Top.Mail.Ru
архив

Леонардо в роли домохозяйки

Производители и продавцы бытовой техники ожидают значительного роста продаж в России в IV квартале 2001 года. По самым оптимистичным оценкам, они увеличатся на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди главных причин ожидаемого бума специалисты называют назревшую у большинства россиян необходимость в ротации техники, устаревшей за последнее десятилетие, и относительную стабилизацию экономики. Тем не менее российский потребитель еще далек от забот западноевропейцев, активно внедряющих в свои жилища и быт новейшие цифровые и Интернет-технологии

Прогноз погоды

Оптимистичнее всех настроены в Merloni. В итальянской компании считают, что рост продаж обеспечат ротация техники и увеличивающиеся доходы населения. По словам Кахи Кобахидзе, главы представительства Merloni в России, «осенью рынок прибавит процентов на двадцать, и больше всего будет расти средний ценовой сегмент». В Samsung более осторожны. Здесь не отрицают фактора ротации домашней техники, но считают, что будь он столь значительным, и рост был бы скачкообразным. Однако скачков в Samsung не ждут. Старший менеджер отдела маркетинга Samsung Electronics Михаил Кучмент полагает, что рост продаж во второй половине года – традиционное явление: «Надо учитывать, что товары подорожали еще с зимы по причинам таможенного характера. С учетом этих поправок мы подтверждаем предполагаемые прогнозы об осеннем росте на 20%. Что касается нашей доли на рынке, то мы завоевали неплохие позиции в прошлом году. Есть товарные категории, где мы будем наращивать свое присутствие. Это телевизоры с абсолютно плоским экраном, видеокамеры и стиральные машины». Еще более сдержанные прогнозы дают в российском представительстве Bosch Siemens Hausgeraete. Относительный рост платежеспособного спроса здесь предполагают только в регионах, да и в массовую ротацию техники не очень верят. Крупная бытовая техника, считают здесь, в России обновляется не столько по причине износа, сколько при появлении свободных средств. В компании Bosch Siemens Hausgeraete рост рынка в объеме 20% считают неоправданно завышенным ожиданием. «Если что-то и произойдет этой осенью, – полагают здесь, – то в основном благодаря эффекту «отложенного спроса».

Всеобщее «встроительство»

Как будет обновляться парк бытовой техники в России? В Bosch Siemens Hausgeraete отмечают растущий спрос на встраиваемую кухонную технику, в том числе на так называемые сеты (комплекты) встроенной техники. Покупая кухню, потребители сегодня ищут не набор шкафов и разномастной техники, а что-то единое по технологии и дизайну. Тем более что подобный подход экономит средства покупателей. Растущий спрос на дорогие модели и на встроенную технику подтверждают и в LG. «Cпрос на наши пылесосы Cyking, относящиеся к hi-end, растет из месяца в месяц, несмотря на их высокую цену», – говорит Татьяна Шахнес, менеджер представительства LG в России. На взгляд специалистов Merloni, спрос на «встройку» увеличивается стабильно. «Этот сектор растет куда быстрее, чем сектор «соло-техники» – считает Каха Кобахидзе. – В Италии встроенная техника составляет до 40% рынка. В России – 10%. Но уже в скором будущем этот показатель в России может достигнуть 20%». В Samsung на сей счет менее оптимистичны. «В России перелом наступит, когда магазины, ориентированные на продажу «соло-техники», переменят позиционирование и увеличат торговые площади, а мебельные магазины начнут развивать сегмент крупной бытовой техники», – считает Михаил Кучмент.

Торговля в ожидании новых идей

В торговле этот перелом уже назревает. Это подтверждает состоявшееся на днях слияние торговых сетей «Техносилы» и «Диал-электроникс» под общей вывеской «Техносилы». Обе сети принадлежат компании «СВ» – одному из крупнейших продавцов бытовой электроники в России. «Цель слияния – создание крупнейшей, концептуально новой сети магазинов «третьего тысячелетия» формата гипермаркет с торговыми площадями от 1500 кв. м до 4000 кв. м, предлагающих оптовым и розничным покупателям расширенный спектр услуг и качественно новый уровень сервиса», – объясняет Сергей Липский, генеральный директор компании «СВ». Представители «Техносилы» подтверждают оптимистические ожидания производителей. Продавцы аргументируют свою точку зрения традиционными сезонными факторами (рост продаж в августе – декабре) и циклическими долгосрочными колебаниями. В прошлом цикле, считают здесь, пик продаж пришелся на 1998 год. При среднем сроке жизни бытовой техники пять-шесть лет нетрудно подсчитать, что рынок будет расти до 2003 – 2004 года, после чего последуют спад, стагнация и снова рост. По мнению менеджеров «СВ», в столице возросла средняя стоимость покупки. Москвичи переориентируются на более дорогую технику. В регионах пока отстают от столичных аппетитов – там выбор техники определяется ценой товара, а не качеством. В «СВ» также считают, что наступает время встроенной техники. Екатерина Прохорова, заместитель директора розничной торговой компании «Билкон», объясняет рост в секторе крупногабаритной бытовой техники иначе: «Причин здесь несколько, но я бы особо отметила усилившееся маркетинговое давление иностранных фирм-производителей. В частности, мощные рекламные кампании провели Bosch и Merloni. Это благоприятно сказалось на продажах. Взаимоотношения Bosсh и Merloni вообще можно охарактеризовать как «легкую» войну.

«Легкая» война

«Воюющие» стороны полны боевого энтузиазма. По мнению представителей Bosch Siemens, в среднем и высоком ценовых сегментах их техника пользуется наибольшим спросом и «вряд ли есть необходимость говорить о конкуренции с техникой, представленной в нижнем ценовом сегменте». Не меньше боевого пыла и у Merloni. Здесь считают, что принадлежащий Merloni «Стинол» – безусловный лидер. Его лидерство обеспечено тем, что «Стинол» в отличие от конкурентов обновил модельный ряд. О конкурентах Каха Кобахидзе говорит, в частности, следующее: «Атлант» сдает позиции, видимо, из-за ошибок в маркетинге, а «Норд» наращивает свое присутствие, но во второй половине года может столкнуться с проблемами, поскольку меняет систему дистрибуции. Это может дать временный отрицательный эффект». В LG не признают лидерства Samsung, а Samsung, в свою очередь, отводит LG в среднем ценовом сегменте почетное второе место и грозит конкурентам оживить маркетинг в этом секторе.

«Умный дом» в безумном мире

На выставке «Экспо-2000» в Ганновере компания Bosch Siemens Hausgeraete представила концепции своих новых разработок. Холодильник от Siemens самостоятельно делает заказы в онлайновом супермаркете. «Умный дом» не будет элитным продуктом, считают специалисты Siemens. Приборы, которые смогут общаться друг с другом и с хозяином, находящимся в одном из трех пространств (дома, в офисе или автомобиле), будут доступны на европейском рынке уже через два-три года. Сейчас трудно сказать, когда «умный дом» появится в России. Кто мог предположить пять лет назад, что в России сотовый станет народным телефоном? Нечто подобное может произойти и с «интеллектуальной» техникой. «Умный дом» в России пока еще экзотика, – считает Алексей Савинов, менеджер Merloni в России. – Но хотелось бы, чтобы это направление росло быстрее: ведь мы одними из первых предложили цифровые машины. Эта техника уже продается в России, но в небольших объемах – здесь недостаточно развита связь. Кроме того, только у 2,5% россиян дома есть компьютеры. Этот показатель косвенно свидетельствует о том, что Россия пока не готова принять «умный дом» в массовом масштабе. Но если бум в России начнется, то у Merloni есть что предложить. Все наши приборы поколения Ariston Digital могут стать составной частью «умного дома». Достаточно установить специальный блок, и Ariston Digital вкупе со специальным монитором «Леонардо» начнет присматривать за техникой в вашем доме».

Еще по теме