Top.Mail.Ru
архив

Корпоративные мозги

Сегмент корпоративного обучения переживает не лучшие времена. Работодатели как никогда прежде заинтересованы в "апгрейде" сотрудников, но уже не могут позволить себе дорогостоящие образовательные программы. Это обстоятельство вынуждает учебные заведения меняться к лучшему.

   Подводя первые итоги последствий кризиса, учебные заведения поставили неутешительный диагноз корпоративному образованию. Снижение затрат компаний на обучение своих сотрудников, по разным оценкам, составило 30 - 45%. "За период кризиса в первую очередь пострадали те наши слушатели, за которых платили крупные компании, - рассказывает заместитель декана факультета инновационно-технологического бизнеса (ФИТБ) Академии народного хозяйства при правительстве РФ Константин Хомкин. По его словам, рынок корпоративного обучения до сих пор "скорее мертв, чем жив". Наталья Комарницкая, консультант Morgan Hunt, говорит, что в тренинговом сегменте падение составило около 50%, а многие игроки вообще ушли с рынка. По данным мартовского исследования компании "Амплуа-Брокер", затраты на обучение персонала в целом снизились на 40%. В Международной школе бизнеса Финансовой академии при правительстве РФ, чьи основные корпоративные клиенты - банки, отмечают, что в этом сегменте наблюдается падение более чем на 60%. Доля корпоративных программ в портфеле ИЭФ "Синергия" до 2009 года составляла около 25%, но к настоящему моменту она снизилась до 10%, и в основном это краткосрочное обучение. Самыми "стойкими" клиентами оказались компании FMCG-сектора, продемонстрировавшие наименьшее сокращение расходов. Однако даже те фирмы, которые приняли решение не "кромсать" данную смету, во многих случаях заморозили траты до III квартала 2009 года. Ясно, что ждать восстановления рынка можно только со стабилизацией экономической ситуации. При этом многие эксперты отмечают, что пик урезания бюджетов на корпоративное обучение пройден. Проректор по корпоративным программам Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" Анна Воронина говорит, что в отличие от бизнес-семинаров, тренингов, корпоративных мероприятий, количество которых резко упало, большие проекты, хотя и были заморожены в ряде компаний на 2-3 месяца, с февраля-марта 2009-го стали реализовываться в соответствии с планами. По прогнозам МИРБИС, в 2010 году такой продукт, как "корпоративные программы для управленцев", может даже продемонстрировать некоторую положительную динамику. Участники рынка также отмечают, что хотя компании восстанавливают программы, но становятся более разбочивыми в выборе образовательных подрядчиков.

УМ ЗА РАЗУМ

   "Преимущество корпоративного образования в том, что оно призвано решать реальные задачи реального бизнеса, а не готовить персонал к гипотетически возможным с точки зрения науки ситуациям, - говорит исполнительный директор программы "Доктор делового администрирования" ВШКУ АНХ при правительстве РФ Светлана Коробейникова. - Обучаясь за собственные деньги, сотрудник уже не так жестко связывает свое будущее именно с данной фирмой, у него появляется моральное право искать себе лучшее место. Поэтому, если компания делает ставку на сотрудника всерьез и надолго, лучше, на мой взгляд, "привязать" его и возможностью развиваться за ее счет". В кризис серьезные корпоративные клиенты стараются не экономить на обучении сотрудников, другие пытаются обойтись "малой кровью". "Крупные компании, которые имеют возможность вкладываться в развитие сотрудников, держат сумму затрат на обучение на прежнем либо чуть сниженном уровне (10 - 25%) - в среднем от 60 000 до 100 000 руб. в год на человека, - рассказывает проректор НОУ "ВПО "ИЭФ "Синергия" Вадим Афанасьев. - Компании-"валенки" "уронили" эту сумму практически до нуля, разве что периодически пытаются "стегать" своих продажников соответствующими тренингами, которые системный результат для компании, естественно, не гарантируют". "В условиях кризиса значение квалифицированных кадров еще более возрастает. Только располагая сплоченным коллективом профессионалов, компания может сохранить устойчивое положение вне зависимости от любых рыночных потрясений, - рассуждает Софья Кадыкова, HR-директор российского представительства Pfizer. - Таким образом, ориентироваться на развитие персонала и планировать соответствующий бюджет необходимо при любой экономической ситуации. В долгосрочной перспективе выгода и целесообразность таких инвестиций несомненны".
   Многие транснациональные компании вынуждены направлять средства в первую очередь на ключевых сотрудников и предпочитают непродолжительные программы, ориентированные на решение текущих вопросов, связанных со стабилизацией и выходом из кризиса. Некоторые пытаются также внедрить практику частичной оплаты обучения, то есть разделить это бремя с новоявленным студентом. Но самый распространенный способ оптимизации издержек - переход на "внутренние" ресурсы.

ТИХО САМ С СОБОЮ

   Большинство компаний научились привлекать внешних провайдеров только только в случае необходимости. "Мы, как и многие другие, стараемся приспосабливаться к сложившейся ситуации и использовать те ресурсы, которые почти не требуют затрат, - рассказывает региональный директор по персоналу и административным вопросам Colliers International Лада Сюткина. - Таким ресурсом для нас, в частности, является онлайн-обучение. Еще у нас действует международный корпоративный университет Colliers University, в рамках которого любой сотрудник может пройти интересные ему курсы и тренинги". В корпорации "Эконика" проанализировали собственную систему обучения с целью сделать ее более эффективной и экономичной. "Введение новых форм обучения (тех, которые ранее применялись как дополнительные) позволило нам сократить бюджеты более чем на 30%", - говорит Наталия Сыс, и.о. директора по персоналу и организационному развитию "Эконики". Некоторые компании просто пошли по пути наименьшего сопротивления и отдали корпоративное обучение на откуп HR-департаментам. Иногда такая практика себя оправдывает. "Стандартные программы - продажи, работа с клиентами, тайм-менеджмент, стресс-менеджмент - вполне могут быть проведены силами собственных HR-отделов, - уверена Наталья Комарницкая. - Но если это сложная программа для высшего руководства, то не всегда задачу обучения такой аудитории можно решить силами штатного тренинг-менеджера". Не все задачи может решить и нанятый преподаватель - тренинг-менеджер, как, впрочем, и топ-менеджеры, передающие свои знания и опыт подчиненным. Не говоря уже о том, что самих топ-менеджеров не могут учить ни внутренние, ни внешние тренеры - это уже не тот уровень корпоративной иерархии. "Каждая структура на рынке решает свои задачи, и место бизнес-школ вполне определено, - говорит проректор по корпоративным программам Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" Анна Воронина. - Да, компании могут проводить трининги для сотрудников, но учить своих менеджеров в полном объеме самостоятельно они все равно не смогут. Конечно, топ-менеджеры могут принимать участие в обучении, но у них нет времени и необходимых преподавательских компетенций. Кроме того, обучение менеджеров должно всегда приносить новые идеи и решения в компанию. Значит, преподаватель должен быть внешний. Так что все больше компаний хотят работать с 2-3 надежными провайдерами обучения, полагаясь на их опыт и профессионализм".

АНТИКРИЗИС НЕ ПРОКАТИТ

   В ситуации кризисной паники не обошлось без демпингующих тренеров и недобросовестной конкуренци. "Мы, разумеется, наблюдаем демпинг со стороны вузов и школ, цепляющихся за рыночную соломинку и пытающихся отсидеться согласно стратегии "валенка", - рассказывает Вадим Афанасьев. - Но это не вариант, выжить при таком раскладе невозможно, тем более что рынок уже не вернется к прежнему состоянию и взять деньги с клиента за умеренно качественную услугу не получится". При этом, по данным КЦ "ЮНИТИ", по некоторым курсам цены снизились чуть ли не в два раза. Дело в том, что освободились специалисты из разных корпоративных университетов, которые очень сильно сбили цены на рынке. Но хаотичное падение цен не поможет. Эксперты вспоминают, что во время коллапса 1998 года открытые антикризисные программы пользовались популярностью, но теперь клиенты относятся к ним с недоверием. Прежде всего потому, что этот продукт появился очень быстро и за новым названием могли скрываться привычные стандартные тренинги. В итоге "антикризис" сработал как антиреклама. "Ничего существенно нового так вдруг придумать бизнес-школы и бизнес-тренеры не могли. Есть, конечно, попытки адаптировать свои программы, курсы, тренинги к текущей ситуации, но новизны в этом я не вижу", - уверена Светлана Коробейникова.

КТО КОГО

   Основные игроки рынка не сбивают цен и решили соревноваться в качестве. "МИРБИС работает на рынке более 20 лет, и последние 10 из них он активно сотрудничал с корпоративными клиентами, - рассказывает Воронина. - Среди наших постоянных клиентов "ВСМПО-Ависма", Нижнетагильский металлургический комбинат, Объединенная металлургическая компания, "Нижфарм", Международный аэропорт Шереметьево и многие другие. Все эти компании рассматривают сотрудников как свой стратегический потенциал и большое внимание уделяют их развитию и обучению. Единственное, что может удержать клиентов - это качество обучения и реальная отдача от него, а единственное, что может привлечь новых клиентов - это "уникальное торговое предложение". В нашем случае оно складывается из лучших на рынке преподавателей, внедрения в образовательный процесс инновационных методов обучения, умения адаптировать курсы к задачам компании, возможности использовать международные опции в своих проектах". "В первую очередь, усиление бизнес-школ направлено на развитие продукта и поиск конкурентных преимуществ, которые могли бы стать убедительными в битвах за клиента, - говорит Вадим Афанасьев. Со стороны работодателей есть спрос на более экономичные форматы: краткосрочные (узкоспециализированные) программы, дистанционное обучение и пр. "Рынок корпоративного обучения в кризис, безусловно, избавится от "показухи", от обучения ради самого процесса обучения. Отношение к нему стало очень прагматичным: нет острой необходимости - не надо форсировать события, - рассказывает Коробейникова. - Бизнес-школы это понимают, и их политика сейчас - ориентация на реальные задачи уже "освоенных" и доверяющих им клиентов". Особенно популярны курсы e-learning (электронного обучения), когда ученик получает через Интернет доступ к материалам и осваивает их в интерактивном режиме. По словам Людмилы Козловой, директора по развитию кадрового центра "ЮНИТИ", такие курсы дешевле более чем в два раза. Наталья Комарницкая отмечает, что говорить о том, что онлайн-курсы уверенно вытесняют традиционные тренинги и семинары, еще рано - даже при более низкой стоимости такая форма вызывает меньше доверия. В Международной школе бизнеса Финансовой академии при правительстве РФ рассказывают, что "в начале года действительно многие делали на это ставку, но, по нашим данным, этот подход себя не оправдал. По прежнему слушатели со средними позициями в компаниях предпочитают МВА, а топы - статусное образование, и у топов по-прежнему нет проблем с оплатой через компанию, а на программе МВА 95% - это оплата за личные деньги". В МИРБИС отмечают рост спроса на прикладные и более доступные среднесрочные программы повышения квалификации и переподготовки, а также усиление интереса к программам финансового профиля или связанным с повышением операционной эффективности компании. "В этих услових вырос интерес к японской модели менеджмента и, в частности, к семинару "Бережливое производство", - рассказывает Анна Воронина. - Именно японцы показали миру, как нужно сокращать операции и издержки, снижая себестоимость продукции. Теперь этим путем идут и все остальные". В МИРБИС не ошиблись, сделав ставку на средне- и долгосрочные проекты, которые являются стратегическими приоритетами во многих компаниях. "В летний период мы довольно активно учили корпоративных слушателей и продолжаем сейчас, - говорит Воронина. - Приятно констатировать, что все больше запросов связано с планами на 2010 год. Только за последние недели мы представили 5 таких проектов своим потенциальным клиентам". ИЭФ "Синергия" совместно со американским Augsburg College разрабатывает модель программы МВА, адаптированную к современным потребностям корпоративных заказчиков. "Учитывая, что платежеспособный спрос действительно сократился, мы предлагаем МВА-консорциум, объединяющий усилия нескольких корпоративных заказчиков, - рассказывает Лариса Карташова, проректор по международным связям и развитию ИЭФ "Синергия", директор программы Executive MBA. - В настоящее время мы активно работаем с известными транснациональными компаниями - Medtronic, Cargill, 3M, Citibank и другими потенциальными участниками программы. Мы проработали дополнительную альтернативу - краткосрочный модуль (3-4 месяца) со стажировкой в США. Можно будет ограничиться этим модулем или продолжить программу для получения полного диплома МВА". ФИТБ АНХ аккредитовал несколько программ повышения квалификации ("Управление финансами в условиях неопределенности", "Выведение нового продукта на рынок в условиях экономической нестабильности").

ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО

   Однако основные надежды бизнес-школы возлагают на возрождение рынка корпоративного образования. Уже с учетом того, что кризис научил корпоративных клиентов быть более взыскательными и дальновидными в части этой статьи расходов, корпоративное образование становится более целесообразным с точки зрения бизнеса. "До кризиса эффективность 80% (может, чуть меньше) корпоративных учебных проектов во многом соответствовала пословице "Сытое брюхо к ученью глухо", - констатирует Вадим Афанасьев. - То есть часто заказчики в ответ на предложение посчитать экономическую эффективность обучения либо отмахивались от лишних трудозатрат ("нам все и так понравилось"), либо считали сами, сваливая все образовательные проекты в одну кучу. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. Результаты и отчеты стали требовать, причем компактные и доступные методики - как диагностические (на стадии формирования техзадания), так и оценочные (на стадии подведения итогов), которые подрядчик может продемонстрировать, стали являться серьезным преимуществом при получении заказа". "Стоит отметить, что теперь заказчики гораздо более внимательно и вдумчиво подходят к выбору программ обучения, - говорит Юлия Ужакина. - Сегодня все запросы необходимо обосновывать, демонстрируя топ-менеджменту влияние каждого отдельно взятого курса на бизнес в целом". "Наиболее дальновидно поступают те компании, которые перешли от продажи "тренинговых дней и человеко-часов" к продаже "результатов", когда оплата производится по факту решения поставленных задач, достижения реального и измеримого эффекта, - оценивает работу провайдеров Наталия Сыс.

Еще по теме