент РАТА. - Объем инвестиций в гостиничное хозяйство достигает сотен миллионов долларов".

Греки бьют по своим

Визовые скандалы становятся для российского туристического рынка обыденным явлением. В прошлом сезоне отличились итальянцы, и уже тогда сбои с оформлением виз наметились у греков. Но в греческом консульстве почему-то были уверены, что серьезных проблем с отправкой российских туристов на их направлении не возникнет. В реальности скандал произошел в нынешнем сезоне. Сейчас в консульстве Греции в Москве сложилась критическая ситуация с оформлением документов российских туристов. За четыре дня - со 2 по 5 октября - генеральный консул Александрос Катранис четырежды менял правила сдачи документов на визы и резко ограничил количество принимаемых паспортов, не предупредив об этом туристические фирмы. Кроме того, генеральный консул объявил, что все соискатели визы в Грецию независимо от места жительства обязаны явиться на персональное собеседование.

По словам туроператоров, у них "земля горит под ногами", поскольку г-н Катранис объявил, что в связи с нехваткой сотрудников консульство готово принимать у турфирм не более 150 паспортов в день, и это при том, что сейчас, в межсезонье, на чартерных и регулярных рейсах в Грецию еженедельно отправляются не менее 2000 человек. И если продажу туров остановить можно, чтобы не создавать форс-мажора в отношении клиентов, то что делать с оплаченными самолетами и отелями? Руководители турфирм убеждены, что, ограничив прием документов, генконсул по непонятным причинам фактически ввел квоту на посещение Греции российскими туристами. Судя по тому, что в греческом консульстве в Санкт-Петербурге никакое собеседование не введено, действия г-на Катраниса представляют собой скорее чиновничий произвол, чем проявление государственная политики Греции. Неудивительно, что в 2000 году по сравнению с 1998 годом поток российских туристов в Грецию сократился почти на 50%. Между тем еще 14 февраля 2000 года на своей первой встрече с представителями турбизнеса России генконсул Греции обещал заранее сообщать фирмам обо всех планируемых нововведениях.

Генеральный директор компании "Маяк" Леонид Беленький сообщил, что г-н Катранис ни разу не высказывал турфирмам претензий по поводу того, что их клиенты остаются в Греции на нелегальную работу. Как выяснилось, ни у кого из присутствующих на встрече таких случаев и не было. Те, кто намеревается остаться в Греции, чаще оформляются как частные лица, а не через турфирмы. Теперь же, по мнению генерального директора компании "Амботис" Димитриса Теодоридиса, процент нелегалов будет расти, поскольку уменьшается количество настоящих туристов.

Директор компании "Русский Холидей" Виктор Загребин выразил мнение, что политика генконсула бьет по экономике не только российских, но и греческих предпринимателей. Большие финансовые потери понесут отели, принимающие туристов из России, и другие объекты туристической инфраструктуры страны. Но это еще не все. Как известно, после экономического кризиса в России греческие меховщики оказались на грани разорения, поскольку резко упал спрос на их продукцию, ориентированную на российский рынок. В этой ситуации правительство Греции сочло необходимым поддержать своих производителей. Им было разрешено выплачивать уже взятые кредиты с отсрочкой и небольшими суммами, а новые кредиты выдавали на льготных условиях. Кроме того, производители шуб были освобождены от обязательных отчислений из фонда заработной платы. В 1999 году Европейский союз выделил Греции деньги на рекламу меховых изделий. Сейчас, когда спрос на шубы и на так называемые шубные туры в России восстановился, политика г-на Катраниса явно вошла в противоречие с государственной политикой Греции. В начале октября президент расположенного в Касторье крупнейшего центра торговли меховыми изделиями "Эдика" Николаос Зулумис направил г-ну Катранису письмо. В нем содержится убедительная просьба не срывать только-только восстановившийся спрос россиян на продукцию греческих меховщиков. Кроме того, партнеры российских турфирм в Греции обращаются в МИД страны с просьбой повлиять на ситуацию с оформлением виз, сложившуюся в генконсульстве в Москве.

Еще по теме