Top.Mail.Ru
архив

Кто не рискует, тот не проигрывает

Иероглиф "риск", которым китайские СМИ всегда сопровождали статьи о поставках российского газа в Поднебесную, сочетает в себе два значения - "угроза" и "возможности". На самом деле контракт с Пекином несет для Москвы больше угроз, чем возможностей.

газ
Достаточно вспомнить широко разрекламированный проект "Роснефти", поставляющей "черное золото" в КНР. Российской стороне он приносит пока лишь убытки. При этом Пекин явно внакладе не остается. Было бы наивно полагать, что в столь напряженной ситуации вокруг Украины Китай из альтруистических побуждений станет покупать газ дороже. Напротив, он наверняка выторговал для себя наиболее выгодные условия, которые пока не разглашаются. В конечном итоге, пойдя на поводу у политической конъюнктуры и в пику США и ЕС, Россия могла заключить кабальное для себя соглашение. При этом Пекин хорошо известен деловым партнерам на Западе тем, что он "хозяин своего слова": для китайцев не составит труда разорвать контракт, ставший для них нерентабельным. Возможно, именно поэтому широкой публике цену поставки "голубого топлива" в Поднебесную пока не озвучивают, дабы аналитики тут же не подсчитали, в какие убытки это выльется для нашей страны.

Проект по поставке газа в Китай начал обсуждаться еще в 1990-х, и основным камнем преткновения всегда оставалась цена энергоносителя. Связано это в первую очередь с тем, что Китай не столь сильно завязан на газ и на данный момент в балансе потребления энергоресурсов "голубое топливо" занимает в КНР чуть менее 5% (основная доля приходится на уголь), да и страна сама производит достаточно газа. Импорт КНР в последние годы рос довольно медленно, и сейчас он составляет порядка 40-45 млрд куб. м природного газа, что не идет ни в какое сравнение с той же Японией, где импорт равен 120 млрд куб. м. Эти аспекты являлись основными рычагами Поднебесной в борьбе за понижение цены.

Потенциальная уступка России, о чем свидетельствует предложение Владимира Путина, - это обнуление НДПИ. Все же, учитывая общую стоимость контракта в $400 млрд, средняя стоимость тысячи кубометров газа будет на уровне $350-360, что менее чем на 10% уступает среднеевропейской цене импорта, поэтому проект вряд ли станет убыточным. Другими словами, уступки были, это очевидно, но они, с большой долей вероятности, не возымеют кардинально убыточного воздействия на данный проект. Но это в пересчете на нынешние цены. А что случится через пару лет, а тем более через тридцать, на которые рассчитан контракт, - никто сказать не берется. Не говоря уже о том, что себестоимость добычи газа постоянно растет, а инвестиции в строительство газотранспортной инфраструктуры, как обычно это у нас бывает, по факту нужно будет умножить на два. В лучшем случае. Какова тогда будет рентабельность проекта - большой вопрос. Но путей для отступления у Кремля не имелось: в условиях противостояния с ЕС и США из-за Украины должен был появиться козырь, продемонстрировавший бы, что Россия не так зависима от покупателей в Старом Свете и готова выходить на новые для себя рынки. Вопрос только в том, какой ценой все это сделано. Об этом мы можем узнать лишь через несколько лет, когда смета расходов на прокладку газопровода начнет увеличиваться в геометрической прогрессии. При этом Пекин вполне может занять такую же позицию, как и Киев - "мы не хотим покупать газ по вашей цене". Но если в ситуации с Украиной имеется рычаг давления в виде "Северного потока" и европейских потребителей, которым нужно наше топливо, то в ситуации с Китаем такие аргументы не пройдут. РФ самостоятельно вложит $55 млрд в прокладку трубопровода, которые нужно будет либо списывать в убыток, либо соглашаться на условия Пекина. Другого варианта нет. После обострения отношений между Россией и Европой Москва двинулась на Восток, направив все усилия на получение расположения последнего потенциального союзника. Альтернативных рынков для сбыта российского газа на данный момент не имеется, а у Китая выбор есть, так как в ближайшие годы предложение "голубого топлива" в мире резко увеличится. Это на руку представителям КНР, и они могут назначать свои условия игры. Даже при самом оптимистичном сценарии газопровод начнет выполнять свою прямую функцию к 2020 г., потребует обоюдных инвестиций на $80 млрд, а цена, на которую согласилась Россия, уже ниже порога рентабельности данного проекта.


Татьяна Лейко, аналитик FIBO Group:

"У России более не осталось потенциальных сильных союзников, кроме Китая. Европа и США отвернулись, пора налаживать все аспекты отношений с КНР. Не удивительно беспокойство российских граждан о чрезмерном сотрудничестве двух стран. За последние несколько месяцев Россия активно работает в этом направлении: принято решение о снятии неформального порога ограничений на китайские инвестиции в стратегические объекты в России, в том числе крупные месторождения природных ресурсов, китайские компании привлекаются в крупнейшие инфраструктурные проекты, от участия в строительстве транспортного коридора в Крым до прокладки метро в Москве. Планируется отдать китайцам до половины завода по производству сжиженного газа во Владивостоке. Активно развивается кредитная программа, по которой было взято $25 млрд на покупку ЮКОСа. Данные программы надолго свяжут две страны. Китай всегда искал для себя только выгоду. КНР очень выгодно заключила контракты с РФ в нефтегазовой сфере, однако "Роснефть" приносит убытки на $2,5 млрд в год. К этому добавится и уже заключенный газовый контракт, который, даже по текущим просчетам, уже ниже уровня своей рентабельности".


Кирилл Акифьев, экономист, независимый инвестиционный стратег:

"Самым важным, после, разумеется, самого подписания, является то, что степень доверия инвесторов и их инвестиционные аппетиты существенно повысились. Если кто-то направляет такие крупные финансовые потоки в долгосрочные проекты и на развитие отраслей национальной экономики РФ, это говорит о том, что инвестиционная привлекательность России и защита прав инвесторов находятся на очень высоком уровне. Это важнейший сигнал мировому сообществу, что здесь выгодно и надежно размещать свободные ресурсы. Мировые рынки капитала положительно отреагируют на состоявшиеся подписания, и их отлагательный эффект со временем будет только усиливать приток как прямых, так и портфельных инвестиций в экономику нашей страны".


Равиль Сулейманов, аналитик Центра макроэкономического прогнозирования и инвестиционной стратегии ОАО "БИНБАНК":

"Вряд ли причиной контракта явились слухи о возможных поставках СПГ в Европу из США. На данный момент Штатам не хватает собственной добычи, чтобы полностью перекрыть потребность страны в газе, да и вероятность европейской экспансии со стороны США весьма мала, когда под боком есть один из наиболее бурно растущих рынков с точки зрения спроса на газ - Япония, где цена в $700 за 1000 куб. м почти на 75% превышает среднеевропейские цены на газ в 2013 г. Подписание контракта являет собой скорее сигнал Европе о том, что Россия не столь сильно зависит от экспорта на Запад и находится в гораздо более выгодной позиции, нежели страны еврозоны, что дает ей дополнительные рычаги давления".