Top.Mail.Ru
архив

Личная программа Дмитрия Балаболина

Сеть магазинов "СтройАрсенал" известна широкой публике своей рекламной активностью. Ее гендиректор Дмитрий Балаболин слывет к тому же большим компьютерным специалистом. Глава "СтройАрсенала" лично разрабатывал программное обеспечение для своих магазинов. В розничную торговлю он пришел из компьютерного бизнеса.

"Ключ" ко всему

До "СтройАрсенала" 33-летний Дмитрий Балаболин успел окончить МИРЭА, поработать "молодым специалистом" и приобрести опыт собственной коммерческой деятельности. В начале 90-х Балаболин с партнером основали компанию, занимавшуюся созданием и продажей специализированных компьютерных программ - для учета документации и бухучета. В числе проектов, разработанных и реализованных Балаболиным, была программа для сети магазинов "Ветеран", банковская программа, программа автоматизации для ресторанов, организация учета документов в Мосстройкомитете. Просуществовав около двух лет, компания, название которой Балаболин вспоминать уже отказывается, распалась. Между партнерами случился неразрешимый конфликт, причиной которого стала свеженаписанная программа для бухучета. Авторы разошлись во взглядах на способы и сроки вывода этого продукта на рынок, в результате чего программа так на нем и не появилась, о чем Балаболин жалеет до сих пор. По его мнению, эта программа, написанная более шести лет назад, даже сейчас вполне удовлетворяет требованиям управленческого и бухгалтерского учета. Закрыв собственное дело, Дмитрий переквалифицировался в наемные работники, приняв в 1994 году предложение компании "Ключ" (название "СтройАрсенал" появилось позже), где знали о его прежнем компьютерном бизнесе. В "Ключе" Балаболин стал начальником отдела электронных расчетов.

Фирме к тому времени исполнился год. Она вела обычную для тех времен торговую деятельность: ввозила из Германии в Россию обои и сдавала их на реализацию в специализированные магазины на Профсоюзной улице, Ленинском и Зеленом проспектах. Выход Балаболина на работу совпал с новым этапом в деятельности компании - открытием первого магазина "КлючСтройАрсенал" на Дмитровском шоссе.

Компания особенно нуждалась в организации бухгалтерского учета. "Поначалу мне нужно было сделать так, чтобы бухгалтерия не разрасталась, - вспоминает Дмитрий. - С людьми непросто: они то болеют, то переживают семейные кризисы. Компьютер же полностью управляем". Балаболину удалось не только наладить учет, но и произвести локальную компьютерную революцию в торговой сети "Ключ".

Голубые и розовые

"В то время, - вспоминает Балаболин, - торговля в компании, куда входило уже три магазина, была организована весьма примитивно: отпускную цену на любой товар устанавливали, умножая его закупочную цену на 2,5. О термине "эластичность спроса" никто здесь не знал даже понаслышке. Сама структура тоже работала не вполне эффективно".

За первые полтора года своей работы в "Ключе" Дмитрий Балаболин создал систему, которая потом легла в основу специально написанной для "СтройАрсенала" компьютерной программы "Анализ". В отличие от прочих программ, которыми пользуются ритейлеры ( например, разработанных в "1С" и "Парусе"), с помощью написанной Балаболиным программы можно не только вести учет и анализировать предыдущую деятельность торговой фирмы, но и строить прогнозы на будущее, а также планировать поставки. "Анализ" позволяет практически исключить влияние "человеческого фактора", - считает Балаболин. Эта программа позволила Дмитрию Балаболину стать самым информированным человеком в компании: он всегда имел четкое представление о том, каким товаром, в каких количествах и по каким ценам необходимо заполнять склады "СтройАрсенала". Программа "Анализ" так понравилась владельцам фирмы, что Балаболину предложили занять кресло сначала коммерческого, а затем и генерального директора всей сети "КлючСтройАрсенал".

Балаболин поставил условие: он должен стопроцентно управлять персоналом. "Управление коллективом в сущности то же самое программирование, - считает Балаболин. - Они преследуют одну и ту же цель: создание гибкой жизнеспособной структуры, отвечающей на внешние раздражители". Поскольку, по мнению Дмитрия, один человек может эффективно руководить командой, в которую входит от одного до семи подчиненных, то задача управляющего директора - правильно построить структуру подчинения. Скажем, кто-то может организовать работу только двух человек, а кто-то - сразу шести.

Похожим образом обстоят дела и с организацией торговли: Балаболин утверждает, что один высококвалифицированный товаровед может организовать торговлю не более чем 500 наименованиями товара. "Поскольку в "СтройАрсенале" наименований товара около 36 тыс., - говорит Дмитрий, - то получается, что мне нужно нанять 72 товароведа. Однако такого количества высокопрофессиональных товароведов в Москве просто нет. Зато я могу нанять 5 - 10 классных специалистов и дать им в руки средство, с помощью которого они смогут (даже не особо размышляя) решать задачи, которые возникают на предприятии в сфере снабжения, организации торговли, ценообразования и т.д." В роли такого средства в "КлючСтройАрсенале" выступают специфические компьютерные программы. "Дело в том, что наши специалисты по торговле часто не имеют никаких познаний ни в математике, ни в статистике, в то время как торговля в розницу на 99% состоит из знания этих двух предметов, - говорит Балаболин. - Оттого и случаются сплошь и рядом истории, когда товар завозится в магазины исключительно по субъективным соображениям товароведа. Нравятся ему, например, голубые унитазы - вот он их и заказывает, хотя по объективным данным лучше продаются розовые. В итоге полка, отведенная под розовые унитазы, пустует, а голубыми затоварен весь склад".

Балаболин верит, что после внедрения его модели компьютерного учета магазины сети (три в Москве и по одному в Воронеже, Туле, Ярославле и Тольятти) от таких проколов застрахованы. В подтверждение своей правоты он приводит цифры: после внедрения программы "Анализ" объем оборотных средств компании стало возможным сократить примерно на 25%.

Примитив против креатива

В промежутках между написанием программ и управлением сетью магазинов Дмитрию Балаболину удается курировать - и небезуспешно - рекламную деятельность "КлючСтройАрсенала". Впервые занявшись этим делом пару лет назад, Дмитрий пригласил для съемок ролика команду продвинутых рекламистов из компании Art Pictures во главе со Степаном Михалковым. Поскольку речь шла о рекламе сети магазинов в разгар экономического кризиса, то и задача перед создателями рекламы стояла вполне конкретная - повышение объема продаж.

"Ролик вышел весьма интересным, живым и приятным на вид, но рекламного эффекта почти не имел, - вспоминает Балаболин. - Поэтому пришлось переделывать его в соответствии с моим представлением о рекламе. Ролик стал примитивным на вид, но существенно - на 20% - увеличил посещаемость магазинов и объем продаж".

После этой истории Дмитрий утвердился во мнении, что своих клиентов профессионал знает всегда лучше рекламиста, которого следует использовать лишь как "качественного выразителя идеи". С тех пор практически ни одно рекламное творение "СтройАрсенала" не обходится без личного участия Балаболина.

Сейчас Дмитрий Балаболин - персона, хорошо известная в российской розничной торговле. С просьбой написать аналогичные программы для торговли продовольственными и другими товарами к нему не раз обращались представители других розничных структур. Но Балаболин пока не откликнулся ни на одно из таких предложений: говорит, что некогда.

Естественно, не обделяют его своим вниманием и хэдхантеры, предложения которых Балаболина, по его собственным словам, "развлекают". Как-то ему на весьма заманчивых условиях предложили возглавить крупную сеть компьютерных магазинов. "Ради любопытства я сходил на встречу с рекрутерами, которым сказал, что мое единственное условие для работы - это стопроцентное управление персоналом, - вспоминает Балаболин. Через день Балаболину позвонили и предложили встретиться с начальником отдела кадров компании. - Тут я им сказал: "Ребята, о чем я, по-вашему, должен с ним говорить: о том, продолжать ему работу под моим началом или нет?"

Балаболин не очень доверяет кадровым и консалтинговым агентствам, предпочитая набирать людей "с улицы" и обучать их в процессе работы. Собственно, способность учиться - это главное качество, которое ценит гендиректор "СтройАрсенала" в сотрудниках. "Я увольняю людей только по одной причине, - говорит Балаболин, - за нежелание или неумение учиться. И, между прочим, считаю, что плох тот директор, который не может позволить себе отдыхать два месяца в году: сотрудники должны быть настолько профессиональны, а механизм предприятия настолько отлажен, чтобы спокойно функционировать и в отсутствие начальства".

Еще по теме