Top.Mail.Ru
архив

Visa забирает магазины

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ "карточный" рынок вновь на пороге великих потрясений. Международная платежная система Visa International учредила в России новую сервисную компанию, цель которой - обслуживание "карточных" платежей в торговых точках (эквайринг). Надо сказать, что такие операции едва ли не самая прибыльная часть "пластикового" бизнеса. Между банками порой разыгрываются настоящие войны за тот или иной магазин, ресторан или отель. Однако после августовского кризиса 1998 года многие банки стали подводить своих клиентов. Частые сбои, обусловленные финансовыми трудностями самих банков, заставили некоторые магазины вообще отказаться от "пластиковых" расчетов. Другие же шли на контакт с новыми эквайерами только в том случае, если те существенно снижали размер комиссионных, взимаемых за предлагаемые услуги. Понятно, что подобный демпинг не лучшим образом сказывался на рентабельности операций. И в конечном итоге отталкивал от "пластика" новые банки.

Потеря сети и снижение активности участников, естественно, не может не беспокоить платежную систему. И немудрено, что Visa, как, впрочем, и ее главный конкурент Europay, всерьез задумалась над модернизацией системы расчетов в России.

Visa удалось продвинуться несколько дальше в этом направлении. Видимо, сыграл свою роль тот довольно жесткий подход, который данная платежная система практикует в отношении своих российских партнеров. Не секрет, что Visa контролирует практически все решения, которые принимаются в рамках ассоциации "Visa-Россия". Между тем более демократичный Europay фактически допускает двоевластие, отдавая рассмотрение некоторых ключевых вопросов абсолютно не зависящей от него аналогичной ассоциации российских банков - членов Europay. (В частности, во многом по вине ассоциации практически недееспособный "СБС-Агро" больше года после своего коллапса продолжал обслуживать внутрироссийские расчеты по "европейским" картам.)

Впрочем, из всего этого вовсе не следует, что решение о создании новой сервисной компании Visa принимала абсолютно авторитарно. Во всяком случае, видимость демократических процедур была сохранена. Инициатива платежной системы год обсуждалась на совете директоров "Visa-Россия". И о том, насколько горячи были споры, свидетельствует хотя бы тот факт, что минувшей осенью в Москву наведывалась даже региональный президент Visa Энн Кобб. Окончательное же решение вообще принималось всей ассоциацией. Более того, Visa, согласно заверениям ее представителей, вовсе не намерена единолично руководить и владеть новой компанией. Предполагается, что ее доли со временем приобретут все основные российские игроки. (Правда, наибольшими преференциями в этом смысле будут пользоваться участники "Visa-Россия". ) К тому же из появления "визовского" эквайера вовсе не следует, что должны автоматически исчезнуть остальные. За банками, работающими сейчас напрямую с торговыми точками, формально сохраняется такая возможность. Другое дело, кого выберут в качестве партнера сами магазины. Наверное, эквайеру, работающему под крышей Visa, будет больше доверия. Что, несомненно, заставит конкурентов еще больше снижать собственные тарифы, которые уже опускаются ниже 1,5% от объема обслуживаемых операций.

Однако пока у противников "визовской" новации еще есть шанс нивелировать ее последствия. Дело в том, что компания еще только учреждена, но организационно не оформлена. Дальнейшие проработки Visa представит, по всей видимости, на очередном заседании совета директоров "Visa-Россия". А оно пройдет уже в новом составе, поскольку в апреле в ассоциации предстоят выборы. И вовсе не очевидно, что в новом совете окажутся лишь лояльные Visa Райффайзенбанк, Банк Австрия Кредитанштальт, не питающий особых наклонностей к эквайрингу Сбербанк и индифферентные регионалы вроде МЕНАТЕПа-СПб или Промышленно-строительного (на регионы, в том числе и Питер, влияние "визовской" компании на первых порах едва ли распространится). На участие в совете директоров ассоциации наверняка будут претендовать МДМ-банк, ИМПЭКСбанк, Росбанк, Мост-банк, Альфа-банк, Собинбанк. А их взгляды на развитие "карточного" бизнеса в России далеко не всегда совпадают с точкой зрения международной платежной системы.

Еще по теме