Top.Mail.Ru
архив

Курс на торможение

лизинг, лизинговые услуги
Резкие колебания курсов валют, повышение цен на автомобили, угасание деловой активности в целом привели к некоторому снижению количества запросов на автолизинг. Это признают все без исключения опрошенные "Ко" участники рынка. "У корпоративных клиентов обновление автопарков идет в плановых объемах, тем не менее перспективные планы развития часто откладываются на некоторый срок", - отмечает управляющий директор ООО "Райффайзен-Лизинг" Галина Майер. "Так же, как рецессия всегда больше бьет по среднему классу, текущее снижение темпов экономического роста сейчас оказывает давление в первую очередь на потребительский спрос в сегменте средних автомобилей. Крупный клиент, который привык ездить на премиум-автомобилях, зачастую даже в трудные времена не может отказать себе в этом удовольствии", - добавляет начальник управления автолизинга "Москва" ООО "РЕСО-Лизинг" Юрий Черепенков. Также подогревают спрос и сами производители, предлагая скидки, акции или прошлогодние цены. Что касается экономкласса, здесь также наблюдается падение, хотя не столь заметное. Самые маленькие всегда выживают, как и самые большие. Необходимо отметить, что существенную роль в поддержании спроса играют такси и прокатные компании, продолжающие приобретать в лизинг значительные объемы новых автомобилей. Хотя в целом ООО "РЕСО-Лизинг" не отмечает для себя существенного снижения динамики, оно имело место в отдельных сегментах рынка. Ослабление рубля, новые нормы утилизационного сбора и грядущее повышение цен на автомобили внесли некий ажиотаж. Клиенты старались успеть приобрести машины по ценам 2013 г. Кроме того, лизинговые компании в большей степени ориентируются на объем профинансированных сделок, и в этом отношении I квартал 2014 г. ничем не хуже аналогичного периода 2013 г. "С прошлого года мы видим хорошую динамику со стороны премиум-марок, и в этой связи у нас наблюдается рост среднего размера сделки", - заключает Юрий Черепенков. Директор департамента корпоративного бизнеса ЗАО "Сбербанк Лизинг" Вячеслав Спиров также не склонен драматизировать ситуацию: "Сегмент автотранспорта остается достаточно стабильным направлением лизингового рынка. По итогам 2013 г. объем новых сделок лизинга в России составил 1,3 трлн руб., и около 25% из них пришлось на грузовой и легковой автотранспорт (2012 г. - 19,7%, 2011 г. - 15,8%). В I квартале 2014 г. существенных изменений доли не произошло". По его словам, аналитики отрасли сходятся во мнении, что на рынке лизинга сектор автотранспорта демонстрирует устойчивый умеренный рост. Стоит отметить, что около трети портфеля по автолизингу приходится на сделки в сегменте малого и среднего бизнеса. По ожиданиям экспертов "Сбербанк Лизинга", данная тенденция сохранится и в текущем году. Распределение новых сделок по регионам показывает, что на Москву приходится четвертая часть всего объема нового бизнеса. Концентрация оставшейся части сделок по федеральным округам возросла: на Приволжский ФО приходится 14,1% , на Центральный ФО - 12,6%, а на Уральский ФО и Санкт-Петербург - по 12,1%.


Авто по осени считают

Развитие рынка автолизинга в текущем году, помимо общей ситуации в экономике, будет определять несколько факторов: динамика валютного курса по отношению к рублю (некоторые производители уже заявили о возможном повышении цен), а также обострившаяся в I квартале 2014 г. проблема доступа к фондированию. "В подобных условиях перед лизингодателями остро встанет вопрос укрепления сотрудничества с дилерами и производителями автомобилей, которые являются для них одним из важнейших каналов продаж", - подчеркивает Вячеслав Спиров. По экспертным прогнозам на 2014 г., согласно пессимистическому сценарию сумма новых сделок автолизинга может снизиться на 5-7%, при оптимальном же прогнозе рост составит порядка 4-5% (в числовом выражении около 335-340 млрд руб.). С другой стороны, в условиях стагнации экономики лизинг как инструмент приобретает дополнительные преимущества с точки зрения минимизации финансовых и временных издержек. Основной ресурс для развития автолизинга в России - увеличение его доли в продажах автомобилей. Сегодня этот показатель в сегменте грузового транспорта составляет 30-40%, в сегменте легкового - 5-10%. Для развития данного направления существует достаточно большой потенциал, по преимуществу в сегменте легкового авто, в том числе благодаря перспективам операционного лизинга, который достаточно сильно развит в Европе в секторе легковых машин. Правда, все в любом случае будет зависеть от динамики валютных курсов, так как даже локализация производства внутри России не позволит ведущим маркам полностью отказаться от привязки к курсу доллара и евро: ведь значительная часть комплектующих по-прежнему поступает из-за рубежа. Кроме того, ужесточение денежно-кредитной политики со стороны Центробанка неизбежно влечет за собой рост стоимости лизинга, признает Юрий Черепенков.

На авторынке пока не наблюдается большого количества новых контрактов, но к концу 2014 г. клиенты могут начать обновлять транспортный парк, приобретенный в 2010-2011 гг., когда был зафиксирован большой объем продаж грузового транспорта (согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые три-четыре года). "В автолизинге ключевую роль играют так называемые розничные сделки - контракты на одну-три единицы автотранспорта, заключаемые по экспресс-продуктам, - поясняет Вячеслав Спиров. - В основном эта часть рынка достаточно сильно консолидирована между пятью-семью крупными игроками, которые в последние пять лет активно инвестировали в развитие филиальной сети, а также в автоматизацию бизнес-процессов". По его словам, без географической близости к клиенту на розничном поле сейчас крайне сложно добиться существенных объемов нового бизнеса. При этом не менее важны архитектура и степень автоматизации бизнес-процессов, поскольку розничный лизинг подразумевает в первую очередь скорость и простоту, а количество сделок в данном сегменте измеряется десятками тысяч, распределенными по всей территории Российской Федерации. Быстрое обслуживание такого потока возможно лишь при условии оптимизированных и упрощенных процессов принятия решения и оформления сделки, причем доступных клиенту в самых различных уголках нашей страны.


Концентрация риска

Рынок автолизинга сейчас замер в ожидании того, что будет с курсом рубля. Некоторый рост курса национальной валюты позволяет надеяться на стабилизацию ситуации на рынке. Но эксперты прогнозируют, что рост рубля не будет носить продолжительного характера, и в скором времени мы можем увидеть курс доллара опять близко к отметке в 36 руб. "Для улучшения ситуации пока никаких предпосылок нет, самый позитивный прогноз - это стабилизация продаж на том уровне, который был в прошлом году. При относительно спокойной экономической ситуации в мире и отсутствии внешнеполитического давления снижение продаж может быть в районе 5%, - рассуждает Юрий Черепенков. - Таким образом, независимые лизинговые компании, которые не вели агрессивную политику продаж, сохранят свою устойчивость". Но для организаций с высокой дебиторской задолженностью банки могут приостановить финансирование. И в этом случае судьба компании будет зависеть от размера убытков и времени существования без новых сделок. "Важно отметить, что стагнация в российской экономике также может негативно сказаться на платежной дисциплине лизингополучателей в 2014 г., что способно привести к росту просроченной задолженности, - добавляет Вячеслав Спиров. - Принято считать, что в розничном лизинге нормальный уровень просрочки находится на уровне 3-4%. В худшие времена она может достигать 10% и более, что является негативным сигналом. Однако на сегодня столь тревожных предпосылок пока не наблюдается". При этом эксперты отмечают, что в случае реализации пессимистического сценария более финансово устойчивыми окажутся компании с диверсифицированным портфелем по активам, а также с диверсифицированной клиентской базой. В зоне риска окажутся компании с высокой концентрацией портфеля.