Top.Mail.Ru
мнения

Конец золотой паники в США

Фото: 123rf/Legion-media Фото: 123rf/Legion-media
Алексей Вязовский — вице-президент Золотого монетного дома

Как известно, в марте и начале апреля в Штатах наблюдался острый дефицит драгоценных металлов. Пандемия коронавируса прервала логистические цепочки: часть шахт встали на карантин, закрылись аффинажные заводы, приостановили работу монетные дворы... В результате золото с серебром, в первую очередь в слитках, перестали поступать в США из других стран. При этом американские биржи — крупнейшие по обороту драгоценных металлов в мире. Именно на них определяется мировая цена золота.

Прекращение поставок уменьшило объем торгов на бирже Comex с 47 до 25 млн фьючерсных контрактов в день, а также расширило спред между рынками «бумажного» (Нью-Йорк) и «физического» (Лондон) золота. Ситуация дошла до того, что июньские фьючерсы оценивались на 20 долларов/унция ниже августовских и стали дешевле спотового курса (сами цены выросли в 2020-м году на 17 % и достигли уровня 1750 долларов за тройскую унцию). Поэтому крупные игроки на бирже стали сомневаться в эффективности своих инвестиций, а некоторые так и вовсе объявили об уходе с американского рынка. Отметим, что такие инвестиционные банки, как JPMorgan, HSBC и другие, владеют более 30 % контрактов на бирже Comex, хеджируя таким образом свои позиции на лондонском рынке.

Но надо отдать должное организаторам торгов. Они предприняли максимальные усилия и решили проблему дефицита.

За последний месяц физический металл буквально наводнил США, так как трейдеры поспешили заработать на арбитраже. За период, прошедший с конца марта, в хранилища Comex поступило около 550 тонн золота, что эквивалентно 30 млрд $ при сегодняшних ценах. Этот объем примерно аналогичен всей мировой добыче за этот период.

Эти события спровоцировали шорт-сквиз во фьючерсах на золото, которые превысили лондонские спот-цены на 70 $ за унцию.

Смысл шорт-сквиза заключается в арбитражной операции — покупке золота по спотовой цене за пределами США с одновременной продажей фьючерсов на Comex намного выше. Масштабы этих сделок нашли отражение в биржевой статистике, цифрах по экспорту/импорту, а также отчетах транспортных компаний и операторов хранилищ. В прошлый четверг трейдеры заявили о намерении поставить 2,8 млн унций золота для погашения проданных июньских фьючерсов. Этот объем стал рекордным за всю историю ведения статистики с 1994 года!

В апреле экспорт золота из Швейцарии в США резко вырос и достиг рекордного значения в 111,7 тонн. Данные по импорту США за апрель еще не вышли, но уже по итогам марта чистый приток драгметалла в страну составил 3 млрд $, что стало еще одним рекордным значением как минимум за последние десять лет.

Рынок золота, очевидно, и дальше будет лихорадить. В Штатах ширятся массовые волнения на расовой почве, США все еще остаются лидером по темпам заболеваемости коронавирусом. В этой ситуации доверие к финансовой системе и в первую очередь к доллару продолжает ослабевать. Население спасается, закупая слитки и золотые инвестиционные монеты.

Дефицит последних, кстати, продолжает расти: наценка на типовую унцовую монету «Американский орел» достигает 100 долларов. Это говорит о том, что котировки золота и в долларах уже подходят к своим историческим максимумам (в евро и рублях они уже побили все прошлые рекорды).

Представляется, что летом биржевые цены пробьют уровень 1900 долларов за унцию, и это, в свою очередь, вызовет новый ажиотаж на рынке. Если случится вторая волна коронавируса и новый карантин с закрытием границ, слитки и монеты вновь исчезнут из продажи. И тут трейдеры-арбитражеры уже не смогут спасти ситуацию с поставками драгоценного металла.