Top.Mail.Ru
архив

Кто станет Соросом

В ближайшее время страховые компании и пенсионные фонды получат от правительства специальные облигации, в которые они смогут вкладывать свои резервы. Облигации были разработаны в соответствии с пожеланиями страховщиков и НПФ, однако сегодня, похоже, не все потенциальные участники этого рынка с нетерпением ждут появления новых бумаг.

Страховые и пенсионные резервы сегодня оцениваются примерно в 100 –150 млрд руб., а рынок инвестиций в нашей стране не особенно разнообразен. По крайней мере на нем нет долгосрочных инструментов, которые могли бы удовлетворить страховые компании и пенсионные фонды. Они, конечно, могут вкладывать в существующие бумаги – корпоративные акции или государственные облигации внутреннего займа, но надежность первых и доходность вторых инструментов не устраивает большинство. Поэтому в прошлом году Минфин в лице замминистра финансов Бэллы Златкис и согласился разработать специальные бумаги для вложения резервов, уверяя, впрочем, что ему самому (Минфину) деньги страховщиков и пенсионщиков вовсе не нужны.

Сегодня параметры новой бумаги, согласованные и с Минфином, и со страховыми и пенсионными компаниями, таковы: срок от 1 года до 5 лет, доходность – уровень инфляции плюс премия, купонные выплаты два раза в год. (На прошлой неделе Бэлла Златкис добавила также, что объем выпуска новых облигаций составит 20 – 30 млрд руб. вместо 4 – 5 млрд, как планировалось ранее.) Распространение – на закрытом аукционе, вторичное обращение не предусмотрено, отдавать в залог запрещено.

Сначала потенциальные инвесторы с большим нетерпением ждали появления новых бумаг, но, как только предварительные параметры стали известны, энтузиазма поубавилось. Специалистов по инвестициям тех страховых компаний, которые были опрошены «Ко», больше всего расстраивает отсутствие возможности обращения этих бумаг на вторичном рынке. Почти все они высказались в том духе, что, если бумага выйдет с такими параметрами, в нее будет вложена очень небольшая часть резервов, так как она становится долгосрочной. А, как сказал финансовый директор компании «Альфа-Страхование» Сергей Рубашкин, «резервы есть резервы. Когда они нужны, их хорошо было бы поиметь».

Начальник управления инвестиций компании «Ренессанс Страхование» Александр Уваров вообще не хочет вкладывать резервы в специализированные облигации. «Мы в такие игры с государством не играем, – говорит он. – Это ненормальный рыночный инструмент, он предназначен специально для страховщиков, то есть по сути никакой рыночной цены эти облигации иметь не будут. Они будут иметь хождение только между страховыми компаниями. Если другие предприятия не имеют права их покупать, а профессиональные участники рынка ценных бумаг не смогут в них играть… (Красноречивая пауза.) Если страхнадзором будут выпущены нормативы, которые обяжут нас вкладывать резервы в эти бумаги, тогда, видимо, придется», – говорит Уваров.

Муратхан Эльдаров, финансовый директор компании «РЕСО-Гарантия», в отличие от своих коллег относительно спокойно воспринимает отсутствие возможности обращения этих бумаг на вторичном рынке. По его словам, «РЕСО-Гарантия» собирается использовать бумаги по прямому назначению – для вложения долгосрочных резервов. «Пока эти бумаги не имеют оборота на вторичном рынке, основное предназначение для них – вложение резервов по долгосрочному страхованию жизни, – считает он. – Иначе слишком велик риск, а если они будут обращаться на вторичном рынке, то возможны краткосрочные вложения, то есть с использованием больших резервов по крупным рискам».

Мнения специалистов по инвестициям относительно того, можно ли верить государству, когда оно гарантирует выплаты по своим бумагам, разделились. Одни считают бумаги надежными именно потому, что они государственные, другие по этой же причине предпочитают рынок корпоративок и банковских депозитов. «Я лично хорошо отношусь к появлению новой облигации, – говорит Сергей Рубашкин. – Чем больше инструментов на рынке, тем лучше». А вот Александр Уваров государству не верит. «На государство надежды мало, как показывает практика ситуации с ГКО. Тем более в связи с падением цен на нефть: весь наш бюджет основан на доходах от продажи нефти, а значит, его исполнение представляется проблематичным и гарантии государства по этим выплатам сомнительны. Сегодня мы вкладываем резервы в акции первого эшелона и векселя наших банков, в депозиты».

Еще по теме