Лампочка Герарда
Голландская компания Philips только что выпуталась из очередного в своей истории кризиса. Второй в Европе (после Siemens) и один из крупнейших в мире производителей электроники снова наращивает обороты. А начиналось все полтора века назад с производства примитивных электрических лампочек.
Основатель компании Герард Филипс принадлежал к богатой голландской семье. Его отец Фредерик Филипс занимался торговлей, был крупным землевладельцем и промышленником. Благодаря американским патентам он первым в Нидерландах механизировал процесс производства сигар. Среди владений Фредерика был собственный банк, а также солидный пакет акций De Nederlandische Bank.
Старший ребенок в семье, Герард Филипс появился на свет в октябре 1858 года. В шестнадцать лет юноша покинул родной Зальтбуммель и поступил в среднюю школу города Арнем. В 1876 году Герард начал обучение в высшей технической школе в Делфте и через семь лет получил диплом инженера-механика.
Приступив к работе по специальности, Герард прочитал цикл статей Джеймса Суинборна, посвященных электрическим лампам накаливания. Тема чрезвычайно заинтересовала его, и Герард стал проводить собственные исследования в этой области. В 1886 году Филипс прослушал курс лекций по электрическому освещению и передаче энергии в колледже Глазго и примерно тогда же поступил на работу в университет Глазго - в исследовательскую группу известного физика сэра Уильяма Томсона.
Проведя несколько лет в Шотландии, Герард занялся и своей деловой карьерой. Работая в Лондоне и Берлине, он приобрел большой опыт в организации производства, управлении и международной торговле. В 31 год Филипс заключил контракт на работу в одной из крупнейших немецких компаний того времени - AEG.
Однако коммерция не была истинным призванием Герарда, и он это чувствовал. Гораздо больше Филипса привлекала идея наладить собственное производство - тех же самых ламп накаливания. Вместе с одним из своих друзей - Яном Якобом Риисом он начал разработку собственной технологии их изготовления. Опыты проходили в доме Рииса. Вскоре друзьям удалось создать первую лампочку. Она горела всего несколько секунд, но этого было достаточно, для того чтобы Филипс и Риис окончательно уверовали в свои силы.
После многомесячных исследований друзья наконец создали вполне работоспособный экземпляр. Можно было начинать строительство собственной фабрики. Необходимый капитал для этого в мае 1891 года выделил Фредерик Филипс. А подходящее здание нашли в провинциальном городишке Эйндховен.
Брат-2
На европейском рынке тогда доминировали немецкие производители, которые постоянно снижали цены, что очень затрудняло конкуренцию. Поэтому Герард, стремясь избежать крупных финансовых потерь, решил для начала выпускать лампочки небольшими партиями. Его партнер Ян Якоб Риис испугался риска и вышел из партнерства.
Благодаря обширным связям в деловых кругах Герарду удалось пристроить первую партию товара по знакомым. В то время в жилых домах электрической проводки практически не было, поэтому лампы приобретались только промышленными предприятиями и муниципальными учреждениями. Хотя объем производства быстро рос (в 1892 году было продано 11 тыс. ламп, в 1893-м - 45 тыс., а в 1894-м - уже 75 тыс.), первые три года предприятие работало в убыток. В конце концов Герард ради снижения себестоимости товара решил увеличить капитал Philips & Co. до 15 тыс. гульденов и построить новое большое производственное здание.
Расширение производства требовало новых надежных каналов сбыта, что на практике означало выход на мировой рынок. В одиночку Герард с этой задачей не справился бы, поэтому отец решил призвать под знамена семейной фирмы младшего сына -Антона.
Антон, который родился в марте 1874 года, в детстве был прогульщиком и отъявленным сорванцом. Однако, став старше, сделал неплохую карьеру брокера на Лондонской и Амстердамской фондовых биржах. Он обладал настоящим талантом продавца, которого так не хватало Герарду. Благодаря Антону объемы продаж лампочек от Philips & Co. на внешних рынках стали стремительно расти. В 1895 году их было продано 200 тыс. штук, а в 1898-м, когда закончилась модернизация предприятия, Philips впервые удалось преодолеть миллионный рубеж. Между братьями развернулось что-то вроде соревнования - Антон старался продать больше, чем успевал произвести Герард, а тот, в свою очередь, все время пытался увеличить объем производства.
На вольфрамовой нитке
К 1901 году позиции Philips на европейском рынке были уже настолько сильны, что компания начала открытую конкуренцию с бывшим работодателем Герарда - концерном AEG. Все торговые представительства фирмы получили указание при любых обстоятельствах продавать лампочки производства Philips на полпфеннига дешевле, чем лампочки от AEG. Год спустя голландцы вторглись даже на берлинский рынок, являвшийся вотчиной AEG, и получили там крупный заказ. В результате через год, когда по инициативе AEG и Siemens был образован международный картель, к участию в нем пригласили и Philips.
Впрочем, научно-исследовательская работа, проводившаяся в лабораториях AEG и General Electric, а также соглашения между этими двумя гигантами создавали постоянную угрозу позициям Philips. Герард Филипс был хорошо осведомлен об этих работах и поэтому не оказался застигнутым врасплох, когда в 1911 году свершился революционный по своему значению переход от угольной нити накаливания к вольфрамовой. Тем не менее позиции компании пошатнулись: из-за океана в Европу начали поступать электролампы с вольфрамовой нитью. Их превосходство было столь явным, что они всего лишь за год потеснили продукцию всех европейских изготовителей, в том числе Philips.
Пока Герард безуспешно пытался разработать аналог американских ламп, его предприимчивый брат съездил в Соединенные Штаты и попытался разведать все на месте. Он разыскал фабриканта, поставлявшего оборудование для General Electric, приобрел у него пару машин для производства лампочек с металлической нитью и переправил их в Голландию. Инженеры Philips тщательно изучили оборудование и смогли наконец усовершенствовать собственное производство.
Этот урок многому научил братьев Филипс. С тех пор они стали вкладывать большие средства в перспективные разработки. Примерно тогда же сотрудником компании стал известный физик - доктор Хольст из Лейдена, чьи исследования в области рентгенографии и физики волн впоследствии позволили Philips создать рентгеновское оборудование и радиолампы.
Бери шире
В 20-е годы руководство Philips начало расширять сферу деятельности компании. В качестве одного из главных направлений развития было выбрано радио.
Первый бытовой радиоприемник от Philips появился в 1927 году. А в 1928 году прессе и публике был продемонстрирован итог трехлетних исследований инженеров фирмы в области телевидения - первая экспериментальная установка, отображавшая картинку из 48 линий.
Великая депрессия, охватившая мировую экономику, не обошла стороной и Philips. За период с 1929 по 1932 год доходы компании упали с 43 млн гульденов до 7,5 млн. Многие сотрудники были уволены, но научно-исследовательская работа продолжалась. К 1939 году компания была готова начать производство телевизоров, но этим замыслам помешала вторая мировая война.
В годы войны Philips понесла огромные убытки. Было разрушено около четверти от общего числа фабрик и почти три четверти офисных помещений. Но еще более серьезной потерей для компании стала кончина в 1942 году основателя фирмы - Герарда Филипса, возглавлявшего компанию более полувека. Его место занял брат Антон, который руководил семейной фирмой вплоть до своей смерти в 1951 году. Уже при нем компании смогла полностью восстановиться после военных потерь.
В середине 50-х Голландию посетил Акио Морита, глава небольшой и малоизвестной в то время японской компании Sony. До этого Морита побывал в США и Германии, и эти поездки оставили в его душе тягостное чувство. Морита начал всерьез сомневаться в том, что у его компании есть будущее на мировом рынке. Посещение штаб-квартиры корпорации Philips в Эйндховене все изменило. Своими небольшими размерами и провинциальным стилем жизни Голландия напомнила Морите родную Японию. И тем не менее эта маленькая страна стала родиной могущественной международной компании. Чем не пример для подражания?! "Меня крайне ободрило посещение Philips, и теперь я абсолютно убежден, что мы тоже начнем продавать нашу продукцию по всему миру", - написал Морита своему компаньону Масару Ибуке. Так Philips поспособствовала становлению будущего конкурента.
Снова в моде
Во второй половине 80-х годов экономика США и Европы вновь оказалась в тяжелом положении, в том числе и из-за японского "нашествия". На фоне успехов азиатских конкурентов стали заметны явные пробелы в управлении Philips. Компания была сильно бюрократизирована, из-за чего великолепные разработки инженеров Philips к моменту внедрения в массовое производство успевали морально устареть. В 1990 году компания понесла небывалые убытки - $2,3 млрд, и ее перспективы оценивались специалистами скептически.
Ян Тиммер, который в тот момент занял посты президента и председателя правления компании, попытался вывести Philips из кризиса. Он разработал целую программу под названием "Операция Центурион". В течение трех последующих лет Тиммер продавал нерентабельные предприятия и радикально перестраивал оставшиеся. Административный аппарат был резко сокращен, а сотрудники теперь получали вознаграждение только за эффективную работу. Эти жесткие меры на время улучшили положение компании: уже в 1994 году Philips стала вновь наращивать объемы производства, а чистая прибыль выросла почти в два раза. Однако время показало, что кризис не был преодолен до конца. Доходы компании вновь сократились, а стоимость акций в 1998-м упала на 30% по сравнению с предыдущим годом.
Теперь за спасение Philips взялся уже Кор Боонстра, который в 1996 году стал президентом и СЕО компании. В целом он продолжил линию своего предшественника: продал 40 из 120 предприятий; из 21 подразделения сделал 7; закрыл 100 из 256 фабрик. Кроме того, он решился на поистине революционный шаг - перевел штаб-квартиру Philips из Эйндховена в Амстердам, чтобы привлечь в компанию молодых амбициозных менеджеров. К тому же Боонстра радикально сократил число сотрудников штаб-квартиры - с 3000 человек до 400.
Гораздо больше внимания в Philips стали уделять дизайну продукции, который ранее называли в числе ее слабых мест. Сейчас дизайнеры подключаются к разработке продуктов уже на ранних стадиях и участвуют в процессе наравне с инженерами. В отличие от других подразделений штат сотрудников дизайнерского отдела за последние шесть лет удвоился и составляет около 480 человек, что позволяет ему выполнять заказы и со стороны - например, таких фирм, как Gap и Renault. В результате у товаров от Philips наконец-то появился тот шик, которого им недоставало раньше.
Компания всерьез озаботилась и проблемой продвижения своих продуктов на американском рынке. До сих пор ее товары продавались в США под разными марками, которые, по данным исследований, лишь у очень немногих американцев ассоциировались с традиционными качеством и надежностью продукции Philips. Эта "анонимность", считают специалисты, очень вредила имиджу товаров компании. Однако недавно было принято решение, что отныне все товары, за исключением аудиоаппаратуры класса high-end Marantz, будут реализовываться в Штатах под единым брэндом Philips. Для поддержки перехода на единый брэнд проводится масштабная рекламная кампания с бюджетом $100 млн, нацеленная на американцев в возрасте от 25 до 35 лет.
Эти и другие меры позволили Philips практически полностью оправиться от кризиса. Сейчас положение компании стабильно, а доходы вновь начали расти. В 1999 году объем продаж компании составил $30 млрд. Специалисты по инвестициям советуют ни в коем случае не продавать акции Philips, считая, что компания способна прибавить еще. Правда, многих тревожит проблема преемственности в руководстве. По слухам, 62-летний Боонстра может покинуть компанию уже в этом или в следующем году. Достойной замены в его окружении наблюдатели пока не видят.